Загадочные круги Фиолента
Ореолом загадок притягивает к себе земля Фиолента. Необычные пейзажи и погода, древние памятники, свидетельства о наблюдениях НЛО и других аномальных явлений.
Среди различных феноменов, связанных с древностью особняком стоит тема странных археологических объектов – так называемых «каменных кругов» в районе мыса Фиолент. Каждый такой круг, а их всего 7, представляет собой кольцо, выложенное из блоков местного известняка на ровной поверхности. Внешний диаметр колец около 3 метров, внутренний (то есть пространство, огороженное кольцом) – в пределах 1.5-2 метров. Блоки, из которых составлены кольца, имеют разный размер и толщину – около 30-50 см. Их поверхность ровная, а каменные блоки носят следы обработки.
Само кольцо относительно нынешней поверхности немного углубленно в почву примерно на 20-30 сантиметров. Заметно также, что внешняя сторона каменных блоков имеет небольшой уклон к внутренней части. Такое впечатление, что сохранившийся нижний ряд кругов – лишь основания высившихся здесь некогда построек.
В таком случае они могут являться фундаментами небольших сооружений типа башенок концентрической формы. Но первоначальную их высоту мы вряд ли когда-то определим точно. Можно лишь предлагать, что она была небольшой – не выше 2-3 метров – слишком узок нижний ряд кладки для высоких построек.
Всего на Гераклейском полуострове известно более 39 кругообразных сооружений. На них обращали внимание еще путешественники XVIII-XIX веков академик Паллас и Дюбуа де Монпере. Фиолентовские круги расположены группой и наиболее удобны для обозрения. Они находится рядом с шоссе на пустыре чуть выше турбазы «Каравелла».
Сначала считалось, что подобные сооружения дело рук древних греков. Ведь практически вся территория полуострова была разбита на земельные наделы граждан античного Херсонеса. Но, когда в начале XX века Л.Моисеев нашел внутри одного из кругов кремниевый отщеп, греческая версия отпала. Дело в том, что кремниевые орудия труда изготовляли люди каменного и бронзового веков, а крымские аборигены тавры использовали их в железном веке.
Позже возникла версия геологического, то есть естественного образования таких сооружений. Но она также неубедительна: слишком уж ровная форма у кругов и есть определенный порядок в их расположении.
Что же могли представлять собой загадочные круги Фиолента? Обратимся к аналогиям. Характерно, что примерно такой же тип построек – если мы принимаем круги за фундаменты несохранившихся башеннообразных сооружений – был распространен по всей Европе в древние времена.
Круглые основания культовых сооружений обнаружены в Германии, Галлии и других местах. Они относятся, как правило, к доримскому времени. Считается, что они имеют отношения к местным культам богини мудрости и священного огня, аналогичной римской Минерве. Юлий Цезарь в «Записках о галльской войне» сообщает, что в языке, обычаях и законах галлов эта богиня упоминается под разными именами: Бригиндо, Минерва, Белисама, Dea Brigantia. Вариации имен богини зависели от этноплеменных различий. У германцев, живших на побережье Северного моря, был известен культ девы Нефаллении. Ей был посвящен совершенно крохотный храмик – также круглой формы. На Британских островах также существовали подобные культовые центры, их связывают с местными «модрон» - «матушками», богинями – хранительницами домашнего очага.
Более известно римское святилище богини Весты, имевшее также довольно скромные размеры. Диметр основания круглого здания составлял всего 15 метров (и это в имперском Риме, прославленном своими гигантскими по тем временам постройками!). Культы Весты сохранялся еще с времени, предшествующему основанию города, т.е. был по своей сути очень архаичным. Первый же храм в честь нее, опять же круглый, был сделан из дерева и хвороста. Жрицы богини – весталки принимали обет безбрачия на 30 лет. В их функции входило хранить священный огонь и делать прорицания.
Исходя из подобных фактов, логично считать и наши гераклейские круги остатками небольших святилищ, вполне заурядных. Скромного размера постройки в виде небольших круглых башенок вполне могли предназначаться для ритуальных возжиганий. Подтверждает это и находка Л. Соловьевым в одном из колец осколков битой и обожженной керамики, греческой, по его сообщению. То есть какие-то капища могли существовать еще в античный период.
Известный исследователь древних религиозных традиций индоевропейцев Герман Вирт отмечает, что подобного рода круглые культовые сооружения изначально мыслились домом божества. В историческое же время (т.е. в письменную эпоху) известно понятие ban-drui – «женщина-друид», которая выполняла различные жреческие функции, защищая также и священный огонь. Этот культ огня известен у древних Ариев с очень древних времен (IV-III тысячелетия до нашей эры). А в храме Бриганды в Ирландии, позже превращенном в женский монастырь, священный огонь горел непрерывно вплоть до средних веков и был упразднен только английским королем Генрихом VIII (1509-1547).
Если же вернуться в Таврику, то все эти размышления навевают в памяти мысль об известном по сообщениям древних авторов храме таврской богини Девы – Дианы, которой местные аборигены, якобы, приносили в жертву несчетных греков и прочих чужестранцев.
Ведь по самой распространенной локализации это жуткое капище с колоннами и ступенями, располагалось как раз где-то в районе побережья Фиолента. Там жрица совершала кровавый обряд: чужакам отрубали по древней традиции головы, а безжизненные тела сбрасывали в море с высокой скалы, а вокруг сидели тавры и наслаждались животным зрелищем.
Жрица, выходящая из святилища, рисунок Пикардта (из книги Германа Вирта)
«К чему холодные сомненья,
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья…»
Судя по этим строкам из стихотворения «Чаадаеву», вере в фантастические басни, идущие от греков поддался и А.С. Пушкин. Но не пора ли пересмотреть эти примитивные представления о жизни архаичных народов, населявших крымский полуостров? Представления, которые кочуют из научных трудов в путеводители и далее обратно в научные труды по кругу, как нечто само собой разумеющееся.
Не говорят ли загадочные круги Фиолента нам о совсем других культах, которые исповедовало древнее население Таврики и о более сложных религиозных представлениях, существовавших в то время на земле Гераклеи?
© Валерий Безгласный.
© «Севастопольский Бриз» №6-2010
Комментарии
Комментарии |
|