«Формула» Леонардо
Многим, со школьной скамьи, знаком рисунок Леонардо да Винчи, нарисованный примерно в 1490-92 годах как иллюстрация к трактату античного римского архитектора Витрувия. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух, наложенных одна на другую, позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат.
Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями. Выполненный пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, рисунок, размером 34,3×24,5 сантиметра, в настоящее время находится в коллекции галереи Академии (Gallerie dell'Accademia) в Венеции.
В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактате Витрувия (Vitruvius).
Являясь одновременно научным трудом и произведением искусства, рисунок также служит примером интереса Леонардо к пропорциям.
Лука Пачоли, современник и друг Леонардо да Винчи, называл изложенное в труде Витрувия отношение «божественной пропорцией». Термин «золотое сечение» (1) (goldener Schnitt) был введён в обиход Мартином Омом в 1835 году. В дошедшей до нас античной литературе деление отрезка в крайнем и среднем отношении (ἄκρος καὶ μέσος λόγος) впервые встречается в «Началах» Евклида, около 300 лет до н. э., где оно применяется для построения правильного пятиугольника.
Да Винчи далеко не первый, и не единственный иллюстратор этого текста: известны работы Ц. Цезариано, Ж. Мартена, Ф. Джокондо, П. Катанео, В. Скамоцци. А в 1986 году итальянский историк Клаудио Сгарби обнаружил аналогичный рисунок работы Джакомо Андреа да Феррары – малоизвестного архитектора эпохи Возрождения, специалиста по Витрувию и близкого друга Леонардо. Сгарби опровергает, что оба автора обсуждали сей предмет и создали свои рисунки независимо друг от друга, найденным в бумагах Леонардо упоминанием о «Витрувии» Джакомо Андреа. Также известно и о встрече да Феррары с да Винчи в июле 1490 года, во время которой Леонардо мог видеть работу товарища. Данная находка породила вопрос о плагиате, но, скорее всего, мы имеем пример диалога двух мыслителей, а рисунок Леонардо – своего рода ответ оппоненту.
Христообразный «Витрувианский человек» Джакомо Андреа да Феррары (изображение Biblioteca Ariostea, Ferrara / Cart. Sec. XVI, Fol. Figurato, Classe II, N. 176, Fol 78V).
Витрувий нигде не говорит, что для определения пропорций изображение тела человека должно находиться внутри круга и квадрата. Текст гласит, что «Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудалённой от всех конечностей, будет ваш пупок», и что «Начало гениталий находится как раз посредине тела».
Тем не менее, оба автора, возможно, следуя сложившейся традиции, используют круг и квадрат, в которые помещают человека, для передачи в графике представления о середине и равноудалённости, но Леонардо более точно передаёт смысл текста. И ни одним из них не оставлено ни единой засечки, ни штриха, намекающих на поиск пропорций и соотношений.
На этом следовало бы поставить точку, если бы не одно обстоятельство: «Витрувианский человек» Джакомо Андреа да Феррары выполнен в христианских традициях школы распятия, а рисунок Леонардо снабжён масштабной линейкой, расположенной под меньшим, чем круг, квадратом и относящейся только к нему, указывая на возможность измерения того, что символизирует квадрат. Именно это обстоятельство позволяет предполагать, что оба автора вкладывали определённый смысл, пытаясь донести нечто большее, чем предлагает иллюстрируемый ими текст.
Европа времён Леонардо уже вступила в период широкого распространения оккультных знаний: артефакты, поставляемые на рынки арабскими купцами, паломниками и участниками крестовых походов, способствовали достаточно широкой их пропаганде. Это известнейшая Туринская плащаница, и, разного рода литературные памятники – различные трактаты, манускрипты и папирусы научного, медицинского, философского и религиозно-мистического содержания, зачастую, сомнительного происхождения.
Кроме того, появляются, созданные на их основе, труды европейских авторов, как, например, Агриппа Неттесгеймский, – Генрих Корнелиус (1486-1535) и многочисленные, преимущественно анонимные, гримуары (2). Не трудно догадаться, что им сопутствовали различные изустные традиции. Все эти знания в основе своей, так или иначе, имели отношение к каббалистическому оккультизму, практически полностью сформировавшемуся, собственно как и сама каббала (3), не ранее XIV-XVI веков, судя по письменным источникам, сохранившимся до наших времён.
Как правило, вся эта литература, в особенности – гримуары, содержала прямые указания по работе с духами планет, эссенций, или стихий, и формулы магической каббалы, которыми следует руководствоваться при анализе подобного рода рисунков.
Рассматривая символические значения отдельных элементов, не отступая от существовавшей традиции, отметим, что круг соотносится с небесным, божественным и духовным, а квадрат – с материальным, земным, принадлежащим к миру видимому, или проявленному. Человек, в этой традиции, рассматривается как совокупность плоти и духа, мужского и женского начал, и пяти стихий, что нашло своё выражение в имени Иисус, состоящем во всех языках из пяти букв. Иисус, являя собой воплощение божественной природы, – гармоничен и совершенен, как только может быть совершенен человек – именно к этому выводу, по нашему мнению, подводит Джакомо Андреа да Феррара, придавая христообразие своему «Витрувианскому человеку».
Рисунок да Винчи не так однозначен благодаря наложению изображений двух тел. Более того, понимание под изображением тела с расставленными ногами его наименование пятибуквенным именем – именем Сына Человеческого, даёт основание для применения священного четырёхбуквенного имени, известного как «тетраграмматон», ко второму изображению, как бы иллюстрируя приведённое в евангелии высказывание Христа: «Я и Отец – одно» (Иоан.10:30). А текст: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Иоан.10:17,18) приобретает иное наполнение, благодаря спекулятивной связи имён Иегова – Иешуа, отличающихся отсутствием и наличием знака, передающего звук «Ш», связываемый, в рассматриваемой традиции, с огнём жизни животной, что позволяет говорить о, своего рода, круговороте сознания. В основном, вариант предложенный Леонардо, указывает место человека в качестве связующего звена, который, в отличие от Атланта, соединяет земное с небесным и материальное с духовным, открывая чудо единства и главенства над всем сущим.
Леонардо да Винчи, как человек, занимавшийся помимо графики, живописи и скульптуры архитектуры, инженерными разработками и анатомическими изысканиями, алхимией и многим другим, не мог быть не посвящён в тайные знания различных, иногда противостоящих одно другому, тайных обществ, к числу которых принадлежали его заказчики. В силу этого обстоятельства он должен был иметь представление о различиях и особенностях учений каждого из них. А пребывая под клятвой соблюдения этих знаний в тайне, вынужден был излагать свои взгляды в доступной для посвящённых форме, скрывая их в символическом рисунке простой иллюстрации для книги, посвящённой трудам Витрувия.
Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела, гармонии мира – макро- и микрокосма, как, впрочем, и Вселенной в целом. Encyclopaedia Britannica online states, «Leonardo envisaged the great picture chart of the human body he had produced through his anatomical drawings and Vitruvian Man as a cosmografia del minor mondo (cosmography of the microcosm). He believed the workings of the human body to be an analogy for the workings of the universe».
Мы не в праве утверждать, что именно этим смыслом Леонардо наполнял своё творение, и, в силу привычки ожидать от великих полноты и совершенства, не одно поколение будет вкладывать присущее духу своего времени понимание. Но ведь именно в этом и состоит гениальность мастера, придающая бессмертие его трудам!
Вместо послесловия
Автору близко решение такого вопроса, как символическая передача представления природы и взаимосвязи божественного проявления в как можно более полной форме, что выразилось в рисунке, созданном для форзаца его книги «Откровения Святого Иоанна Богослова: версии и комментарии». И если автор не ставил перед собой задачу адаптировать рисунок Леонардо да Винчи, либо следовать ему, боле того, даже не вспоминал о его существовании, тем не менее, отрицать его влияние бессмысленно: в школьных учебниках по математике были закладки с изображением «Витрувианского человека». Справедливости ради, следует отметить, что во время создания рисунка основное влияние оказывало переосмысление православной иконы «Спас в силах» в канве описания видения Славы Господней пророком Иезекиилем, и, видимо, решение родственных задач приводит к родственному, или подобному, результату, что видно при сравнении всех перечисленных рисунков.
Икона Спас в силах.
По углам расположены знаки Зодиака, соответствующие четырём евангелистам, в круге надпись на греческом, представляющая собой аббревиатуру названий семи церквей, в прочтении букв, как они называются. Текст означает «в сосуд любви», что соответствует библейской традиции сопоставления тела человека с произведением горшечника, как «сосудом скудельным». Надпись, выполненная еврейским квадратным письмом, передаёт понятия о человеке, воле и духе и прочем. В круге имя «Иисус», записанное в оккультной традиции, размещённое в соответствии с оконечностями креста, в центре фигура человека, изображённая иероглифом «Алеф», над которой помещена аббревиатура обвинительной надписи, также выполненная еврейским квадратным письмом.
(1) Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) – деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.
(2) Гримуар, или гримория (фр. grimoire, от фр. grammaire) – книга, описывающая магические процедуры и заклинания для вызова духов (демонов), или содержащая ещё какие-либо колдовские рецепты.
(3) Кабала, или каббала, – эзотерическое течение в иудаизме, является изустной традицией передачи знаний, что следует из смысла, составляющих это слово иероглифов, и толкований священных текстов. В XIV-XVI в.в. на основе этой традиции были составлены письменные труды, такие, как Йецира, Багир, Зогар и писания Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного под именем Аризаль).
© Михаил Баканов.
© graal.org.ua
Комментарии
Комментарии |
|