Константиновский Орден Святого Георгия – одна из самых известных в мире наград. В годы гражданской войны кавалерами одной из ветвей этого Ордена стали многие крымские общественно-политические деятели, в том числе первый крымский премьер-министр Челеби Джихан, убитый большевиками в Севастополе.
Последний день Византии
27 мая 1453 года. Окрестности Константинополя. Османская армия султана Мехмеда Завоевателя готовится к решающему штурму столицы православной Византийской Империи. В турецком лагере царит радостное предвкушение богатой добычи. До жителей обреченного города доносятся многоязычные гортанные звуки османских командиров на турецком, туркменском, албанском и сербском языках, рев ослов и коней, крики верблюдов. Под музыку ситар, бубнов, барабанов в экстатическом танце кружатся дервиши, призывающие воинов ислама выполнять завет пророка – стереть с лица земли последний оплот Восточной Римской Империи. Тысячи шейхов из Анатолии по всему лагерю распевают стихи из Корана и Хадисов, повторяют грозные пророчества о конце христианского царства, о сокровищах Константинополя, о рабах и рабынях, которые принесут богатство завоевателям.
Совсем другая атмосфера, пронизанная обреченностью, царит в гордой византийской столице. Западные союзники предали греков и малочисленный гарнизон, поредевший за время осады на половину, не в состоянии сдержать многократно превосходящие силы турок. На одну башню приходится не больше четырех-пяти обессиливших защитников.
Перед решающим штурмом жители Константинополя собрались в Святой Софии. Несколько лет она пустовала из-за распрей между христианами различных толков: православными, униатами, католиками. Но в этот страшный день на службу в главном храме вселенского христианства собрались тысячи людей для исповеди и святого причастия, не разбирая, кто служит — православный или католический священник. Под взглядами Христа и Святых с удивительных по своей красоте мозаик Святой Софии в свете тысяч свечей в последний раз торжественно двигалась процессия константинопольского духовенства под величественные напевы византийской литургии.
Рисунок 1. Мозаика Святой Софии, фото Андрея Васильева.
Император Константин XII Палеолог собрал командиров гарнизона, обратившись к подданным с речью. Он призвал их готовиться к смерти за свою веру и родину. Константин просил их не забывать, что они потомки героев древней Греции и Рима и должны быть достойными своих предков. После этого страдиоты-протекторы из охраны императорского дворца дали клятву именем Святого Георгия защищать христианскую веру. В последний день существования Византии было создано Константиновское Братство Святого Георгия. По крайней мере, так гласит об этом одна из легенд об основании ордена византийских рыцарей.
Рисунок 2. Густав Доре. Константин Палеолог обращается к защитникам Константинополя.
По другой, не менее романтичной версии, Братство Святого Георгия было основано в 312 году при равноапостольном императоре Константине Великом. Члены Братства охраняли штандарт с изображением лябарума – монограммы Иисуса Христа, который принес императору победу в битве у Мальвийского моста над узурпатором Максенцием. Позже к числу святынь, вверенных заботам Братства, прибавились христианские реликвии, связанные с земной жизнью Иисуса и апостолов, собранные приближенными Константина в Святой Земле.
Конечно же, сегодня человеку мало-мальски знакомому с наградными системами история об учреждении в Римской империи IV века первого европейского ордена справедливо покажется не заслуживающей доверия. Но фантастические легенды об истоках орденов всегда были популярными. Так, создание одной из старейших европейских наград – ордена Золотого Руна без зазрения совести некоторое время приписывали аргонавтам. При учреждении в 1764 году венгерского ордена Святого Стефана утверждали, что его основал венгерский король Стефан в начале XI века и так далее.
И все же нельзя полностью отрицать, что в элитных частях византийской гвардии, которые носили названия схол эскувитов, протекторов и доместиков (всего в эпоху рассвета империи не более 2000 человек) могли быть свои закрытие воинские конфратерии (братства).
Утверждают также, что первый документально подтвержденный Устав Ордена датируется 1192 годом, временем правления императора Исаака II Ангела, который при реформировании Братства использовал опыт западноевропейских духовно рыцарских орденов (тамплиеров, иоаннитов и тевтонцев), с уставами и деятельностью которых греки познакомились в эпоху крестовых походов. Тогда в Византии была мода на все западное. В 1261 году, когда император Михаил VIII Палеолог вернул Константинополь, находившийся более полувека во власти крестоносцев, он восстановил Орден, дав ему новый устав, хотя большинство святынь, которые должны были охранять протекторы, оказались безвозвратно утеряны во время разграбления Константинополя, учиненного в 1204 году латинянами.
Столетия изгнания
29 мая 1453 года Орден потерял своего великого магистра. Император Константин XII Палеолог Драгаш погиб от сабель турецких янычар, героически защищая свою столицу. С ним погибли десятки рыцарей-страдиотов. Выжившие стали рабами на невольничьих рынках Востока. Лишь немногим удалось спастись из залитого кровью Константинополя и бежать в еще свободные православные княжества Пелопоннеса и Албании или в греческую Трапезундскую империю в Малой Азии. В Трапезунде остатки Ордена сплотились вокруг будущего императора Давида Великого Комнина.
Новым великим магистром Ордена стал Алексей Комнин Палеолог, представитель аристократической семьи, правившей в государстве Феодоро в Крыму. Он приходился родственником жене Давида – Марии из Готии.
Рисунок 3. Фреска трех святых воинов (один из них Святой Георгий) их храма «Трех всадников», Эски-кермен, Крым, реконструкция О.И. Домбровского.
Но греческие владения в Причерноморье ненадолго пережили Константинополь. В 1461 году турки-османы осадили Трапезунд. Давид, которого предал ближайший министр, подписал позорную капитуляцию. Два года спустя султан приказал казнить бывшего императора со всеми детьми мужского пола.
Последним византийским государством осталось крымское княжество Феодоро со столицей на плато Мангуп, а его правитель Исаак (1470-75 гг) как преемник византийских императоров возглавил Константиновский Орден Святого Георгия. В декабре 1475 года турки после полугодовой осады ворвались в столицу Феодоро, учинив там беспощадную резню. Исаак и прибывший ему на помощь из Молдавии племянник Александр были доставлены в Константинополь и, спустя несколько месяцев, обезглавлены (по другой версии удавлены). Православная церковь почитает Исаака как Святого мученика и воина Мангупского и Готского.
Рисунок 4. Последний день Феодоро. Картина Александра Ятченко.
Одна из дочерей Исаака Мария избежала участи других представительниц княжеской семьи, отданных в гаремы султана и его вельмож, и вместе со своим мужем рыцарем Иоанном Лауницем укрылась в Египте, где был воссоздан Александрийский приорат Ордена. Он просуществовал до 1517 года, когда победоносная османская армия добралась до Северной Африки. Египетский султан Кансух аль-Гаври, черкес по национальности и выходец из Крыма (об этой версии автору сообщил Харлампий Г.Орошаков, немало лет посвятивший исследованию истории рода Гаврасов-Ховриных), погиб в битве с османами. Его отрезанная голова была торжественно доставлена в Стамбул. Рыцари Константиновского ордена почти все погибли, защищая Александрию, которую, в наказание за сопротивление, турки сравняли с землей.
Рисунок 5. Султан Кансух ал-Гаври, автор портрета Паоло Джовио (1483-1522)
В последующие века потомки Марии и Иоанна Лауница считали себя законными великими магистрами Ордена, прибавив к своей фамилии родовые имена последних императоров Византии. В письме Теодориха Иоанна Шмидта дер Лауница Комнина Палеолога (1680-1751) от 14 апреля 1711 года российскому императору Петру I он именовал себя правителем Феодоро, Готии и Алании (эти области находились в населенном христианами юго-западном Крыму), великим магистром императорского Ордена святого Георгия и утверждал, что является наследником престолов Византийской и Трапезундской империй.
Романтическая легенда о братстве византийских рыцарей была опубликована в 1965 году в Рио-де-Жанейро в книге «Ordem Imperial Constantiniana Militar de Sao Jorge» Игоря Лауница Комнина Палеолога, бежавшего из Крыма в годы гражданской войны и окончившего свои дни на чужбине. Сама книга уже давно стала библиографической редкостью, и ее копии содержаться лишь в нескольких западных библиотеках.
Древняя история Ордена теряется в родовых преданиях перешедшего на службу российских самодержцев остзейского рода Лауницев. Согласно одному из них, первый из Лауницев появился в Москве в свите племянницы последнего византийского императора и жены великого князя Московского Софьи Палеолог, прибывшей из Италии, в 1472 году. Самый известный из представителей рода – градоначальник Санкт-Петербурга, гроза революционеров и монархист Владимир Федорович фон дер Лауниц был убит эсерами в 1906 году, его сын расстрелян большевиками в 1918 году «за фамилию». Неудивительно, что другие представители этого семейства приняли активное участие в гражданской войне на стороне белых.
Рисунок 6. Владимир Федорович Лауниц, градоначальник Петербурга.
На фронтах гражданской войны
Игорь фон дер Лауниц утверждал, что Орден был восстановлен в 1917 году в Петербурге как подпольная организация, ставившая своей целью борьбу против большевизма. После прихода к власти «верных ленинцев», установивших тотальный революционный террор, любая политическая деятельность в «стране советов» могла быть только подпольной, и, конечно, контрреволюционной. Вместо охраны христианских святынь в новых условиях Орден выступал за защиту всех религий и национальных традиций от богоборческой поступи «великого хама». Главой Ордена стал генерал-лейтенант, известный изобретатель Иван Александрович Шмидт Лауниц. Спустя почти десятилетие, будучи уже немолодым человеком, он был убит коммунистами в Бутырской тюрьме 29 июня 1926 года.
Его сын Игорь Лауниц большевистскую революцию встретил в Крыму. Крымчане не признали переворот. 20-23 ноября 1917 года в Симферополе прошел «земско-городской собор», в котором приняли участие все политические силы полуострова, кроме кадетов и большевиков. На нем был учрежден Совет народных представителей (СНП). В СНП вошли делегаты от политических партий, национальных общин, городов, земств, профсоюзов. Он должен был осуществлять полномочия верховной власти в Крыму до созыва Учредительного собрания. Для поддержания порядка был создан Штаб Крымских войск во главе с полковником А.Г. Макухиным. В свою очередь, курултай крымских татар учредил Директорию во главе с муфтием Челиби Джиханом, опиравшуюся на крымско-татарские воинские формирования.
Игорь Лауниц в это время был начальником контрразведки Крымского штаба. Благодаря его инициативе, кавалерами Константиновского ордена Святого Георгия стали глава Директории Челиби Джихан и полковник А.Н. Выгран, один из руководителей Крымского штаба, который занимался организацией добровольческих офицерских дружин в Евпатории.
СНП и Директории удалось договориться о создании объединенных вооруженных сил, ударным отрядом которых стала конная бригада, где под командой офицеров русского, немецкого и грузинского происхождения служили крымские татары. (Е.Андронов «Последний бой эскадронцев»).
Но в борьбе с большевиками крымская власть проявила пассивность и нерешительность. Большевики быстро установили контроль над Черноморским флотом, который к тому моменту полностью разложился. Операции краснофлотцев по захвату крымских городов носили шаблонный и кровавый характер.
«К городу подходили военные суда... пушки наводились на центральную часть города. – писал в своих мемуарах А.И. Деникин - Матросы сходили отрядами на берег; в большинстве случаев легко преодолевали сопротивление небольших частей войск, ещё верных порядку и краевому правительству, а затем, пополнив свои кадры тёмными, преступными элементами из местных жителей, организовывали большевистскую власть»».
Добавим, что первым этапом в организации этой власти был тотальный террор против офицеров, интеллигенции и прочих «буржуев». 12-13 января в ходе боев под Бахчисараем наступление севастопольских большевиков было поддержано огнём установленных на железнодорожные платформы морских орудий. Их превосходство в артиллерии оказалось абсолютным, тогда как у верных краевому правительству войск не осталось боеприпасов. Судьба Крыма была решена.
Полковник Выгран отступил из Евпатории с 6-м эскадроном 1-го Конного полка. Здесь вблизи нынешней станции Остряково его настигли большевики. В Евпатории они учинили страшный террор. «Социально чуждых элементов» не просто расстреливали. Их топили в море, варили в котлах машинных отделений судов, превращали в живые факелы, перед расстрелом всячески истязали.
«Выграна расстреляли на палубе транспорта «Румыния», - сообщал очевидец. - Держал он себя очень достойно и, стоя перед экзекуционным взводом, вынул из кармана золотой портсигар и закурил папиросу. Палачи не посмели ему помешать. Затем он бросил портсигар в море и крикнул: «Ну, стреляйте!!!»» (Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. 1918 год в Крыму: большевики приходят к власти.)
Муфтия Челебиева арестовали и как «опасного контрреволюционера» заключили в одиночную камеру севастопольской тюрьмы. 22 февраля он вместе с несколькими флотскими офицерами был расстрелян в Карантинной балке. Перед казнью большевики издевались над своими жертвами, избивали прикладами, кололи штыками. Затем, расстреляв в упор, изуродовали трупы ударами прикладов и камней по головам.
Игорь Лауниц бежал из охваченного революционным террором Крыма в Киев, а затем в Каменец-Подольск. Здесь ему удалось успешно сагитировать против большевиков состав 3-го мусульманского батальона Кавказского корпуса. В ночь на 28 февраля 1918 года батальон в составе 400 штыков решительными действиями выбил большевиков из города. В бою погибло 16 бойцов батальона.
Утром князь Игорь Комнин-Палеолог вышел навстречу украинскому войску, вступившему в город во главе с Подольским губернским комиссаром Центральной Рады Г.Степурой. В течении трёх дней все большевистские подразделения в городе и пригородах были обезоружены и расформированы. На протяжении марта-апреля 1918 батальон И.Комнин-Палеолога, переименованный в Отдельный Каменец-Подольский мусульманский лагерь, нёс караульную службу в каменецком военном гарнизоне. Его бойцы, преимущественно казанские татары, отличились верностью, надёжностью и неподкупностью. (Подробнее: Комнен-Палеолог І. Звільнення Кам'янця-Подільського від більшовиків у 1918 році // За Державність. - Торонто, 1966. - 3б.11. - С.65-72).
В июне-ноябре 1918 года мы снова встречаем нашего героя в Крыму на службе у крымского краевого правительства Сулькевича в качестве участника переговоров с Украинской Державой. Позже начались эмигрантские скитания: Франкфурт, Рим, где Игорь фон дер Лауниц был слушателем католического Восточного института, Танжер, Рио-де-Жанейро. В эмиграции он вел активную переписку с рядом ученых, занимавшихся исследованием проблем Средневековья.
Так, румынский историк Н. Банеску цитировал письмо Игоря фон дер Луаница, в котором тот, называя себя последним потомком князей Феодоро, сообщал семейное предание о том, что правители этого государства происходили из знатного византийского рода Гаврасов. Будучи изгнаны в 1393 году из Крыма, они осели в Москве, где стали основателями родов Ховриных и Головиных. В недавно опубликованной переписке с профессором Люблянского университета Н. Радоджчичем Игорь фон дер Лауниц пытался доказать свои права на Константиновский Орден Святого Георгия, звание магистра которого до сих пор носят представители некоторых европейских аристократических родов.
Орден-двойник
«В XVI веке итальянский историк Франческо Сансовино, который вместе с Ангелами, «герцогами и графами Дривасто» и т.д., изобрел «Константиновский» Орден способствовал созданию этой фальшивки, - сообщал Игорь фон дер Лауниц в письме сербскому ученому. - Константиновский Орден «Ангелов» представляет собой выдумку и фальшивку. Первый из этих Ангелов, который начал представляться как Константиновский магистр, Жан Андре Анже присвоил фамилию «Флавий», титул «князя Македонии» и магистерское достоинство…Жан Андре Анже подделал множество папских и имперских документов с предоставлением привилегий». При этом Лауниц ссылался на решения папских судов от 8 августа 1593 года и 26 сентября 1594 года и приводил список источников свидетельствующих об исторической подделке.(О лажним династиjама и витешким редомима – неколико писама Игора Лауница Николи Радоjчичу//Miscellanea, vol.XXX)
Рисунок 7. Письмо Игоря Лауница Николаю Радоджчичу.
Заявления русского эмигранта стали сенсацией. Дело в том, что знатнейший европейский королевский род Бурбонов (до XIX века они были королями Франции и Обеих Силиций и до сих пор являются правящей династией Испании), приобретя в свое время учрежденный эмигрантами из Албании «Константиновский Орден» внес его в число своих династических наград и успел пожаловать его большинству как правящих, так и свергнутых в результате многочисленных революций европейских монархов. Лауниц же со ссылками на документы доказывал, что бурбоновский Константиновский Орден является обычной подделкой, придуманной несколько столетий назад хитрыми венецианскими коммерсантами, и не имеет никакого отношения к Византийской Империи. Разумеется, тогда почти никто не обратил внимания на эти амбициозные заявления. Ведь для европейцев династия Бурбонов – своеобразный эталон монархической традиции.
Однако последние исследования специалистов в области европейских наградных систем доказывают, что Игорь Лауниц был действительно прав!
В XV веке после того, как турки-османы захватили Византию и другие христианские государства Балкан, многие православные аристократы нашли прибежище в Италии. Так, под покровительством римских пап находилась семья Фомы Палеолога, брата последнего императора Византии Константина. Дочь Фомы – Софья вышла в 1472 году замуж за великого князя Московского. Ее родственники, несмотря на приглашения москвичей остались жить в Риме, где, приняв католическую веру, получали щедрую пенсию от Римского престола.
Другим центром эмиграции стала Венеция, которая вела войну с турками за владения в Хорватии, Албании, на Пелопонессе и Кипре. Здесь, беженцы-аристократы с Балкан встречали радушный прием, заключали родственные браки с итальянскими дворянами, становились страдиотами в венецианской армии или католическими клириками.
Рисунок 8. Венецианские страдиоты, Урс Граф, около 1515 года.
Около 1570 года Андреа Анжоли, каноник, настоятель церкви Святой Ангелины и выходец из города Дривасто, что на Адриатическом море, утверждал, что он является потомком византийской императорской династии Ангелов (правила до 1204 и была свергнута крестоносцами), а также графом Дривасто и герцогом Дураццо. Его брат апостолический капитан Джеронимо Ангел называл себя князем Фессалии и главой Константиновского Ордена Святого Георгия. Ангелы опубликовали Устав своего Ордена в Венеции в 1573. Помощь братьям Анжоли-Ангелам в составлении генеалогий, уставов и обосновании прав на византийский престол оказали венецианские ученые. Произошло это, видимо, не без ведома сената бывшей «Владычицы морей», как называли Венецию в Средние века. Дело в том, что она продолжала бороться с османами за контроль над судоходными путями в Адриатическом и Средиземном море, и наличие своего кандидата на византийский престол, было на руку венецианцам.
В опубликованной в 1624 году генеалогии венецианских Ангелов, автором которой был Джованни Андреа Ангел Комнин – т.е. человек явно небеспристрастный, утверждается, что после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году сын императора Алексея IV Ангела Андрей бежал в на запад Балканского полуострова, где стал правителем Македонии и части Албании. Он же был законным магистром Ордена Святого Георгия. Но, к сожалению, большинство имен из списка «магистров Ордена Святого Георгия», «князей Македонии», «герцогов Дривасто и Дураццо», не встречаются в исторических хрониках и летописях. Более того, правителями этих областей были в то время совсем другие люди из других семейств, имена которых историкам известны. Так что генеалогия Анжоли-Ангелов – скорее всего мистификация.
Авторитетный специалист по истории византийской аристократии Шарль Дюканж называет наших Ангелов - Ангелами из Дривасто. Неизвестно, какое отношение они имели к императорской династии Византии, хотя исключать дальних родственных связей все же нельзя. Дело в том, что в 1204 году в Албании и Западной Греции обосновались представители побочной ветви императорских семей Комнинов-Ангелов, не желавшие сдаваться крестоносцам. Здесь они основали свое государство Эпирский деспотат. За время существования деспотата его правители породнились со многими сербскими, албанскими и греческими кланами региона. Местные же аристократы, даже если родство с правителями Эпира было очень отдаленным, с радостью присоединяли к своим фамилиям имена имперских родов «Комнинов», «Дук» и «Ангелов».
Рисунок 9. Двуглавый орел на гербах албанских кланов Музаки (сдева) и Кастриоти (справа) указывает на связь с Византией.
Особенно популярными были легендарные генеалогии среди глав албанских родов. Так Карл Топиа, провозгласил себя потомком франкского императора Карла Великого, Алессио Спан – римского императора Феодосия, представители феодального клана Дукагини выводили свое происхождение от Грифона де Отфея, героя «Песни о Роланде».
В середине XV века албанцы, большинство из которых тогда были христианами: православными или католиками, под руководством своего вождя Скандербега героически отражали натиск османов на Адриатическое побережье Балкан. К этому времени и относятся первые упоминания Ангелов из Дривасто. Мы встречаем представителей этой семьи в качестве офицеров-страдиотов то в венецианской, то в албанской армии.
Страдиотами называли нерегулярную кавалерию на службе Венецианской республики. Изначально было создано 6 эскадронов страдиотов из числа воинов, выживших в ходе кровопролитных сражений с османами в Албании. Позже в эти части нанимались греки и хорваты. Одевались они в турецком стиле, равно как и ездили на турецких лошадях. Но, вместо тюрбанов носили шапки или шлемы. Страдиоты прославились своей яростью и отвагой, но также были недисциплинированными солдатами и могли исчезнуть с поля боя в сторону вражеского лагеря или обоза.
Рисунок 10. Страдиот. Автор скульптуры Эдуард Резиньков.
С династической точки зрения большой удачей для семьи Ангелов них стала женитьба страдиота Петра Ангела на дочери правителя Дривасто Алессио Спана – Лучии Спан (1479).
Греко-албанский род Спанов незадолго до этого породнился с сербским деспотом Георгием Бранковичем, что ввело его в круг высшей аристократии «византийского мира». Не довольствуясь этим, Спаны придумали себе легендарную генеалогию, где в числе их предков фигурировали многие византийские императоры, которую позже заимствовали Ангелы из Дривасто.
И если дети Петра Ангела и Лючии Спан скромно называли себя «правителями Дривасто», то с середины XVI века их потомки присваивали себе все более роскошные титулы «князей Молдавии», «правителей Фессалии», «князей Киликии» (в Малой Азии), щедро раздавая за деньги итальянским дворянам и торговцам достоинство командоров Ордена Святого Георгия и обещая должности и земли в отвоеванной у турок Византии.
Несмотря на столь бурную деятельность по продаже титулов и субсидии от папского престола, денег Ангелам из Дривасто постоянно не хватало. Поэтому в 1623 году уже упомянутый нами Джованни Андреа Ангел Комнин продал титул магистра Ордена итальянскую князю Марино Карачиоли. Правда, без права наследования, поэтому после смерти последнего, титул магистра вновь вернулся к Джованни.
Идея оказалась востребованной и среди потомков составителя легендарной генеалогии Ангелов из Дривасто. В 1692 году Джованни Андреа II Ангел Комнин передал все права на Орден герцогу Пармы Франческо Фарнезе в обмен на пожизненную пенсию и земельное владение в Пьяченце. Он получил статус наследственного Ордена герцогства Пармы. Когда же, спустя несколько десятилетий, правителем Пармы стал принц из дома Бурбонов, Орден Святого Георгия вошел в число династических наград этой семьи.
Главной целью бывшего Ордена византийских рыцарей стало «распространение католической веры и защита Святой Римской Церкви».
Рисунок 11. Орденская цепь Большого Креста бальи по справедливости Константиновского Ордена Святого Георгия (пармская ветвь)
Чтобы не утомлять читателей трудным перечислением, династических союзов и раздоров XVIII-XIX веков, отметим лишь, что по ряду причин, Орден разделился на несколько ветвей, каждая из которых считает себя легитимной. На него претендуют испанские и французские Бурбоны, а также титулярные герцоги Пармы. Кроме того, у Ангелов-Анжоли в XX веке нашлись еще и многочисленные потомки в Италии, считающие себя наследниками императорских регалий и Констановского ордена среди них великий комик Тото (Фокас Флавио Анджело Дукас Комнено Де Куртис Византийский) и представители знаменитого семейства Капоне. Претензии последних на византийский и сербский престолы и заставили Игоря фон дер Лауница начать широкую эпистолярную компанию против их требований.
Рисунок 12. Итальянский актер Тото не только считал себя потомком византийских императоров, но и был высокопоставленным масоном Шотландского обряда.
Сегодня представители Бурбоновской версии Ордена официально признают, что доказать связь фамилии Анжоли-Ангелов с византийскими императорами, а соответственно и преемственность их ветви Ордена с Византией невозможно. Что же касается орденской традиции, сохранившейся в семье Лауниц, то необходимы исследования в этом вопросе, чтобы отделить исторические факты от мифотворчества.
Андрей Васильев, председатель «Общества Святого Феодора Гавраса».
Автор благодарит брата Хана Дуарте, достопочтенного командора командорства Санта Мария до Кастело де Кастело Бранко Ордена Храма за помощь при подготовке материала.
Орден византийских рыцарей
Константиновский Орден Святого Георгия – одна из самых известных в мире наград. В годы гражданской войны кавалерами одной из ветвей этого Ордена стали многие крымские общественно-политические деятели, в том числе первый крымский премьер-министр Челеби Джихан, убитый большевиками в Севастополе.
Последний день Византии
27 мая 1453 года. Окрестности Константинополя. Османская армия султана Мехмеда Завоевателя готовится к решающему штурму столицы православной Византийской Империи. В турецком лагере царит радостное предвкушение богатой добычи. До жителей обреченного города доносятся многоязычные гортанные звуки османских командиров на турецком, туркменском, албанском и сербском языках, рев ослов и коней, крики верблюдов. Под музыку ситар, бубнов, барабанов в экстатическом танце кружатся дервиши, призывающие воинов ислама выполнять завет пророка – стереть с лица земли последний оплот Восточной Римской Империи. Тысячи шейхов из Анатолии по всему лагерю распевают стихи из Корана и Хадисов, повторяют грозные пророчества о конце христианского царства, о сокровищах Константинополя, о рабах и рабынях, которые принесут богатство завоевателям.
Совсем другая атмосфера, пронизанная обреченностью, царит в гордой византийской столице. Западные союзники предали греков и малочисленный гарнизон, поредевший за время осады на половину, не в состоянии сдержать многократно превосходящие силы турок. На одну башню приходится не больше четырех-пяти обессиливших защитников.
Перед решающим штурмом жители Константинополя собрались в Святой Софии. Несколько лет она пустовала из-за распрей между христианами различных толков: православными, униатами, католиками. Но в этот страшный день на службу в главном храме вселенского христианства собрались тысячи людей для исповеди и святого причастия, не разбирая, кто служит — православный или католический священник. Под взглядами Христа и Святых с удивительных по своей красоте мозаик Святой Софии в свете тысяч свечей в последний раз торжественно двигалась процессия константинопольского духовенства под величественные напевы византийской литургии.
Рисунок 1. Мозаика Святой Софии, фото Андрея Васильева.
Император Константин XII Палеолог собрал командиров гарнизона, обратившись к подданным с речью. Он призвал их готовиться к смерти за свою веру и родину. Константин просил их не забывать, что они потомки героев древней Греции и Рима и должны быть достойными своих предков. После этого страдиоты-протекторы из охраны императорского дворца дали клятву именем Святого Георгия защищать христианскую веру. В последний день существования Византии было создано Константиновское Братство Святого Георгия. По крайней мере, так гласит об этом одна из легенд об основании ордена византийских рыцарей.
Рисунок 2. Густав Доре. Константин Палеолог обращается к защитникам Константинополя.
По другой, не менее романтичной версии, Братство Святого Георгия было основано в 312 году при равноапостольном императоре Константине Великом. Члены Братства охраняли штандарт с изображением лябарума – монограммы Иисуса Христа, который принес императору победу в битве у Мальвийского моста над узурпатором Максенцием. Позже к числу святынь, вверенных заботам Братства, прибавились христианские реликвии, связанные с земной жизнью Иисуса и апостолов, собранные приближенными Константина в Святой Земле.
Конечно же, сегодня человеку мало-мальски знакомому с наградными системами история об учреждении в Римской империи IV века первого европейского ордена справедливо покажется не заслуживающей доверия. Но фантастические легенды об истоках орденов всегда были популярными. Так, создание одной из старейших европейских наград – ордена Золотого Руна без зазрения совести некоторое время приписывали аргонавтам. При учреждении в 1764 году венгерского ордена Святого Стефана утверждали, что его основал венгерский король Стефан в начале XI века и так далее.
И все же нельзя полностью отрицать, что в элитных частях византийской гвардии, которые носили названия схол эскувитов, протекторов и доместиков (всего в эпоху рассвета империи не более 2000 человек) могли быть свои закрытие воинские конфратерии (братства).
Утверждают также, что первый документально подтвержденный Устав Ордена датируется 1192 годом, временем правления императора Исаака II Ангела, который при реформировании Братства использовал опыт западноевропейских духовно рыцарских орденов (тамплиеров, иоаннитов и тевтонцев), с уставами и деятельностью которых греки познакомились в эпоху крестовых походов. Тогда в Византии была мода на все западное. В 1261 году, когда император Михаил VIII Палеолог вернул Константинополь, находившийся более полувека во власти крестоносцев, он восстановил Орден, дав ему новый устав, хотя большинство святынь, которые должны были охранять протекторы, оказались безвозвратно утеряны во время разграбления Константинополя, учиненного в 1204 году латинянами.
Столетия изгнания
29 мая 1453 года Орден потерял своего великого магистра. Император Константин XII Палеолог Драгаш погиб от сабель турецких янычар, героически защищая свою столицу. С ним погибли десятки рыцарей-страдиотов. Выжившие стали рабами на невольничьих рынках Востока. Лишь немногим удалось спастись из залитого кровью Константинополя и бежать в еще свободные православные княжества Пелопоннеса и Албании или в греческую Трапезундскую империю в Малой Азии. В Трапезунде остатки Ордена сплотились вокруг будущего императора Давида Великого Комнина.
Новым великим магистром Ордена стал Алексей Комнин Палеолог, представитель аристократической семьи, правившей в государстве Феодоро в Крыму. Он приходился родственником жене Давида – Марии из Готии.
Рисунок 3. Фреска трех святых воинов (один из них Святой Георгий) их храма «Трех всадников», Эски-кермен, Крым, реконструкция О.И. Домбровского.
Но греческие владения в Причерноморье ненадолго пережили Константинополь. В 1461 году турки-османы осадили Трапезунд. Давид, которого предал ближайший министр, подписал позорную капитуляцию. Два года спустя султан приказал казнить бывшего императора со всеми детьми мужского пола.
Последним византийским государством осталось крымское княжество Феодоро со столицей на плато Мангуп, а его правитель Исаак (1470-75 гг) как преемник византийских императоров возглавил Константиновский Орден Святого Георгия. В декабре 1475 года турки после полугодовой осады ворвались в столицу Феодоро, учинив там беспощадную резню. Исаак и прибывший ему на помощь из Молдавии племянник Александр были доставлены в Константинополь и, спустя несколько месяцев, обезглавлены (по другой версии удавлены). Православная церковь почитает Исаака как Святого мученика и воина Мангупского и Готского.
Рисунок 4. Последний день Феодоро. Картина Александра Ятченко.
Одна из дочерей Исаака Мария избежала участи других представительниц княжеской семьи, отданных в гаремы султана и его вельмож, и вместе со своим мужем рыцарем Иоанном Лауницем укрылась в Египте, где был воссоздан Александрийский приорат Ордена. Он просуществовал до 1517 года, когда победоносная османская армия добралась до Северной Африки. Египетский султан Кансух аль-Гаври, черкес по национальности и выходец из Крыма (об этой версии автору сообщил Харлампий Г.Орошаков, немало лет посвятивший исследованию истории рода Гаврасов-Ховриных), погиб в битве с османами. Его отрезанная голова была торжественно доставлена в Стамбул. Рыцари Константиновского ордена почти все погибли, защищая Александрию, которую, в наказание за сопротивление, турки сравняли с землей.
Рисунок 5. Султан Кансух ал-Гаври, автор портрета Паоло Джовио (1483-1522)
В последующие века потомки Марии и Иоанна Лауница считали себя законными великими магистрами Ордена, прибавив к своей фамилии родовые имена последних императоров Византии. В письме Теодориха Иоанна Шмидта дер Лауница Комнина Палеолога (1680-1751) от 14 апреля 1711 года российскому императору Петру I он именовал себя правителем Феодоро, Готии и Алании (эти области находились в населенном христианами юго-западном Крыму), великим магистром императорского Ордена святого Георгия и утверждал, что является наследником престолов Византийской и Трапезундской империй.
Романтическая легенда о братстве византийских рыцарей была опубликована в 1965 году в Рио-де-Жанейро в книге «Ordem Imperial Constantiniana Militar de Sao Jorge» Игоря Лауница Комнина Палеолога, бежавшего из Крыма в годы гражданской войны и окончившего свои дни на чужбине. Сама книга уже давно стала библиографической редкостью, и ее копии содержаться лишь в нескольких западных библиотеках.
Древняя история Ордена теряется в родовых преданиях перешедшего на службу российских самодержцев остзейского рода Лауницев. Согласно одному из них, первый из Лауницев появился в Москве в свите племянницы последнего византийского императора и жены великого князя Московского Софьи Палеолог, прибывшей из Италии, в 1472 году. http://forum.pravbrat.ru/index.php?topic=86.0. Самый известный из представителей рода – градоначальник Санкт-Петербурга, гроза революционеров и монархист Владимир Федорович фон дер Лауниц был убит эсерами в 1906 году, его сын расстрелян большевиками в 1918 году «за фамилию». Неудивительно, что другие представители этого семейства приняли активное участие в гражданской войне на стороне белых.
Рисунок 6. Владимир Федорович Лауниц, градоначальник Петербурга.
На фронтах гражданской войны
Игорь фон дер Лауниц утверждал, что Орден был восстановлен в 1917 году в Петербурге как подпольная организация, ставившая своей целью борьбу против большевизма. После прихода к власти «верных ленинцев», установивших тотальный революционный террор, любая политическая деятельность в «стране советов» могла быть только подпольной, и, конечно, контрреволюционной. Вместо охраны христианских святынь в новых условиях Орден выступал за защиту всех религий и национальных традиций от богоборческой поступи «великого хама». Главой Ордена стал генерал-лейтенант, известный изобретатель Иван Александрович Шмидт Лауниц. Спустя почти десятилетие, будучи уже немолодым человеком, он был убит коммунистами в Бутырской тюрьме 29 июня 1926 года.
Его сын Игорь Лауниц большевистскую революцию встретил в Крыму. Крымчане не признали переворот. 20-23 ноября 1917 года в Симферополе прошел «земско-городской собор», в котором приняли участие все политические силы полуострова, кроме кадетов и большевиков. На нем был учрежден Совет народных представителей (СНП). В СНП вошли делегаты от политических партий, национальных общин, городов, земств, профсоюзов. Он должен был осуществлять полномочия верховной власти в Крыму до созыва Учредительного собрания. Для поддержания порядка был создан Штаб Крымских войск во главе с полковником А.Г. Макухиным. В свою очередь, курултай крымских татар учредил Директорию во главе с муфтием Челиби Джиханом, опиравшуюся на крымско-татарские воинские формирования.
Игорь Лауниц в это время был начальником контрразведки Крымского штаба. Благодаря его инициативе, кавалерами Константиновского ордена Святого Георгия стали глава Директории Челиби Джихан и полковник А.Н. Выгран, один из руководителей Крымского штаба, который занимался организацией добровольческих офицерских дружин в Евпатории.
СНП и Директории удалось договориться о создании объединенных вооруженных сил, ударным отрядом которых стала конная бригада, где под командой офицеров русского, немецкого и грузинского происхождения служили крымские татары. (Е.Андронов «Последний бой эскадронцев» http://kraevedenie.net/2010/04/11/eskadron/2/).
Рисунок 7. Крымские «эскадронцы», фото 1918 года.
Но в борьбе с большевиками крымская власть проявила пассивность и нерешительность. Большевики быстро установили контроль над Черноморским флотом, который к тому моменту полностью разложился. Операции краснофлотцев по захвату крымских городов носили шаблонный и кровавый характер.
«К городу подходили военные суда... пушки наводились на центральную часть города. – писал в своих мемуарах А.И. Деникин - Матросы сходили отрядами на берег; в большинстве случаев легко преодолевали сопротивление небольших частей войск, ещё верных порядку и краевому правительству, а затем, пополнив свои кадры тёмными, преступными элементами из местных жителей, организовывали большевистскую власть»».
Добавим, что первым этапом в организации этой власти был тотальный террор против офицеров, интеллигенции и прочих «буржуев». 12-13 января в ходе боев под Бахчисараем наступление севастопольских большевиков было поддержано огнём установленных на железнодорожные платформы морских орудий. Их превосходство в артиллерии оказалось абсолютным, тогда как у верных краевому правительству войск не осталось боеприпасов. Судьба Крыма была решена.
Полковник Выгран отступил из Евпатории с 6-м эскадроном 1-го Конного полка. Здесь вблизи нынешней станции Остряково его настигли большевики. В Евпатории они учинили страшный террор. «Социально чуждых элементов» не просто расстреливали. Их топили в море, варили в котлах машинных отделений судов, превращали в живые факелы, перед расстрелом всячески истязали.
«Выграна расстреляли на палубе транспорта «Румыния», - сообщал очевидец. - Держал он себя очень достойно и, стоя перед экзекуционным взводом, вынул из кармана золотой портсигар и закурил папиросу. Палачи не посмели ему помешать. Затем он бросил портсигар в море и крикнул: «Ну, стреляйте!!!»» (Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. 1918 год в Крыму: большевики приходят к власти. http://old.commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/index.php?v=6&tek=100&par=74&l=&art=531&date=)
Муфтия Челебиева арестовали и как «опасного контрреволюционера» заключили в одиночную камеру севастопольской тюрьмы. 22 февраля он вместе с несколькими флотскими офицерами был расстрелян в Карантинной балке. Перед казнью большевики издевались над своими жертвами, избивали прикладами, кололи штыками. Затем, расстреляв в упор, изуродовали трупы ударами прикладов и камней по головам.
Игорь Лауниц бежал из охваченного революционным террором Крыма в Киев, а затем в Каменец-Подольск. Здесь ему удалось успешно сагитировать против большевиков состав 3-го мусульманского батальона Кавказского корпуса. В ночь на 28 февраля 1918 года батальон в составе 400 штыков решительными действиями выбил большевиков из города. В бою погибло 16 бойцов батальона.
Утром князь Игорь Комнин-Палеолог вышел навстречу украинскому войску, вступившему в город во главе с Подольским губернским комиссаром Центральной Рады Г.Степурой. В течении трёх дней все большевистские подразделения в городе и пригородах были обезоружены и расформированы. На протяжении марта-апреля 1918 батальон И.Комнин-Палеолога, переименованный в Отдельный Каменец-Подольский мусульманский лагерь, нёс караульную службу в каменецком военном гарнизоне. Его бойцы, преимущественно казанские татары, отличились верностью, надёжностью и неподкупностью. (Подробнее: Комнен-Палеолог І. Звільнення Кам'янця-Подільського від більшовиків у 1918 році // За Державність. - Торонто, 1966. - 3б.11. - С.65-72).
В июне-ноябре 1918 года мы снова встречаем нашего героя в Крыму на службе у крымского краевого правительства Сулькевича в качестве участника переговоров с Украинской Державой. Позже начались эмигрантские скитания: Франкфурт, Рим, где Игорь фон дер Лауниц был слушателем католического Восточного института, Танжер, Рио-де-Жанейро. В эмиграции он вел активную переписку с рядом ученых, занимавшихся исследованием проблем Средневековья.
Так, румынский историк Н. Банеску цитировал письмо Игоря фон дер Луаница, в котором тот, называя себя последним потомком князей Феодоро, сообщал семейное предание о том, что правители этого государства происходили из знатного византийского рода Гаврасов. Будучи изгнаны в 1393 году из Крыма, они осели в Москве, где стали основателями родов Ховриных и Головиных. В недавно опубликованной переписке с профессором Люблянского университета Н. Радоджчичем Игорь фон дер Лауниц пытался доказать свои права на Константиновский Орден Святого Георгия, звание магистра которого до сих пор носят представители некоторых европейских аристократических родов.
Орден-двойник
«В XVI веке итальянский историк Франческо Сансовино, который вместе с Ангелами, «герцогами и графами Дривасто» и т.д., изобрел «Константиновский» Орден способствовал созданию этой фальшивки, - сообщал Игорь фон дер Лауниц в письме сербскому ученому. - Константиновский Орден «Ангелов» представляет собой выдумку и фальшивку. Первый из этих Ангелов, который начал представляться как Константиновский магистр, Жан Андре Анже присвоил фамилию «Флавий», титул «князя Македонии» и магистерское достоинство…Жан Андре Анже подделал множество папских и имперских документов с предоставлением привилегий». При этом Лауниц ссылался на решения папских судов от 8 августа 1593 года и 26 сентября 1594 года и приводил список источников свидетельствующих об исторической подделке.(О лажним династиjама и витешким редомима – неколико писама Игора Лауница Николи Радоjчичу//Miscellanea, vol.XXX)
Рисунок 8. Письмо Игоря Лауница Николаю Радоджчичу.
Заявления русского эмигранта стали сенсацией. Дело в том, что знатнейший европейский королевский род Бурбонов (до XIX века они были королями Франции и Обеих Силиций и до сих пор являются правящей династией Испании), приобретя в свое время учрежденный эмигрантами из Албании «Константиновский Орден» внес его в число своих династических наград и успел пожаловать его большинству как правящих, так и свергнутых в результате многочисленных революций европейских монархов. Лауниц же со ссылками на документы доказывал, что бурбоновский Константиновский Орден является обычной подделкой, придуманной несколько столетий назад хитрыми венецианскими коммерсантами, и не имеет никакого отношения к Византийской Империи. Разумеется, тогда почти никто не обратил внимания на эти амбициозные заявления. Ведь для европейцев династия Бурбонов – своеобразный эталон монархической традиции.
Однако последние исследования специалистов в области европейских наградных систем доказывают, что Игорь Лауниц был действительно прав!
В XV веке после того, как турки-османы захватили Византию и другие христианские государства Балкан, многие православные аристократы нашли прибежище в Италии. Так, под покровительством римских пап находилась семья Фомы Палеолога, брата последнего императора Византии Константина. Дочь Фомы – Софья вышла в 1472 году замуж за великого князя Московского. Ее родственники, несмотря на приглашения москвичей остались жить в Риме, где, приняв католическую веру, получали щедрую пенсию от Римского престола.
Другим центром эмиграции стала Венеция, которая вела войну с турками за владения в Хорватии, Албании, на Пелопонессе и Кипре. Здесь, беженцы-аристократы с Балкан встречали радушный прием, заключали родственные браки с итальянскими дворянами, становились страдиотами в венецианской армии или католическими клириками.
Рисунок 9. Венецианские страдиоты, Урс Граф, около 1515 года.
Около 1570 года Андреа Анжоли, каноник, настоятель церкви Святой Ангелины и выходец из города Дривасто, что на Адриатическом море, утверждал, что он является потомком византийской императорской династии Ангелов (правила до 1204 и была свергнута крестоносцами), а также графом Дривасто и герцогом Дураццо. Его брат апостолический капитан Джеронимо Ангел называл себя князем Фессалии и главой Константиновского Ордена Святого Георгия. Ангелы опубликовали Устав своего Ордена в Венеции в 1573. Помощь братьям Анжоли-Ангелам в составлении генеалогий, уставов и обосновании прав на византийский престол оказали венецианские ученые. Произошло это, видимо, не без ведома сената бывшей «Владычицы морей», как называли Венецию в Средние века. Дело в том, что она продолжала бороться с османами за контроль над судоходными путями в Адриатическом и Средиземном море, и наличие своего кандидата на византийский престол, было на руку венецианцам.
В опубликованной в 1624 году генеалогии венецианских Ангелов, автором которой был Джованни Андреа Ангел Комнин – т.е. человек явно небеспристрастный, утверждается, что после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году сын императора Алексея IV Ангела Андрей бежал в на запад Балканского полуострова, где стал правителем Македонии и части Албании. Он же был законным магистром Ордена Святого Георгия. Но, к сожалению, большинство имен из списка «магистров Ордена Святого Георгия», «князей Македонии», «герцогов Дривасто и Дураццо», не встречаются в исторических хрониках и летописях. Более того, правителями этих областей были в то время совсем другие люди из других семейств, имена которых историкам известны. Так что генеалогия Анжоли-Ангелов – скорее всего мистификация.
Авторитетный специалист по истории византийской аристократии Шарль Дюканж называет наших Ангелов - Ангелами из Дривасто. Неизвестно, какое отношение они имели к императорской династии Византии, хотя исключать дальних родственных связей все же нельзя. Дело в том, что в 1204 году в Албании и Западной Греции обосновались представители побочной ветви императорских семей Комнинов-Ангелов, не желавшие сдаваться крестоносцам. Здесь они основали свое государство Эпирский деспотат. За время существования деспотата его правители породнились со многими сербскими, албанскими и греческими кланами региона. Местные же аристократы, даже если родство с правителями Эпира было очень отдаленным, с радостью присоединяли к своим фамилиям имена имперских родов «Комнинов», «Дук» и «Ангелов».
Рисунок 10. Двуглавый орел на гербах албанских кланов Музаки (сдева) и Кастриоти (справа) указывает на связь с Византией.
Особенно популярными были легендарные генеалогии среди глав албанских родов. Так Карл Топиа, провозгласил себя потомком франкского императора Карла Великого, Алессио Спан – римского императора Феодосия, представители феодального клана Дукагини выводили свое происхождение от Грифона де Отфея, героя «Песни о Роланде».
В середине XV века албанцы, большинство из которых тогда были христианами: православными или католиками, под руководством своего вождя Скандербега героически отражали натиск османов на Адриатическое побережье Балкан. К этому времени и относятся первые упоминания Ангелов из Дривасто. Мы встречаем представителей этой семьи в качестве офицеров-страдиотов то в венецианской, то в албанской армии.
Страдиотами называли нерегулярную кавалерию на службе Венецианской республики. Изначально было создано 6 эскадронов страдиотов из числа воинов, выживших в ходе кровопролитных сражений с османами в Албании. Позже в эти части нанимались греки и хорваты. Одевались они в турецком стиле, равно как и ездили на турецких лошадях. Но, вместо тюрбанов носили шапки или шлемы. Страдиоты прославились своей яростью и отвагой, но также были недисциплинированными солдатами и могли исчезнуть с поля боя в сторону вражеского лагеря или обоза.
Рисунок 11. Страдиот. Автор скульптуры Эдуард Резиньков.
С династической точки зрения большой удачей для семьи Ангелов них стала женитьба страдиота Петра Ангела на дочери правителя Дривасто Алессио Спана – Лучии Спан (1479).
Греко-албанский род Спанов незадолго до этого породнился с сербским деспотом Георгием Бранковичем, что ввело его в круг высшей аристократии «византийского мира». Не довольствуясь этим, Спаны придумали себе легендарную генеалогию, где в числе их предков фигурировали многие византийские императоры, которую позже заимствовали Ангелы из Дривасто.
И если дети Петра Ангела и Лючии Спан скромно называли себя «правителями Дривасто», то с середины XVI века их потомки присваивали себе все более роскошные титулы «князей Молдавии», «правителей Фессалии», «князей Киликии» (в Малой Азии), щедро раздавая за деньги итальянским дворянам и торговцам достоинство командоров Ордена Святого Георгия и обещая должности и земли в отвоеванной у турок Византии.
Несмотря на столь бурную деятельность по продаже титулов и субсидии от папского престола, денег Ангелам из Дривасто постоянно не хватало. Поэтому в 1623 году уже упомянутый нами Джованни Андреа Ангел Комнин продал титул магистра Ордена итальянскую князю Марино Карачиоли. Правда, без права наследования, поэтому после смерти последнего, титул магистра вновь вернулся к Джованни.
Идея оказалась востребованной и среди потомков составителя легендарной генеалогии Ангелов из Дривасто. В 1692 году Джованни Андреа II Ангел Комнин передал все права на Орден герцогу Пармы Франческо Фарнезе в обмен на пожизненную пенсию и земельное владение в Пьяченце. Он получил статус наследственного Ордена герцогства Пармы. Когда же, спустя несколько десятилетий, правителем Пармы стал принц из дома Бурбонов, Орден Святого Георгия вошел в число династических наград этой семьи.
Главной целью бывшего Ордена византийских рыцарей стало «распространение католической веры и защита Святой Римской Церкви».
Рисунок 12. Орденская цепь Большого Креста бальи по справедливости Константиновского Ордена Святого Георгия (пармская ветвь)
Чтобы не утомлять читателей трудным перечислением, династических союзов и раздоров XVIII-XIX веков, отметим лишь, что по ряду причин, Орден разделился на несколько ветвей, каждая из которых считает себя легитимной. На него претендуют испанские и французские Бурбоны, а также титулярные герцоги Пармы. Кроме того, у Ангелов-Анжоли в XX веке нашлись еще и многочисленные потомки в Италии, считающие себя наследниками императорских регалий и Констановского ордена среди них великий комик Тото (Фокас Флавио Анджело Дукас Комнено Де Куртис Византийский) и представители знаменитого семейства Капоне. Претензии последних на византийский и сербский престолы и заставили Игоря фон дер Лауница начать широкую эпистолярную компанию против их требований.
Рисунок 13. Итальянский актер Тото не только считал себя потомком византийских императоров, но и был высокопоставленным масоном Шотландского обряда.
Сегодня представители Бурбоновской версии Ордена официально признают, что доказать связь фамилии Анжоли-Ангелов с византийскими императорами, а соответственно и преемственность их ветви Ордена с Византией невозможно. Что же касается орденской традиции, сохранившейся в семье Лауниц, то необходимы исследования в этом вопросе, чтобы отделить исторические факты от мифотворчества.
Андрей Васильев, председатель «Общества Святого Феодора Гавраса».
Автор благодарит брата Хана Дуарте, достопочтенного командора командорства Санта Мария до Кастело де Кастело Бранко Ордена Храма за помощь при подготовке материала.
Комментарии
Download SocComments v1.3