Самое поразительное, что мистические практики суфизма во многом смыкались с эзотерическим христианством. И хотя суфизм это чисто мусульманское явление и его практика невозможна вне уммы, между эзотериками разных конфессий всегда намного больше общего, чем между представителями внешних экзотерических форм религии.
Этот удивительный орден возник в середине 12 века в Средней Азии. Его основателем был Мухаммад Бахоуддин Накшбанди учений суфийского мудреца Абдул Абд Ал-Халика Гиждувани.
Суфиями первоначально называли мусульман-аскетов, носивших грубую шерстяную одежду – «суф». Суфизм бросал вызов роскоши и лицемерию знати, политиков, официального духовенства. Суфии проповедовали отказ от всех земных радостей, богатства, роскоши и изнеженности, свойственных дворам восточных владык.
В 1850 году было принято решение о возрождении Инкерманского пещерного монастыря. Автором идеи создания «крымского Афона» на этот раз уже под юрисдикцией не греческой, а российской церкви выступил архиепископ Иннокентий Таврический.
Если Инкерманский монастырь не является памятником времен раннего христианства и там никогда не был римский папа Климент, то чем же тогда прославились инкерманские пещерные церкви и монастыри в истории Православного христианства?