XIV век
Усиление княжеской власти Гаврасов на Мангупе и консолидация православного населения Крыма в составе государства Феодоро повлекли за собой новые веяния в искусстве 14 века. Ктиторы из княжеской династии тяготеют к заимствованию классического палеологовского столичного стиля.
Прекрасный пример такого заимствования дает роспись храма «Донаторов» в Черкес-кермене, вдохновленная, по мнению исследователей, мозаиками и фресками знаменитого монастыря Хора в Константинополе, которые датируются 20-ми годами 14-века. Изображения Святых и Мучеников приобретают аристократические черты, а сами фрески с их эмоциональными густыми тонами, несомненно, восходят к лучшим столичным образцам. Между тем композиция росписи остается весьма архаичной, связанной с восточными влияниями.
В храме появляются изображения представителей княжеской семьи в подражание византийским императорам и другим правителям византийского мира.
Еще один пример фресковой росписи середины 14 века был обнаружен декабре 2004 года во время раскопок возле генуэзской крепости Чембало в Балаклаве. Археологи и искусствоведы датируют фреску началом ХIV века. В эту пору крепость в Балаклаве принадлежала Генуе, но сам город населяли греки. Один из их храмов был посвящен Пресвятой Богородице. Не исключено, что найденная фреска находилась в нем.
Часть 2. Палеологовский ренессанс Часть 4. XV век.
Комментарии
Комментарии |
|