gavrasRT

English (United Kingdom)Russian (CIS)

mesoeurazia little banner 02a

Каким должен быть герб Крыма?
 
Княжество Феодоро

Крымский миф Йозефа Бойса

27-30 октября в Севастополе при поддержке СГГА и Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого в сотрудничестве с Гете-институтом состоялся проект «Йозеф Бойс в Крыму». В ходе выставки, цикла лекций и подиумной дискуссии севастопольцы получили возможность ознакомиться с творчеством одного из наиболее значительных представителей современного искусства и его последователей.

 

Демистификация Бойса

На западе Йозеф Бойс уже давно стал культовой фигурой наравне с Мэрлин Монро или Че Геварой. За свою жизнь он осуществил 70 акций, организовал 130 персональных выставок, создал более 10.000 рисунков, которые выставлены в самых престижных европейских музеях. Он встречался с Далай-ламой, сотрудничал с Генрихом Беллем. Для молодого послевоенного поколения немцев Бойс был настоящим гуру постмодернизма, чуть ли не основателем новой религии.

Йозеф Бойс родился 12 мая 1921 году в Клеве, в буржуазной католической семье. С детства много читал Гете, Шиллера, Новалиса, Шопенгауэра, Шпенглера. Интересовался медициной (он хотел стать врачом), искусством, биологией, философией. В 1940 году ушел добровольцем на фронт. Отучившись на стрелка-радиста, служил в люфтваффе.

beuys1

Йозеф Бойс в немецкой военной форме

16 марта 1944 года произошло событие, которое изменило всю его жизнь. Бомбардировщик Ju-87,на борту которого находился Бойс, был сбит при выполнении боевой задачи над степным Крымом. Пилоту, несмотря на ранене удалось посадить самолет, но удар о землю оказался для него критическим. Сам Бойс получил многочисленные травмы, в том числе перелом черепа. Его подобрали татары-пастухи. В течение восьми дней они лечили немецкого унтер-офицера при помощи ритуальных методов, уходящих корнями в древнюю степную традицию. Тело Бойса обкладывали кусками сала, вливавшими в организм жизненную силу, и заворачивали в войлок, сохраняющий тепло. В полубреду он видел татарские войлочные палатки и нехитрый кочевой скарб. Впоследствии сало, войлок и жир стали важными элементами его скульптур и инсталляций, которым сам автор придавал и терапевтическое значение. Другим «фирменным знаком» Бойса стал крест – как символ преображения человека через страдания.

beuys2

Йозеф Бойс. Метеор в месте крестов (1953)

Историю о том, как крымские татары спасли и изменили его жизнь при помощи самых бесхитростных народных материалов и продуктов, Бойс неоднократно рассказывал позже, когда стал общепризнанным художником. Именно поэтому в своем творчестве, мессидж которого автор направлял на излечение западного человека, он использовал самые простые материалы и формы.

В нашем веке земляки Бойса подошли к «крымскому мифу» с истинно немецкой педантичностью. В 2003 году немецкий художник Йорг Херольд вместе с искусствоведом Франком Эккартом и симферопольским историком Владимиром Гурковичем отправились в экспедицию на место предполагаемого крушения самолета Бойса. Опросив свидетелей, они пришли к категорическому выводу: никакого «чудесного спасения» немецкого летчика не было. В ходе падения самолета он почти не пострадал и уже на следующий день находился на лечении в немецком военно-полевом госпитале.

Получается, что Бойс полностью придумал свою историю. Такое заключение можно было сделать из лекции Франка Эккарта «Йозеф Бойс в Крыму и после».

 

Инициация Бойса

С попытками немецких искусствоведов научно препарировать «крымский миф Бойса» не согласен художник Исмет Шейх-Задэ, который презентовал свой проект «Йозеф Бойс – инициация» (1943-2011).

По мнению Исмета Шейх-Задэ, если Бойс не только говорил о кочевой традиции, но и воплощал ее в своем творчестве, нет оснований игнорировать ее влияние.

«Я крымский татарин. И как бы ни старалась немецкая сторона развенчать якобы «миф» о спасении Бойса в Крыму, у меня на этот счет есть свое мнение. Это право художника - выбирать свою линию поведения», - отметил он.

В качестве альтернативы «демистификации Бойса» создатель галереи «Крымское ханство» предложил дальнейшее развитие его мифа, обогащенное новыми подробностями. В ходе проведенных исследований удалось выяснить, что начало первому циклу инициации Йозефа Бойса положила спецоперация, проведенная капитаном Амет Ханом Султаном, который во время боевого вылета сбил намеченного пилота над заданным квадратом.

К сожалению, процесс инициации был досрочно прерван нацистскими поисковиками. «По этой причине всю свою жизнь, стремясь восполнить этот пробел, художник культивировал ту терапевтическую герменевтику, позволившую ему выжить, но не в полной мере осознавая, зачем это было сделано», - считает Исмет Шейх-Задэ,

beuys3

Исмет Шейх-Задэ. Инициация Йозефа Бойса

Целью инсталляции Исмета Шейх-Задэ стало завершение процесса инициации Йозефа Бойса в «кочевые мастера», прерванного 70 лет назад, с присвоением ему клановой тамги тюркского рода Байис или Байит, от названия которого происходит фамилия Бойс.

beuys4

 

Код Бойса

Йозеф Бойс и Святой Грааль в Крыму – сенсационная тема, которая может стать еще одним ярким дополнением к бойсовскому мифу.

Для правильной его дешифровки необходимо упомянуть один немаловажный, но весьма интригующий факт. Бойс был членом Антропософского общества, основанного в 1913 году немецким мистиком Рудольфом Штейнером. Большое влияние антропософии испытали такие яркие представители русской культуры как Андрей Белый и Максимилиан Волошин.

«О Рудольфе Штейнере я с детства думаю снова и снова. Я знаю, что он завещал мне миссию постепенно уничтожить моим собственным способом отчуждение и недоверие, которое люди испытывают к сверхчувственному», - признался Йозеф Бойс в 1971 году. После смерти Бойса в его библиотеке нашли 120 томов Штейнера, многие из которых были буквально испещрены пометками и рисунками.

В историософии Штейнера Черноморское пространство в целом и Крым в частности рассматривалось как область сакральных мистерий, в которой определяется будущее человечества и осуществляется связь Востока и Запада. Именно из Причерноморского региона в разные периоды истории неоднократно посылались духовные импульсы в Европу, призванные исцелить ее от демонических сил.

beuys5

Члены «Общества Святого Феодора Гавраса» беседуют с местоблюстителем престола Крымского ханства Исметом Шейх-Задэ

Поэтому уже не вызывает удивления, что в то время, как Йозеф Бойс еще совершал боевые вылеты, не ведая о своей грядущей миссии, другой участник Антропософского движения Отто Олендорф безуспешно искал в средневековых крымских замках загадочную реликвию – Чашу Грааля (Золотую колыбель), которая должна осуществить миссию духовного преображения мира.

Темы Крыма и Святого Грааля привлекли после войны и Йозефа Бойса. В 1969 году в ходе live-performance во Франкфурте он читал отрывки «Ифигении в Тавриде» Гете. Легенда об Ифигении, призванной стать жертвой богине Артемиде, но получившей жреческое посвящение в Крыму, рассматривалась в штейнеровской школе как один из главных мифов европейской культуры.

В другом перфомансе Celtic + ~~~ Бойс представал перед аудиторией, стоящим с копьем в правой руке, направленным на лежащую доску с изображением чаши. Зрителям предлагалась терапевтическая медитация на эти символы посредством контекста легенды о Святом Граале. По утверждениям бойсоведов, в 1972 году он сделал несколько рисунков Святого Грааля, которые до настоящего момента остались неопубликованными.

Символ копья как аллегории страдания, искупления и преображения, наряду с крестом – важный элемент творчества Бойса. В легендах о Граале копье не только наносит болезненную рану королю-рыбаку. Стекающая с него в Чашу кровь обладает и целебным действием. Сотник Лонгин, нанося распятому Иисусу рану копьем, прерывает его земную жизнь, но с ее окончанием начинается мистерия спасения и искупления. Бог Один пригвождает себя копьем к древу, чтобы познать сакральный смысл рун.

beuys6

Последний чисто «германский» сюжет немецкие искусствоведы пробуют привлекать для интерпретации символа копья у Бойса. Но если рассмотреть этот мотив через призму учения Рудольфа Штейнера, то он приведет нас не в Скандинавию, а в степи Причерноморья, где немецкий художник получил свое откровение.

"В кругу мудрости, который указывает на божественное имя Вотана или Одина, нужно видеть нечто, что пришло сперва с Востока из Мистерий близ Черного моря и изливало свое духовное содержание с Востока на Запад, причем были основаны различные колониальные места Мистерий от Черного моря к Западу", - пишет Штейнер. Именно с северных берегов Черного моря мистерии Вотана пришли в Срединную, а затем в Северную Европу около 3-3.5 тысяч лет назад.

После «крымской инициации» Бойс рассматривал себя как посвященного, целью которого было повторить трансляцию этих целительных для больного сознания западного человека мистерий в Европу.

Подтверждает наше предположение еще один перфоманс Бойса Eurasia Staff, в ходе которого герой – сам Бойс – приносит обновление в виде нового способа мышления и воображения с Востока на Запад. Таким героем является и отправляющийся на поиски Грааля Парцифаль – это странник, новый человек, который идет против себя. «Это и есть настоящий Грааль», - утверждал Бойс.

«Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник», - говорил пророк Мухаммед. «Будьте прохожими!», - учил Иисус, согласно «Евангелию от Фомы».

Можно по-разному относиться к достоверности исторических фактов «крымского мифа» Бойса. Но нельзя отрицать их инициатической значимости для всей европейской культуры.

 

© Андрей Васильев, председатель «Общества Святого Феодора Гавраса».

Комментарии

Комментарии
Добавить новый
+/-
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Веб-сайт:
Тема:
UBB-Код:
[b] [i] [u] [url] [quote] [code] [img] 
 
 
:D:):(:0:shock::confused:8):lol::x:P:oops::cry:
:evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

AddThis Social Bookmark Button

orellt

Календарь

2017
Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

А Н О Н С

ost111

Эзотерические экскурсии и
туры с тренингами от автора книги
«В погоне за Шамбалой»,
гида-переводчика,
экскурсовода
Андрея Осташко