Преподобный Иоанн, епископ Готский
Святой Иоанн, епископ Готский – дни памяти 19 мая/1 июня (представление), 26 июня/9 июля (перенесение мощей), 15/28 декабря (Собор крымских святых).
Святой Иоанн происходил из Партенита на Южном берегу Крыма. Дед Святого, бывший военный, по всей видимости, переселился с Южного берега Черного моря на северный из-за гонений против почитателей икон при императоре Византии Льве III (717-741).
В правление императора Константина V Копронима (741-775) епископ Готии был приглашен на иконоборческий Собор (754) и поставлен митрополитом Ираклии Фракийской, а на Готскую кафедру возведен другой епископ, избранный без одобрения паствы. Однако православные в Готии не признали ни его, ни деяний Собора и выбрали своим пастырем Иоанна, известного как сторонника иконопочитания.
После 754 Иоанн отправился в Иерусалим, где прожил 3 года, а затем вернулся обратно. Предполагают, что он хотел получить посвящение в епископы у Иерусалимского патриарха Феодора I. Выбор Иерусалима мог быть обусловлен преданием, содержащимся в Житии Херсонесских священномучеников, где шла речь о поставлении первых епископов Херсонеса из Иерусалима. Однако, скорее всего, Иерусалимский патриарх, чтобы не быть обвиненным в нарушении канонов, не стал рукополагать епископа Готии, которая на тот момент относилась к Константинопольскому патриархату.
Рисунок 1. Св. Иоанн Готский.
В связи с этим около 758 года Иоанн направился в Грузию. В грузинской версии Великого Синаксаря, составленной преподобным Георгием Святогорцем, под 26 июня помещены краткие сведения об Иоанне Готском. Здесь указано, что, поскольку Византия в этот период была подвержена ереси иконоборчества, готы направили Иоанна в единственную страну, не тронутую ересью. Свою епископскую хиротонию он получил в Мцхете в храме Святых апостолов, в основании которого покоится хитон Спасителя.
Это очень важный факт, который игнорируют большинство исследователей средневекового Крыма. Если согласиться с мнением А.Герцена и Ю.Могаричева о том, что Иоанн был первым епископом Готии (упомянутого в Житии архиерея, переведенного в Гераклею, указанные исследователи предлагают считать епископом Херсонеса Таврического, в состав диоцеза которого входила Готия), то получается, что иерархия Готской церкви восходит к храму, непосредственно связанному с традицией Грааля.
Храмом Грааля считает храм Светицховели немецкий исследователь Герман фон Скерст, автор книги «Храмы Грааля на Кавказе: Прахристианство в Армении и Грузии». Кафедральный собор Мцхеты в честь 12 апостолов был построен по решению св. Нино на том месте, где была сокрыта плащаница Иисуса Назарея.
Впервые о плащанице мы узнаем от блаженного Иеронима. Он ссылается на некое Евангелие, которое считал оригинальным Евангелием от Матфея, написанным на арамейском языке. В нем говорится следующее: «Господь передал плащаницу слуге священника, а затем явился Иакову».
В средние века в Грузии был сделан перевод «Сказания Иосифа Аримафейского», оригинал которого было создан примерно на 500 лет раньше западноевропейских сказаний о Граале. В нем есть следующие слова: «И я, Иосиф, собрал на Голгофе в плащаницу и в сударь кровь Господа, излившуюся из Его ребра». Т.е. плащаница непосредственным образом связывалась с чашей Грааля.
Рисунок 2. Иосиф Аримафейский у Распятия, средневековая западноевропейская миниатюра.
По грузинскому преданию спрятанные апостолом Фаддеем (Иудой) погребальные одежды Спасителя были чудесным образом переданы святой Нине, царице и просветительнице Грузии. Именно на них и был воздвигнут собор в Мцехете.
После рукоположения преподобный Иоанн развернул широкую просветительскую деятельность в своей епархии: создание приходов, строительство церквей, основание и обустройство новых монастырей. Главным из них стал монастырь Св. апостолов в Партените. Возможно, что этот монастырь был назван в честь храма Грааля в Мцхете. После восстановления в 1425 году этот храм был освящен в честь «св. апостолов Петра и Павла», однако более ранние житийные тексты, говорят об основанном св. Иоанном в Партените монастыре просто как о монастыре «св. апостолов».
Рисунок 3. Колонны в Партенитской базилике, реконструкция Д.Неяченко.
Рисунок 4. П.М. Раевский (слева) и Н.И. Репников на раскопках базилики Св. Апостолов.
Рисунок 5. Раскопки базилики св. Апостолов.
Рисунок 6. Реконструкция базилики св. Апостолов.
В годы, когда Иоанн возглавлял епархию Готии, в нее устремились гонимые иконопочитатели из Византии. На это время приходится строительство новых монастырей, распространение христианства среди «варварских» народностей Крыма.
Преподобный Иоанн как минимум дважды ездил в Константинополь и беседовал с патриархом и императрицей о делах веры, что говорит о его большом авторитете в византийском мире. В результате, патриарх Павел стал склоняться к восстановлению иконопочитания, сочувствовала этому и августа Ирина. В последующие годы он состоял в переписке с новым патриархом Тарасием. Однако принять участие в Соборе 787 года, который восстановил почитание икон, св. Иоанну не довелось.
Около 786 года правитель Хазарского каганата послал оккупационный корпус в Готию и аннексировал ее столицу Дорос. Св. Иоанн выступил во главе восстания против хазар. Ему удалось изгнать хазарский гарнизон из крепости и овладеть несколькими горными укреплениями - клисурами. Но участники восстания не смогли воспользоваться успехом, так как часть населения Готии выступила на стороне хазар. Как сказано в Житии, епископ был выдан хазарам собственным народом в одном готском местечке.
Епископа и его учеников каган велел взять под стражу в крепости Фуллов. В темнице епископ чудесным образом исцелил дитя правителя крепости и сумел бежать из заточения. Он переправился в Амастриду на южном берегу Черного моря.
Рисунок 7. Мемориальный комплекс св. Иоанна Готского в Партените.
В 787-791 гг. престарелый Иоанн проживал в изгнании в Амастриде, творя чудеса и предрекая будущее. Он скончался 19 мая и был отпет епископом Амастриды св. Георгием, который с клиром и множеством народа проводил преподобного в последний путь. 26 июня мощи Святого были доставлены в Партенит и погребены в базилике основанного им монастыря св. Апостолов. В XV веке храм был восстановлен митрополитом Готии Дамианом при князе Феодоро Алексее.
Комментарии
Комментарии |
|