Крымский бестиарий. Часть 1.
Единственный способ избавиться от драконов –
Бестиариями (от лат. bestia, «зверь») в Средние века назывались иллюстрированные сборники зоологических статей, в которых подробно описывались различные животные. Особое внимание благочестивые средневековые авторы уделяли разного рода вымышленным тварям, которых подробно и с иллюстрациями описывали, таким, как дракон, грифон, василиск и так далее.
Классическим бестиарием современности является книга Хорхе Луиса Борхеса «Книга вымышленных существ», где аргентинский автор описал самые разнообразные химеры человеческого сознания. Борхес классифицировал мифических тварей в алфавитном порядке, указав, где и когда некое существо появилось впервые в книге, в камне или в воображении мистика-визионера.
Погоня за сенсациями, интенсивное развитие инетернет-технологий, которые приводят к все большей мифологизации коллективного сознания, ретранслируя слухи, сплетни, а иногда просто информационный шум, развитие туристической индустрии, требующее привлечения на полуостров всех новых туристов под любыми предлогами – все это стало причиной формирования целой серии крымских легенд. Значительная часть из них связана с загадочными существами: морскими ящерами, гуманоидами, зловещими тварями крымских пещер и прочими чупакабрами.
Поскольку слава знаменитого аргентинца не дает покоя автору этих строк, который к тому же любит наш полуостров, его историю, традиции и легенды, он решил создать свой собственный «Крымский бестиарий», предложив описание загадочных существ Тавриды на суд читателей.
Предисловие: Гоблины Черного моря.
В ноябре минувшего года мой друг-экскурсовод во время одной из застольных бесед поделился сенсационной новостью. Одна из его знакомых продемонстрировала на своем мобильном телефоне видеофайл о поимке в Черном море близ Севастополя загадочного чудовища, по всем параметрам схожего с Карадагским змеем – персонажем одной из легенд, которые экскурсоводы так любят рассказывать доверчивым туристам.
Будучи по природе закоренелым скептиком, я списал этот рассказ на изрядное количество употребленного коньяка. И был абсолютно не прав. Несколько дней спустя, блуждая по пространствам Интернета, я обнаружил то самое видео, о котором рассказывал мой товарищ.
На нем была хорошо видна выловленная рыбаками розоватая тварь с продолговатой сплюснутой мордой и острыми зубами. Как следовало из описания, приложенного к файлу, этот монстр на самом деле не мифологический, а вполне реальный. Рыбаки поймали уникальное морское животное, известное как акула-гоблин или акула-домовой.
Она известна с 1897 года, когда ее впервые обнаружили у берегов Японии. Это один из самых редких видов акул, который встречается в теплых и умеренных водах всех океанов. В настоящий момент науке известно лишь 45 экземпляров этого редкого животного, которые были выловлены или выброшены на берег. Биология акулы-домового изучена очень мало. Неизвестно даже, насколько многочислен этот вид, и не находится ли он под угрозой исчезновения. Их ловили на глубине от 90 до 1300 метров. Средняя длина взрослой особи составляет 1 м., хотя зарегистрированы случаи поимки экземпляров более 3 м. Пытливым ученым из Токийского университета удалось поймать ее живой, но в неволе она продержалась только около недели, так что подробно изучить акулу и ее повадки не удалось.
Известно, что она питается рыбой, моллюсками, ракообразными. Челюсти акулы могут выдвигаться наружу, именно так она ловит рыбу, втягивая в пасть воду вместе с жертвами. Ее задние зубы приспособлены для раздавливания раковин.
Программа «Вести» телеканала РТР посвятила черноморскому «гоблину» отдельный сюжет, в котором представители ИНБЮМа пытались прокомментировать возможность появления акулы Черном море. Хранитель фонда Севастопольского аквариума Алла Короткова сообщила журналистам, что голубые и тигровые акулы из Средиземки иногда заплывают в Черное море, но из-за малой солености быстро уплывают обратно. Поэтому появление акулы-гоблина у берегов Крыма научный сотрудник Института биологии южных морей Юлия Корнейчук приписала активности людей-гоблинов, предположив, что она выпала за борт яхты из аквариума «новых русских».
На популярном севастопольском форуме посетители оказались намного скептичней. Несколько из них заявили, что видео подделка, мол, гоблина уже неоднократно «вылавливали» в других морях и на других сайтах, а русскую озвучку сделали те, кто сфабриковал «утку» ради прикола. Но, несмотря на столь безапелляционный тон, ни одного доказательства того, что видео подделка, также как и ссылок на «другие сайты» предоставлено не было.
Могла ли акула-гоблин появиться в Черном море? Отложим пока ответ на этот вопрос. Главное в этой истории, что она заставила меня обратиться к легендам о самом знаменитом крымском чудовище Карадагском змее.
Проклятье боспорского перстня
Весной 1858 года археологическая экспедиция Керченского музея во главе с его директором А.Е.Люценко начала раскопки одного из самых значительных курганов некрополя древнего Пантикапея. Курганы в этом районе датируются IV в. до н. э., в основном от 360 до 330 гг. до н. э., т. е. временем наивысшего экономического и политического расцвета Боспорского царства.
Так называемый Павловский курган имел до раскопок огромные размеры: 12 м. высоты и около 64 м. в диаметре у основания. Подошва кургана была окружена каменной крепидой из больших дикарных камней высотой 1 метр.
Раскопки шли медленно, рабочие с трудом поднимали слои чернозема, земли, щебня, камней. Из-за плохих погодных условий: дождей и ветров несколько раз приходилось прервать работы. Только на 17-й день археологам улыбнулась удача.
Рабочие почувствовали, что земля под ними колеблется. Только успели они отскочить в сторону, как земля под ними обвалилась, обнажив гробницу. Последняя состояла из шести рядов тесаных камней и была покрыта пятью каменными плитами. Две крайние плиты обрушились вместе с землей на великолепный деревянный саркофаг. Он имел расписные и позолоченные стенки, изящно украшенные ионическими колонками, инкрустированными янтарем, с консолями и карнизами.
Поскольку был уже вечер, расчистку гробницы и вскрытие саркофага отложили на следующий день, приставив к месту раскопок караул из «благонадежных рабочих при надсмотрщике».
На следующий день археологам не без труда удалось отвалить плиты и освободить прах покойного или, вернее, покойницы. В саркофаге находились останки молодой женщины большим набором золотых украшений. На пальцах ее левой руки было три золотых перстня. На синей стеклянной вставке одного из них изображено море, по которому плывет загадочный морской змей в окружении дельфинов и других рыб.
Фото приведено по книге Скржинской М. В. "Культурные традиции Эллады в античных государствах Северного Причерноморья".
Если бы участники раскопок знали знаменитую легенду о Карадагском змее, они сразу бы догадались, что имеют дело с древнейшим артефактом, доказывающим тот факт, что уже в IV столетии до РХ жители Боспорского царства были знакомы с самым популярным чудовищем Черного моря.
Но скептично настроенные ученые посчитали, что на персте изображен мифический персонаж - дракон, чьим прототипом в греческих мифах, как они полагают, выступил маленький морской конек. Изображения морских драконов с узкими мордами, увенчанными рогами, перепончатыми гребнями на шеях, чешуйчатыми телами с крыльями или плавниками – не редкость на предметах античной материальной культуры, обнаруженных в крымской земле. Их фигуры часто украшали кольца, диадемы, нашивные бляшки. Так, на украшенной гранатами золотой диадеме из некрополя Пантикапея (II до РХ) мы видим двух драконов, обрамляющих центральную фигуру крылатой богини. На амфоре IV века до РХ изображены морские божества нереиды на гиппокампе (водный конь из упряжки Нептуна) и драконе.
Для тех же, кто верит, в легенду о «Карадагском змее», перстень из Павловского кургана – первое из цепи доказательств существования крымского чудища. В этом качестве он фигурирует в многочисленных статьях крымских и столичных журналистов, которые, правда, почему-то тиражируют ошибку, «перенося» дату его находки на 100 лет вперед – в 1958 год. (Отчет о раскопках опубликован в работе Шкорпил В.В. Из архива Керченскаго музея древностей//ИТУАК.-Симферополь, 1918.-Т.55.-С.104 и далее)
Публикаций о «Карадагском змее» в последнее десятилетие появилось великое множество. К сожалению, как можно легко убедиться, на 90% большинство из них копирует одна другую, а их авторы не только некритично относятся к излагаемому материалу – не желая тратить время на знакомство с первоисточниками, - но еще и пытаются приукрасить его сказками, байками, гиперболами, слухами. В результате подобное творчество само переходит в разряд народного фольклора, что, будучи умножено на плохое знание местной географии и реалий отдыхающими на курортах залетными журналистами, подчас дискредитирует саму идею существования черноморского монстра в глазах крымских читателей.
Из публикаций о змее мы можем узнать, что его наблюдали в Черном море с древнейших времен, что о нем писали античные авторы Геродот и Плиний, византийский историк Прокопий Кесарийский, с ним были «знакомы» поэт и художник Максимилиан Волошин, писатели Михаил Булгаков и Всеволод Иванов. Попробуем разобраться: так ли это на самом деле?
Апокрифы древние и современные
Вслед за неизвестным мастером, изготовившим боспорский перстень в пантеоне авторитетных свидетелей существования Карадагского змея, древнегреческий историк Геродот (484 до н. э. — 425 до н). Геродот был серьезным и авторитетным исследователем, неслучайно его называли «отцом истории». Он написал 9-томное историко-географическое сочинение - колоссальный по тем временам трактат, охватывающий греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов, в том числе живших на территории современных России и Украины. Свидетельство такого автора действительно является чрезвычайно ценным.
Во II-м томе своей «Истории» Геродот описывает монстра, который часть времени живет в воде, а часть – на суше. Он достигает в длину 17 локтей. У чудовища свиные глаза, большие зубы с выдающимися наружу клыками, острые когти и чешуйчатая твердая кожа на спине. Но оно встречается оно, согласно древнегреческому историку, отнюдь не в Крыму, а в Египте и называется…крокодил. Крокодилы были священными животными египтян, хорошо известными древним грекам. В египетских храмах они выполняли функции священных животных, жрецы надевали им в уши серьги из стекла, а на передние лапы – кольца.
В отличие от Геродота римский писатель-эрудит Гай Секунд Плиний (23-79 гг. н.э.) располагал точными сведениями о морском змее. В 9-й книге своей «Естественной истории» он сообщает: «Самые крупные животные водятся в Индийском море — пила (pristis) и кит (ballaena), а также в Галльском море — дельфин (physeter), который возвышается, как великая колонна, выше парусов и испускает потоки воды».
Известные науке дельфины не имеют привычек, описанных Плинием, поэтому позже это описание стали считать свидетельством о кашалоте, а physeter стало латинским его названием. Отмечают, правда, что кашалот, так же как и дельфин, отнюдь не возвышается среди волн, «как великая колонна» и Плиний мог иметь в виду совершенно иное существо. Но нас интересует другое: монстр Плиния – обитатель не Черного, а Галльского моря – омывающего берега современной Франции.
А вот византиец Прокопий Кесарийский (VI век), благодаря которому мы знаем о строительной и военной активности императора Юстиниана I в Таврике, действительно сообщает в книгах «Тайная история» и «Война с готами» о существовании в Черном море гигантского чудовища, которого он называет Порфирион.
Подробная история о нем приводится в 29-м разделе 3-й книги «Войны с готами».
Монстр более 50 лет мучил Византийскую империю и прилегающие к ней страны. Он потопил множество судов и постоянно держал в страхе греческих моряков. Однажды чудовище появилось у устья реки Сагарис (ныне турецкая река Сакарья, впадающая в Черное море). Здесь оно начало охотиться за дельфинами, проглотив нескольких из них.
«Но затем под влиянием то ли голода, то ли жажды борьбы оно продолжало их преследовать, пока незаметно не подплыло близко к берегу. Напав здесь на глубокий ил, оно стало биться и всячески двигаться, чтобы возможно скорее уплыть отсюда, но никак не могло сдвинуться с отмели, и еще сильнее засасывалось илом и грязью. Когда слух об этом прошел по всем окрестностям, все бегом бросились сюда, поражая его непрерывно всякого рода топорами, не только его убили, но и вытащили крепкими веревками на берег», - сообщает византийский историк. По свидетельству Прокопия, длина чудовища составила 30 локтей (около 10 метров), ширина 10 локтей. Местные жители, которым была чужда зоологическая любознательность, разрезали чудовище и частично съели, а частично засолили на зиму.
Косатка и человек
Прокопий называет животное китом. Автор книги, посвященной Черному морю Е.Ф. Шнюков высказал предположение, что речь может идти о косатке, которая действительно достигает в длину 10 метров и охотится на дельфинов. Правда, сейчас косатки в Черном море не водятся, предпочитая более прохладные воды.
Кстати, с турецкой рекой Сагарис связан еще один монстр – двоюродный брат Карадагского змея. Римский писатель Юлий Гигин сообщает, что на ее берегах Геракл удушил змея, сгубившего множество людей и опустошавшего окрестности.
«Змееносец» - из «Астрономии» Гигина издания 1485 года.
От мудрецов древних перейдем к мудрецам современным. Если верить газетным публикациям, очевидцем появления у берегов Крыма морского змея был замечательный русский поэт и художник Максимилиан Волошин, проведший последние годы своей жизни в Коктебеле.
Информация об этом содержится в заметках писателя Всеволода Иванова, которые были опубликованы в 1985 году (через много лет после смерти автора). Он, в частности, сообщает, что жена Максимилиана Волошина М. С. Волошина (1887-1976) «являющаяся хранительницей всех коктебельских преданий и обычаев, рассказала, что в 1921 году в местной феодосийской газете была напечатана заметка, в которой говорилось, что в районе горы Карадаг появился «огромный гад» и на поимку... отправлена рота красноармейцев. Дальнейших сведений о судьбе «гада» не печаталось. М. Волошин послал вырезку о «гаде» М. Булгакову, и она легла в основу повести «Роковые яйца».
Однако, как следует из переписки поэта, ни в 1921 году, ни в 1924, когда были опубликованы «Роковые яйца», М. Волошин не был знаком с М. Булгаковым! Об этом свидетельствует письмо, направленное М. Волошиным издателю Н.Ангарскому в марте 1925 года.
Поблагодарив Ангарского за присылку журнала, где были опубликованы «Роковые яйца», Волошин добавлял: "Рассказ М. Булгакова очень талантлив и запоминается во всех деталях сразу... Мне бы очень хотелось познакомиться лично с М. Булгаковым, и так как Вы его, наверно, увидите, - то передайте ему мой глубокий восторг перед его талантом и попросите его от моего имени приехать ко мне на лето в Коктебель".
К апокрифам, как кажется, можно отнести и информацию журналистов о том, что с черноморским драконом встречались «капитан кайзеровской субмарины обер-лейтенант Гюнтер Прюфнер» во время Первой мировой войны и капитан гитлеровской «субмарины U-44 Макс Хеген» во время Второй мировой войны», равно как и далеко идущие заявления о том, что их описания черноморского дракона «полностью совпадают с описаниями древних эллинов». Пока не будет предоставлено доказательств и ссылок на источники, оставим эти сообщения на совести сотрудников официального издания МО РФ!
Полностью фантастическим выглядит также сообщение об экспедиции в Крым, организованной «российской академией наук» по специальному заданию императора Николая I, участники которой, якобы, нашли в районе Карадага яйцо весом 12 килограммов. Пытливые ученые раскололи яйцо и обнаружили, что в нем «четко просматривалась голова с гребнем, принадлежавшая зародышу дракона», а также обнаружили неподалеку «скелет гигантского хвоста с явно выраженной чешуйчато-панцирной структурой». В последнее время журналисты перенесли найденное окаменелое яйцо, в расколе которого просматривается «голова с гребнем» и останки «доисторического чудовища покрытого чешуей» на мыс Айя. Однако в музее-заповеднике Херсонес Таврический, куда определяют авторы публикаций эти находки, подобных диковинок, разумеется, нет и быть не может.
Гигантский полоз татарских легенд
Вполне возможно, что народный фольклор крымских татар окажется более достоверным источником, доказывающим существование Карадагского чудовища, чем фантазии современных журналистов. Попробуем обратиться к нему.
В 1915 году однофамилец создателя самого верного и всесильного учения, а по совместительству собиратель крымских легенд Н. Маркс, в сборнике «Легенды Крыма» опубликовал рассказ «Чершамбе». Согласно легенде, в урочище Юланчик, располагавшемся на пути из Отуз (ныне Щебетовка) в Старый Крым:
«В камышах жила змея, которая, свернувшись, казалась копной сена, а когда шла полем, делала десять колен и больше. Правда, убили её янычары. Акмелизский хан выписал их из Стамбула. Но остались от неё детеныши. Потому что, когда принесли в деревню голову убитой, то она кишела змеёнышами. И когда перепуганные люди разбежались в стороны, полетели змеёныши в своё гнездо и обратились в джиннов». Поэтому урочище и получило название Юланчик, что в переводе означает «змеиное гнездо». Как гласит легенда, местные жители боялись ходить туда, и косить там траву.
Жил в селе крестьянин Сеит-Яя, глупый, как и все смельчаки. Он не верил в джиннов, шайтана и не соблюдал пятничный намаз. Однажды решил он накосить в проклятом урочище сено для коровы. Нетрудно догадаться, что безбожник был за это жестоко наказан. Когда Сеит-Яя косил сено в Юланчике, он увидел страшную картину:
«Показалось только ему, что вдали играет музыка. Открыл глаза и застыл от ужаса. Летела на него козлиная свадьба. Впереди три горбатых козла, с человечьим лицом, дудели на камышовых дудках; за ними старый козёл с вывернутыми рогами бил в бумбало коровьей ногой. Целым стадом скакали черные козлы, и среди них на верблюде сидела, вертелась, с бубном в руке, его невеста. Хотел броситься к ней Сеит-Яя, но заметила она это и скрылась в горб верблюда. И завизжали, запрыгали по всему камышу голые цыплята, и почернело от них окрестное поле, и понеслась свадьба дальше».
Когда крестьянин прибежал в деревню, он узнал, что его невеста ушла и больше не возвращалась, отчего и сошел с ума.
Как видим, легенда, изложенная Н. Марксом, не имеет к «великому змею Черного моря» никакого отношения. В ней, как и в других татарских легендах и сказках речь идет о наземной змее, в которую вселилась нечистая сила. Оно и не удивительно, ведь для татарских крестьян и чабанов обитатели морей представляли намного меньше интереса, чем животные степей и предгорий. Кстати, не напоминает ли «отряд янычар» из легенды Н.Маркса «отряд красноармейцев» из апокрифического рассказа о Буглагове, Волошине и «Роковых яйцах»?
Змей аномальных размеров, но отнюдь не морской, а наземный фигурирует и в другом крымском рассказе. В 7-м томе «Универсального описания Крыма» известного краеведа Василия Кондараки, увидевшем свет в 1875 году, приводится сообщение о том, что в евпаторийском уезде появилась огромная змея с заячьей головой и подобием гривы, которая нападала на овец и высасывала из них кровь.
«Начальник губернии вынужден был для проверки всего этого откомандировать отдельного чиновника с несколькими казаками, чтобы убить чудовище и, если это возможно, снять шкуру его. Посланному, после долгих поисков, внезапно пришлось наскочить на змею эту, но она быстро скрылась в расщелине около деревни Зумбрюка. Несколько времени после этого один молодой татарин, пастух, вооруженный дубинкою, возвращался по почтовой дороге в селение, как вдруг перед ним выползла змея, имевшая приблизительно 5 аршин длины, заячью голову, от которой шла черная полоса по шее, представляющая подобие гривы. Татарин лишь только подметил в ней желание приблизиться к нему, удачным ударом дубинкою размозжил ей голову и изуродовал туловище», - сообщает В. Кондараки. Однако снять шкуру с чудовища не удалось. (Кандараки В.Х «Универсальное описание Крыма». - Спб., 1875, ч. 7, с. 35)
В повести Станислава Славича «В поисках Киммерии» (1969) приводится рассказ о встрече с гигантской змеей в районе мыса Казантип: "Однорукий чабан заметил под кустом терна что-то блестящее, похожее на отполированный дождями и ветрами бараний череп, и от нечего делать ударил по нему черлыгой. И вдруг случилось невероятное: произошел как бы бесшумный взрыв... взлетел вырванный с корнями терновый куст, взметнулся клуб пыли. Полетели во все стороны куски земли. Чабан оцепенел, перестал понимать, где он и что с ним. Он видел только этот клуб пыли, а в нем - своих, словно взбесившихся, овчарок и что-то громадное, с чудовищной силой и быстротой извивающееся. Когда чабан пришел в себя, одна собака была убита, а две уцелевшие с остервенением рвали еще трепыхающееся тело какого-то огромного гада. То, что показалось пастуху бараньим черепом, было головой громадной змеи".
Другой змей длиной 5-6 метров жил до начала Второй мировой войны возле сероводородного источника в окрестностях Судака, где его видело множество местных жителей, приходивших за водой. Этот змей был исключительно миролюбив и только грелся на солнце, демонстрируя всем голову похожую на собачью с конской гривой.
Весьма доброжелательно настроенные к людям змеи, которые достигали в длину трех метров, водились около Уппинского водопада (село Родное). Они не только не трогали людей, но даже спасали им жизнь.
Драма Природы. Фото Алёны Фроловой, Крым – 2006 год.
Намного более зловредным был змей из-под села Азамат (Малиновка) Белогорского района. По рассказам местного 106-летнего старожила, напасть постигла село в 1915 году, когда поселившийся рядом с селом пятиметровый змей стал убивать овец, коз и прочий домашний скот, пока смельчакам не удалось уничтожить чудовище. О четырехметровой змее с собачьей головой и гривой рассказывали жители сел Татар-Осман, Биюк-Узенбаш (Счастливое) и Богатырь.
Все эти свидетельства заставляют нас вспомнить о гигантском полозе – змееобразном существе длиной до 11 метров, о котором сохранилось множество легенд у жителей юго-востока Украины. Огромный змей, – гроза запорожских казаков, – которого до сих пор ищут украинские криптозоологии, обитал, оказывается не только на территории Херсонской и Запорожской областей, но и в Крыму!
Авторы советской энциклопедии «Жизнь животных», увидевшей свет в 1969 году, уверены, что, распространенные на юге Украины, фантастические рассказы о гигантских змеях, преследующих в степи одиноких путников, имеют под собой основой встречи с желтобрюхим полозом.
Эта змея является самой крупной змеей Европы. Желтобрюхие полозы, хотя и не ядовиты, но отличаются крайней агрессивностью. Известны случаи, когда они атаковали, проходящих мимо людей, шипя, как ядовитые змеи, совершая прыжки до 2 метров в высоту и пытаясь нанести удар в лицо. Длина самого большого желтобрюхого полоза, добытого в Крыму, составляла 1 метр 99 сантиметров. (Никольский А.М, Позвоночные животные Крыма. СПб. 1891).
Тот факт, что вместо 1.5-2 метров свидетели говорят о 4-5 метрах, не должен вызывать удивления. Скептики утверждают, что, когда змея движется, ее размеры могут легко казаться в два раза большими, чем есть на самом деле, а преувеличения в рассказах о змеях являются столь же обычными, как в рассказах рыболовов, когда они описывают свой улов.
Шведский натуралист Рольф Бломберг, автор документального фильма «Анаконда», как-то услышал, что у начальника эквадорской полиции есть кожа змеи длиной свыше 10 метров.
«Я спросил его: Верно ли это?», - рассказывал Бломберг. – Конечно, верно, - ответил он – Двенадцать метров». И командир велел солдату принести кожу. Я приготовился к сенсации. Мы расстелили кожу на полу, и я измерил ее шагами. Шесть метров – вдвое меньше того, что говорил начальник заставы. «Ну, знаете! – воскликнул я. – В ней всего шесть метров». «Правда? – сказал он и рассмеялся. А я-то думал – двенадцать».
Криптозоологи, в свою очередь, указывают на то, что относительно безобидный полоз, вреда от которого не больше, чем от бешеной собаки, не мог стать прототипом столь зловещих легенд, распространенных по всему югу Украины. Ведь загадочный змей мог съесть не только собаку или овцу, но и человека!
По крайней мере, такие истории рассказывали старожилы о чудовище, которое жило на знаменитой скале Ак-кая в районе Белогорска. Как утверждает живший здесь до депортации крымских татар аксакал Умер Эминов «до войны его видели несколько раз. Жил змей в пещере, иногда спускался со скалы к реке Биюк-Карасу. Часто утаскивал у пастухов овец и коз. Однажды даже утащил молодого бычка. Был случай, когда схватил мужчину, косившего сено. Его товарищ, бросив косу, побежал за помощью в деревню. Когда, прибежали на покос с ружьями, не нашли ни змея, ни косаря, только в траве лежала брошенная коса».
Голова гигантского змея. Статуя, обнаруженная в «Каменной могиле», III-II тысячелетие до н.э. Фото из книги Б. Михайлова «Каменная могила – подземный «Эрмитаж» Приазовья.
Нетрудно заметить, что рассказ о Белогорском змее, напоминает греческую легенду об основании Свято-Успенского монастыря в районе Бахчисарая, где обитал не менее злобный его собрат. Как свидетельствовал русский летописец XVII века Андрей Лызлов «Бисть некогда в оных каменных горах змий великий, людей и скота пожиравший, и того ради людие от места того отбежавши, пусто оставиша, но яко тамо во оно время жили еще греки и генуенсы, молишася Пресвятой Богородице, дабы их от оного змия освободила». Только заступничество Пресвятой помогло избавиться от этой страшной напасти, поэтому на месте, где обитал монстр, был построен греческий монастырь Панагии – ныне Свято-Успенский монастырь.
Крымские рассказы о чудовищных змеях зачастую связаны с источниками, родниками, водопадами, реками. Исследовательница Татьяна Фадеева в книге «Крым в сакральном пространстве» связывает распространенный во многих, в том числе крымских легендах, змееборческий миф с подчинением земной энергии и преобразованием ее в энергию более высокого порядка. Согласно эзотерическим концепциям, древние святилища располагались с учетом движения «дракона» - теллурической энергии, которая в свою очередь, связана с потоками подземных вод. Однако подробное рассмотрение этих идей слишком далеко уведет нас в сторону от главной темы – поиска реальных свидетельств существования Карадагского змея.
Продолжение следует...
Комментарии
Комментарии |
|