gavrasRT

English (United Kingdom)Russian (CIS)

mesoeurazia little banner 02a

Каким должен быть герб Крыма?
 
Княжество Феодоро

Фадеева Татьяна Михайловна

Фадеева Татьяна Михайловна - российский ученый, кандидат исторических наук, ведущий сотрудник  Отдела истории ИНИОН РАН, действительный член Русского географического общества (РГО), член Центрального Дома ученых. Писатель-историк, закончила аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО РАН), отделение «Всеобщая история» в 1975 г. Ее исследовательская работа по кругу проблем, связанных с Европейским Союзом, получала финансовую поддержку (грант) Российского гуманитарного научного фонда – РГНФ с 1996-по 2006 гг. Продолжает вести эту тему в журнале ИНИОН РАН  «Общественные науки. Серия: История», членом редколлегии которого является.

fadeeva

С 1998 г. регулярно участвует в научных конференциях «Воронцовы и русское дворянство между Востоком и Западом» и «Крымская усадьба» Алупкинского дворцово-паркового заповедника с последующей публикацией докладов в сборниках музея.

С 2007 г.  постоянный участник научных Дашковских чтений, ежегодно проводимых Гуманитарным Институтом им. Е.Р.Дашковой, Москва, с последующей публикацией докладов в сборниках Института.

Биография небогата внешними событиями. Однако заслуживают упоминания некоторые обстоятельства семейной истории, оказавшие весьма важное влияние на то, как сложилась ее творческая судьба. Дед, Фадеев Захар Фадеевич, младший офицер Лейб-гвардии Семеновского полка, выйдя в отставку, с 1892 по 1907 годы служил смотрителем Дома бояр Романовых - мемориального музея, основанного в 1959 году по инициативе Александра II. Сегодня историками установлено, что старейшая часть дома относится к XV веку и что он составлял часть приданого Варвары Ховриной, выданной замуж за одного из Романовых. Ее отец, Иван Дмитриевич Ховрин, боярин, принадлежал к семейству Ховриных, выходцев из Крыма, «сурожан», отличавшихся богатством, высоким положением в среде придворной знати, строительством каменных палат и храмов.  Его дочь Варвара стала матерью Федора Никитича, он же патриарх Филарет, и бабушкой Михаила Романова. Улица Варварка, на которой расположен Дом-музей, одно из старейших зданий Москвы, филиал Государственного исторического музея (ГИМ), выходит на Красную площадь против храма Василия Блаженного и Спасских ворот. Здесь когда-то располагался «Сурожский ряд», где торговали купцы из г. Сурожа (Сугдея, Судак), и где, таким образом, зримо осуществлялись старейшие связи Москвы и Крыма. Во дворе Дома-музея,  во флигеле, украшенном двуглавым орлом,  проживала семья деда, здесь появились на свет его дети, в том числе и мой отец. Эти исторические воспоминания, вероятно, предопределили мои последующие занятия историей Греко-крымской диаспоры в Москве, княжеством Феодоро, таврическо-трапезундскими истоками геральдики двуглавого орла.

В связи со  150-летним юбилеем Дома бояр Романовых (ныне – филиал ГИМ,а) его дирекция постаралась отыскать потомков первых смотрителей музея, включить их воспоминания в программу конференции, собрать и опубликовать материал о них в сборнике, посвященном истории Дома-музея. Тем самым факт семейной истории приобрел общественное звучание.

Огромное значение имела первая встреча с Крымом еще в школьном возрасте, когда вместе с родителями совершила морское путешествие из Мариуполя в Ялту; вид берегов Тавриды с моря произвел неизгладимое впечатление. С этого времени начинается регулярное чтение литературы, посвященной Крыму.

Не менее важное влияние оказала дружба с яркими представителями старой интеллигенции. Это уроженка Крыма Ариадна Александровна Арендт и ее муж Анатолий Иванович Григорьев, известные московские скульпторы, пострадавшие в свое время за участие в теософском кружке; это художник Б.А.Смирнов-Русецкий, участник группы художников-космистов «Амаравелла», близкой по духу кружкам розенкрейцеров, разгромленным в начале 30-х годов.

Отсюда берет начало знакомство с  «запретной» литературой и собирание материала по традиционной символике как языку, запечатлевшему духовное достояние древних культур. Его результатом стали книги: «Образ и символ. Универсальный язык символики в истории культуры» - М., Новалис, 2004; а также перевод на русский язык фундаментальных трудов известного французского мыслителя Рене Генона: "Символика креста" и "Заметки об инициации" (перевод с франц., вступ. статья, составление: Рене Генон. «Символика креста», М., Прогресс - Традиция, 2003; 2-е изд. -2008).

Автор книг: По горному Крыму. – М., Искусство, 1988; Тайны горного Крыма – Симферополь, 1998, 2001, 2002, 2004; Крым в сакральном пространстве. Симферополь, 2000 (Лучшая книга года в номинации Краеведение – Выбор «Экслибрис», книжное приложение к Независимой газете, Москва), 2002, 2003;  Старый добрый Коктебель (в соавт. С А.К. Шапошниковым). Симферополь, 2004; Бахчисарай и его окрестности (в соавт. с М.В. Соколовой). - Симферополь, 2000, 2003;  Феодоро и его князья (в соавт. С А.К. Шапошниковым) – Симферополь, 2005; переработанное и дополн. издание – 2011; Тайны горного Крыма. – Симферополь, 2007 – переработанное и дополн. издание; Дюбуа де Монпере. Путешествие по Крыму. – Пер. с франц., введение, примечания – Фадеева Т.М.; Две Софии и Пушкин. Истоки вдохновения Бахчисарайского фонтана. – Симферополь, 2008). Сакральная география Крыма. – Симферополь, 2010,2011.

 

 

Комментарии

AddThis Social Bookmark Button

orellt

Календарь

2017
Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

А Н О Н С

ost111

Эзотерические экскурсии и
туры с тренингами от автора книги
«В погоне за Шамбалой»,
гида-переводчика,
экскурсовода
Андрея Осташко