О древнееврейской надписи в пещерном храме Тепе-кермена
В 1914 г. археолог из Севастополя д-р А. Гидалевич впервые описал надпись, состоявшую из четырёх букв древнееврейского алфавита, обнаруженную в одной из пещер Тепе-кермена, которая в современной литературе известна как «Церковь с ризницей». Надпись вырезана на стене, около арочной ниши к востоку от входа, и помещена в нижнюю часть фигуры из двух концентрических кругов, внутри которых изображены крестообразно четыре спицы.
Полагая, что в Тепе-Кермене было древнее еврейское кладбище, А. Гидалевич опубликовал три надписи, которые сохранились и до наших дней. Интересующую нас надпись от предложил интерпретировать как фамилию «Бакши». (1) Крупнейший петербургский семитолог, ученик Хвольсона акад. П. К. Коковцов (1861-1942), ознакомившись с находками Гидалевича, датировал их по палеографическим соображениям VII-IX столетием (2) (Рис. 1)
Рисунок 1. Прорисовка надписи из статьи А. Гидалевича.
Другой видный петроградский учёный-гебраист, Д. Маггид высказал предположение, что надписи могли принадлежать иудео-христианам, поселившимся в Крыму в I веке н. э., вместе с греческими колонистами. Круг, рассечённый крестовидной дугой, по его мнению, напоминает раннехристианский символ ЙЧИХУ, а в перекрестье он усматривает изображение раннехристианского символа – рыбы. Вместо года на третьей надписи Маггид предлагает читать имя Йехуда (Рис. 2) (3)
Рисунок 2. Рисунок из работы Д. Маггида.
Вывод, сделанный А. Гидалевичем о том, что Тепе-Кермен представлял собой еврейское кладбище, лишь на основании надписи, сохранившейся на стене пещерной часовни, состоявшей из четырёх букв древнееврейского алфавита не вполне убедителен. Такая интерпретация подвергается сомнению, учитывая то, что надпись находится на стене явно христианской пещерной часовни. Также не вызывает никаких сомнений христианская атрибуция присутствующих на Тепе-Кермен храмов и провинциально-византийский характер всего поселения в целом. Однако, полагать, что еврейская надпись могла быть оставлена на стене заброшенной к тому времени пещерной церкви каким-нибудь караимом из общины расположенного неподалёку Чуфут-Кале не представляется возможным по причине характера не столько надписи, сколько всего рисунка в целом (Рис. 3).
Рисунок 3-4. Современное состояние рисунка. Фото Андрея Васильева.
Рисунок 5. Алтарь церкви с ризницей. Фото Андрея Васильева.
Рисунок почти полностью соответствует одному из пантакляей , используемых в иудейской мистической символике (Рис. 6).
Рисунок 6. Изображение пантакля (4) из книги Древняя высшая магия.
В таком виде этот рисунок приводит П. Пиобб (5) В комментарии к рисунку сообщается, что «этот пантакль служит защитой от заточения в темницу и способствует бегству».
Нам не известно, допустимо ли персонифицированное применение пантакля с прописью в нём имени конкретного человека, на которого предполагается воздействие символа. Возможно, что его размещение на стене культового сооружения производит согласование представления человека иудейской каббалой, состоящего, в том числе, из т. н. «духа костей», обитающего в могиле (Зогар) с христианским учением о попрании смерти. Следует учитывать и главную особенность воспроизведения культовых изображений, состоящую в фотографическом копировании любых неточностей и кажущихся ошибок. Это негласное правило не допускает их редактирования, обеспечивая неприкосновенную святость и сохранность во времени. А датировка памятника VII-IX в.в., предлагаемая Коковцовым, либо сомнительна, либо даёт основания предполагать, что каббала, как учение, состоялось в более ранний исторический период. В случае ошибки Коковцова, появляются основания полагать вторичное использование пещерных культовых сооружений. В противном – искать в Крыму следы более раннего появления каббалы, ставшей известной в Европе, как учения, с XII-го столетия. Но, как бы то ни было, данный рисунок является памятником, свидетельствующим о проникновении в Крым учения каббалы, а его появление не связано с тем, что именно в окрестностях Чуфут-Кале находится древнее караимское, кладбище Балта-Тиймез.
Точное время возникновения кабалы, или каббалы, как изустного предания, определить невозможно. Принято считать, что это эзотерическое течение в иудаизме, появилось в XII веке, и получило распространение в XVI веке. Законченное учение было сформировано в Средние века. Основу каббалы составляют сочинения – сеферы. Сефер Йецира, Сефер Багир, Сефер Зогар и писания Ари, приписывают раввину Ицхаку Лурию Ашкенази, известного под именем Аризаль, однако известно, что трактат «Книга творения» – Сефер Берешит, был создан между 3 и 8 вв.
В. И. Даль в своём словаре даёт следующее определение: «Каббала (ивр. קַבָּלָה, «получение, принятие, предание») – еврейское мистическое толкование евреями Ветхого Завета, также соединённое с волхвованьем: иногда говор, у нас в значении чар, ворожбы и чернокнижия. Кабалистик м. талмудист; занимающийся кабалистикой».
Как следует из определения каббалы, это изустное, не записываемое предание. По законам каббалы её название должно передавать саму её суть, и должно состоять из таких знаков не арамейского, а именно еврейского квадратного письма, происхождение которого прослеживается с V в. до нашей эры из финикийского консонантного письма. Поэтому, по нашему мнению, первым знаком должен быть «Каф» – כ, вторым «Бет» – ב, а третьим – «Ламед» – ל. «Каф» образно передаёт представление о хватательной функции правой руки, указывающий на властное владение; «Бет» символизирует уста говорящие и рот, как «жилище» или источник человеческого слова; «Ламед» представляет собой образ левой руки, как руки просящей. В таком представлении слово «кабала» означает, что владеющий словом способен изустно передать просящему, либо сам процесс передачи изустной знаний, а также обучения, что соответствует духу, как самого учения, так и традиции устных комментариев текстов и притч. Обратим особое внимание на то, что каббалой называется только изустное предание и толкование, в письменном виде это уже, по сути, Талмуд.
В конце I-го века, после разрушения Второго Иерусалимского Храма, когда возникла опасность утраты Устной традиции, а еврейскому народу грозило долгое рассеяние, было принято решение систематизировать и записать все основы Устной Торы. В конце II-го – начале III-го веков, было составлено её основное ядро, давшее начало Талмуду, то есть расширенному изложению Устной Торы, написание которого было завершено к концу V-го века.
Часть евреев, не принявших Талмуд, по одной из версий, стала называть себя караимами. Термин «караим» имеет двоякий смысл, и обозначает как этнос, так и приверженца караимской веры любого этнического происхождения. Само слово «караим» производят от глагола иврита «кара» (ивр. קרא – читать), связанного со Священным Писанием – Микра (ивр. מקרא). Образованная от него форма существительного «карай» – буквально «чтец», во множественном числе имеет форму «караим» (קָרָאִים – «чтецы»). Караимы традиционно исповедуют караизм, являющийся, по разным источникам, либо самой малочисленной авраамической религией, либо особым ответвлением от иудаизма.
Значительная часть караимов обосновалась в Крыму, что даёт основания полагать, что с их прибытием в Крыму могла появиться и кабала.
В то же время, следует принимать ко вниманию, что раннее христианство многое заимствовало как у иудеев, так и у греческих гностиков. Это порождало отличные одно от другого христианские течения, ставшие основой различных школ с присущей только им доктриной, тайнописью, символикой и ритуалом (6). Их последователи подвергались гонениям и вынуждены были искать пристанище на дальних рубежах Римской и Византийской империй, или в далёких колониях. Оставленные ими памятники раннего христианства, как, например, склеп IV в. н. э. в окрестностях древнегреческого города Херсонес (7), малоизвестны, а некоторые ещё ждут своего открытия современной науке. Возможно, что памятником этой культуры и является находка известного археолога из Севастополя д-ра А. Гидалевича.
Рисунок 7. Вырубные гробницы в Церкви с ризницей
Подводя итог, можно отметить, что пещерные храмы Тепе-Кермен, несмотря на известность и популярность, изучены слабо, и сколько-нибудь значительных археологических раскопок до исследований Д. Талиса в 1969-1972 гг., на его территории не проводилось. К этому времени школа российской гебраистики сошла на нет, а всё, что связано с иудаикой, мистическим символизмом и оккультизмом, либо не рассматривается по причине отсутствия специалистов, либо не удостаивается внимания, в лучшем случае, из этических соображений. В наше время нет острой необходимости возрождать вышеозначенные направления, так как в них не наблюдается какого-либо существенного развития, и вполне хватает изданной ранее разного рода, в том числе, справочной, литературы. А главное – анализ получаемого исследователями материала требует комплексного и непредвзятого подхода. В таком случае описание памятника даст более полную картину разных периодов его существования и предоставит возможность изучить варианты межконфессионального взаимодействия, н влияния, оказываемого друг на друга разными религиями.
Примечания:
(1) (А. Гидалевич./Пещерный город Тепе-Кермен и его древнее еврейское кладбище//Еврейская старина, т. 7, 1914, стр. 198-205.)
(2) Там же, с.204.
(3) Д. Маггид./К надписям в Тепе-Кермене// Еврейская старина, т. 7, 1914, стр. 490-491.).
(4) Пантакль (ср.-лат. pantacilus, от pan – «всеобщее, природа» и tacitus – «тайный») – магический знак, который представляет собой две или более концентрические окружности, внутри которых помещены каббалические символы и надписи. Власов В.Г./Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т.//Спб.: Азбука-классика, 2004-2009. В алхимии пантаклями называют «любые символические фигуры, составленные из самых разнообразных элементов, которые резюмируют собой целую теорию. Это – краткая формула, которую можно развивать по желанию». Пуассон А./Теории и символы алхимиков.//СПб.: Издательство журнала «Изида», 1916. Репринт М.: Новый Акрополь, 1995. стр. 63.
(5) Древняя высшая магия – теория и практические формулы. (PP. Piobb. Formulaire de haute magieP). //пер. И. Антошевского, С-Пб, Типография В.Я. Мильштейна. Нижегородская, 14., 1910 г. стр. 96.
(6) Баканов М.В., Туровский Е.Я./К семантике фрески раннехристианского склепа Херсонеса. //Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения религиозных процессов в современном мире» Севастополь, 2009. С. 5.
(7) Туровский Е.Я. раннехристианские склепы на некрополе Херсонеса Таврического//Материалы международной церковно-исторической конференции «Духовное наследие Крыма» памяти преподобного Иоанна, епископа Готфского. Симферополь, 2006. С. 167-180. Ступко М.В., Туровский Е.Я., Филиппенко А.А. О судьбах расписных склепов первых христиан Херсонеса//Sacrum et Profanum III.Небесные патроны и земные служители культа. Севастополь, 2007. С. 189-192.
© Михаил Баканов
Комментарии
Комментарии |
|