Крымский миф Йозефа Бойса
27-30 октября в Севастополе при поддержке СГГА и Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого в сотрудничестве с Гете-институтом состоялся проект «Йозеф Бойс в Крыму». В ходе выставки, цикла лекций и подиумной дискуссии севастопольцы получили возможность ознакомиться с творчеством одного из наиболее значительных представителей современного искусства и его последователей.
Демистификация Бойса
На западе Йозеф Бойс уже давно стал культовой фигурой наравне с Мэрлин Монро или Че Геварой. За свою жизнь он осуществил 70 акций, организовал 130 персональных выставок, создал более 10.000 рисунков, которые выставлены в самых престижных европейских музеях. Он встречался с Далай-ламой, сотрудничал с Генрихом Беллем. Для молодого послевоенного поколения немцев Бойс был настоящим гуру постмодернизма, чуть ли не основателем новой религии.
Йозеф Бойс родился 12 мая 1921 году в Клеве, в буржуазной католической семье. С детства много читал Гете, Шиллера, Новалиса, Шопенгауэра, Шпенглера. Интересовался медициной (он хотел стать врачом), искусством, биологией, философией. В 1940 году ушел добровольцем на фронт. Отучившись на стрелка-радиста, служил в люфтваффе.
Йозеф Бойс в немецкой военной форме
16 марта 1944 года произошло событие, которое изменило всю его жизнь. Бомбардировщик Ju-87,на борту которого находился Бойс, был сбит при выполнении боевой задачи над степным Крымом. Пилоту, несмотря на ранене удалось посадить самолет, но удар о землю оказался для него критическим. Сам Бойс получил многочисленные травмы, в том числе перелом черепа. Его подобрали татары-пастухи. В течение восьми дней они лечили немецкого унтер-офицера при помощи ритуальных методов, уходящих корнями в древнюю степную традицию. Тело Бойса обкладывали кусками сала, вливавшими в организм жизненную силу, и заворачивали в войлок, сохраняющий тепло. В полубреду он видел татарские войлочные палатки и нехитрый кочевой скарб. Впоследствии сало, войлок и жир стали важными элементами его скульптур и инсталляций, которым сам автор придавал и терапевтическое значение. Другим «фирменным знаком» Бойса стал крест – как символ преображения человека через страдания.
Йозеф Бойс. Метеор в месте крестов (1953)
Историю о том, как крымские татары спасли и изменили его жизнь при помощи самых бесхитростных народных материалов и продуктов, Бойс неоднократно рассказывал позже, когда стал общепризнанным художником. Именно поэтому в своем творчестве, мессидж которого автор направлял на излечение западного человека, он использовал самые простые материалы и формы.
В нашем веке земляки Бойса подошли к «крымскому мифу» с истинно немецкой педантичностью. В 2003 году немецкий художник Йорг Херольд вместе с искусствоведом Франком Эккартом и симферопольским историком Владимиром Гурковичем отправились в экспедицию на место предполагаемого крушения самолета Бойса. Опросив свидетелей, они пришли к категорическому выводу: никакого «чудесного спасения» немецкого летчика не было. В ходе падения самолета он почти не пострадал и уже на следующий день находился на лечении в немецком военно-полевом госпитале.
Получается, что Бойс полностью придумал свою историю. Такое заключение можно было сделать из лекции Франка Эккарта «Йозеф Бойс в Крыму и после».
Инициация Бойса
С попытками немецких искусствоведов научно препарировать «крымский миф Бойса» не согласен художник Исмет Шейх-Задэ, который презентовал свой проект «Йозеф Бойс – инициация» (1943-2011).
По мнению Исмета Шейх-Задэ, если Бойс не только говорил о кочевой традиции, но и воплощал ее в своем творчестве, нет оснований игнорировать ее влияние.
«Я крымский татарин. И как бы ни старалась немецкая сторона развенчать якобы «миф» о спасении Бойса в Крыму, у меня на этот счет есть свое мнение. Это право художника - выбирать свою линию поведения», - отметил он.
В качестве альтернативы «демистификации Бойса» создатель галереи «Крымское ханство» предложил дальнейшее развитие его мифа, обогащенное новыми подробностями. В ходе проведенных исследований удалось выяснить, что начало первому циклу инициации Йозефа Бойса положила спецоперация, проведенная капитаном Амет Ханом Султаном, который во время боевого вылета сбил намеченного пилота над заданным квадратом.
К сожалению, процесс инициации был досрочно прерван нацистскими поисковиками. «По этой причине всю свою жизнь, стремясь восполнить этот пробел, художник культивировал ту терапевтическую герменевтику, позволившую ему выжить, но не в полной мере осознавая, зачем это было сделано», - считает Исмет Шейх-Задэ,
Исмет Шейх-Задэ. Инициация Йозефа Бойса
Целью инсталляции Исмета Шейх-Задэ стало завершение процесса инициации Йозефа Бойса в «кочевые мастера», прерванного 70 лет назад, с присвоением ему клановой тамги тюркского рода Байис или Байит, от названия которого происходит фамилия Бойс.
Код Бойса
Йозеф Бойс и Святой Грааль в Крыму – сенсационная тема, которая может стать еще одним ярким дополнением к бойсовскому мифу.
Для правильной его дешифровки необходимо упомянуть один немаловажный, но весьма интригующий факт. Бойс был членом Антропософского общества, основанного в 1913 году немецким мистиком Рудольфом Штейнером. Большое влияние антропософии испытали такие яркие представители русской культуры как Андрей Белый и Максимилиан Волошин.
«О Рудольфе Штейнере я с детства думаю снова и снова. Я знаю, что он завещал мне миссию постепенно уничтожить моим собственным способом отчуждение и недоверие, которое люди испытывают к сверхчувственному», - признался Йозеф Бойс в 1971 году. После смерти Бойса в его библиотеке нашли 120 томов Штейнера, многие из которых были буквально испещрены пометками и рисунками.
В историософии Штейнера Черноморское пространство в целом и Крым в частности рассматривалось как область сакральных мистерий, в которой определяется будущее человечества и осуществляется связь Востока и Запада. Именно из Причерноморского региона в разные периоды истории неоднократно посылались духовные импульсы в Европу, призванные исцелить ее от демонических сил.
Члены «Общества Святого Феодора Гавраса» беседуют с местоблюстителем престола Крымского ханства Исметом Шейх-Задэ
Поэтому уже не вызывает удивления, что в то время, как Йозеф Бойс еще совершал боевые вылеты, не ведая о своей грядущей миссии, другой участник Антропософского движения Отто Олендорф безуспешно искал в средневековых крымских замках загадочную реликвию – Чашу Грааля (Золотую колыбель), которая должна осуществить миссию духовного преображения мира.
Темы Крыма и Святого Грааля привлекли после войны и Йозефа Бойса. В 1969 году в ходе live-performance во Франкфурте он читал отрывки «Ифигении в Тавриде» Гете. Легенда об Ифигении, призванной стать жертвой богине Артемиде, но получившей жреческое посвящение в Крыму, рассматривалась в штейнеровской школе как один из главных мифов европейской культуры.
В другом перфомансе Celtic + ~~~ Бойс представал перед аудиторией, стоящим с копьем в правой руке, направленным на лежащую доску с изображением чаши. Зрителям предлагалась терапевтическая медитация на эти символы посредством контекста легенды о Святом Граале. По утверждениям бойсоведов, в 1972 году он сделал несколько рисунков Святого Грааля, которые до настоящего момента остались неопубликованными.
Символ копья как аллегории страдания, искупления и преображения, наряду с крестом – важный элемент творчества Бойса. В легендах о Граале копье не только наносит болезненную рану королю-рыбаку. Стекающая с него в Чашу кровь обладает и целебным действием. Сотник Лонгин, нанося распятому Иисусу рану копьем, прерывает его земную жизнь, но с ее окончанием начинается мистерия спасения и искупления. Бог Один пригвождает себя копьем к древу, чтобы познать сакральный смысл рун.
Последний чисто «германский» сюжет немецкие искусствоведы пробуют привлекать для интерпретации символа копья у Бойса. Но если рассмотреть этот мотив через призму учения Рудольфа Штейнера, то он приведет нас не в Скандинавию, а в степи Причерноморья, где немецкий художник получил свое откровение.
"В кругу мудрости, который указывает на божественное имя Вотана или Одина, нужно видеть нечто, что пришло сперва с Востока из Мистерий близ Черного моря и изливало свое духовное содержание с Востока на Запад, причем были основаны различные колониальные места Мистерий от Черного моря к Западу", - пишет Штейнер. Именно с северных берегов Черного моря мистерии Вотана пришли в Срединную, а затем в Северную Европу около 3-3.5 тысяч лет назад.
После «крымской инициации» Бойс рассматривал себя как посвященного, целью которого было повторить трансляцию этих целительных для больного сознания западного человека мистерий в Европу.
Подтверждает наше предположение еще один перфоманс Бойса Eurasia Staff, в ходе которого герой – сам Бойс – приносит обновление в виде нового способа мышления и воображения с Востока на Запад. Таким героем является и отправляющийся на поиски Грааля Парцифаль – это странник, новый человек, который идет против себя. «Это и есть настоящий Грааль», - утверждал Бойс.
«Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник», - говорил пророк Мухаммед. «Будьте прохожими!», - учил Иисус, согласно «Евангелию от Фомы».
Можно по-разному относиться к достоверности исторических фактов «крымского мифа» Бойса. Но нельзя отрицать их инициатической значимости для всей европейской культуры.
© Андрей Васильев, председатель «Общества Святого Феодора Гавраса».
Комментарии
Comments |
|