Шиварин – последний оплот готских конунгов
«Все же прочие мысли были заглушены неодолимым желанием увидеть высеченный на скале лик, который мог указать ему верный путь к обители богов на вершине неведомого Кадата….Ужасным и грозным казался этот резной лик, озаренный всполохами закатного солнца…. Картер тотчас понял, что человек никогда бы не сумел высечь в камне ничего подобного. Это было изображение бога, высеченное руками богов, и его очи надменно и гордо взирали с высоты на искателя. Предания утверждали, что каменный лик настолько необычен, что его нельзя ни с чем спутать, и Картер понял, что предания не лгали, ибо длинные узкие глаза, и длинные мочки ушей, и тонкий нос, и подбородок -- все выказывало принадлежность к роду не человеческому, но божественному».
Продолжим наше путешествие. К северу от Мангупа и Эски-кермена на мысе Куле-бурун возвышается 12-метровая башня, господствующая над Бельбекской долиной.
Название города Шиварин или Шурен выводят от готского scivaro – «обломок скалы, камня». В видоизмененной форме этот топоним сохранился по сей день в названии «Сюйрень», превратившись в народной этимологии в «Сирень». В путеводителях древний Шиварин называется «Сюйреньской крепостью».
Путь к замку лежит через монастырь Святого Феодора Гавраса и штибляковые заросли массива Чардаклы-баир.
Поворачивающая налево тропа приведет нас сначала к сложенной из бута насухо стене с надвратной башней, а затем к круглому двухэтажному замку высотой более 12 метров. Стена и башня сложены из хорошо отесанных квадров, что указывает на ее ранневизантийское происхождение. С северной стороны от башни - ворота.
Башня была двухэтажной. Этажи разделяли деревянные балки и настил междуэтажного перекрытия. В мирное время на первом этаже находилось караульное помещение, а на втором небольшая церковь, исполнявшая, судя по большому количеству захоронений около башни, роль княжеской капеллы.
На первом и втором этажах башни располагалось по три бойницы, а наверху - открытая боевая площадка.
Поражает сходство некоторых архитектурных деталей укрепления с готскими и романскими замками Западной Европы.
Стены верхнего храма были расписаны фресками. В настоящее время купол второго этажа башни, служившего капеллой, почти обрушился, и от его фресок остались лишь изуродованные фрагменты, поэтому судить о композиции росписи можно лишь условно. Только в основании купола сохранились несколько сцен из жизни Христа и Богоматери: в частности фрески, изображающие Рождество и Благовещенье. Роспись датируется 13 веком.
Территория, огороженная стеной, была плотно застроена. На поверхности четко видны следы построек. В городище практически не оставалось свободной территории. У северного обрыва мыса Кулле-Бурун в 1980 году был открыт потайной ход, с помощью которого можно было незаметно покинуть крепость.
Возможно, что в более поздний период в связи с ростом городища появилась необходимость создать еще один рубеж обороны. В 240 метрах к юго-востоку от башни находится еще одна стена, длинной 145 метров, сложенная из бута. На месте, где стена пересекается с главной дорогой, ведущей в город, можно различить остатки надвратной башни. Вторая стена была построена в 13-14 веках.
Сюйреньская крепость была построена византийскими фортификаторами в 6 или 7 веке для защиты северных границ Крымской Готии.
Впоследствии византийское укрепление превратилось в феодальный замок, где находилась резиденция архонта – правителя Бельбекской долины. Со временем замок вырос до размеров поселения.
Реконструкции замка проводились в 10 веке в связи с учреждением в Таврике фемы Климаты, и в начале 12 века в период правления прославленного императора Алексея Комнина.
Значение замка выросло после создания в Крыму государства Феодоро. В этот период площадь поселения увеличивается почти в два раза. Рядом с замком строится монастырь Святого Феодора Гавраса, обладавшей какой-то священной реликвией, возможно частицей мощей Святого. Не исключено, что замком владели представители одной из ветвей рода Гаврасов.
В 1475 году город был захвачен турками. С этими событиями связан пожар, уничтоживший часть фресок княжеской капеллы.
Однако впоследствии Шиварин становится резиденцией фанариотских христианских правителей, признавших вассалитет от Крымского ханства и сохранивших свою автономию.
Посол императора «Священной Римской Империи» Бусбек, встречавшийся в середине 16 века в Константинополе с двумя крымскими готами, упоминает этот город в своих путевых заметках:
«Народность эта (готы) воинственная, она населяет и поныне многочисленные селения, из которых царек татар, когда выступает в поход, записывает 800 пехотинцев как главнейшее подкрепление своих войск. Он говорил, что из главнейших их городов, один называется Манкуп, другой – Шиварин».
Пещера «золотой колыбели»
Главная загадка Шиварина - вырубленные на северной оконечности мыса Куле-бурун, примерно в 200 метрах от башни каменные лики.
Неизвестный средневековый скульптор вырубил на мысе два человеческих лица. Один из ликов обращен к пещере Алтын-Бешик, вырубленной на 60-метровой высоте в скале Кулю-кая, расположенной к юго-западу от Куле-буруна. Согласно местным легендам эта труднодоступная пещера являлась одним из мест, где хранилась золотая колыбель. По преданиям эта искусственная пещера расписана фресками из охры, однако ее труднодоступность до сих пор служила препятствием для исследователей. Никто так и не может сказать, какие тайны скрывает эта пещера, на которую смотрит загадочный каменный лик….
Часть 4. Литургия золотой колыбели Часть 6. Часовня Грааля
Комментарии
Комментарии |
|