8 лет назад в Крыму начались поиски Святого Грааля
Мне же снятся рыцари Грааля
На скалах суровых Монсальвата.
М. Волошин.
В 2004 году в день Святой Троицы, который по православному календарю совпадает с днем Пятидесятницы, в Крыму было воссоздано Братство Святого Грааля.
В традиции Артурианы Пятидесятница – день создания Круглого стола. Раз в году в этот праздник рыцари собирались в Камелоте. Если кто-то из них погибал в течение года, то его место занимал новый. Именно в этот день состоялось явление Святого Грааля.
«Король и все сословия возвратились назад в Камелот, и собрались все к вечерней молитве в большом монастыре. А после того вернулись к ужину, и всякий рыцарь уселся на своем месте, как и прежде. И вдруг послышался
треск и грохот грома, так что всем почудилось, что сейчас весь дворец рассыплется в прах. Но еще не смолк громовый раскат, а уже проник к ним туда солнечный луч, в семь раз яснее, чем в самый ясный день, и всех, кто там
был, осветила благодать Духа Святого. И посмотрели рыцари один на другого, и каждый показался остальным словно бы прекраснее видом, чем прежде. Но долгое время ни один из них не мог вымолвить ни слова, и они лишь сидели и смотрели друг на друга, как немые.
Но вот очутилась в зале священная чаша Грааль под белым парчовым покровом, однако никому не дано было видеть ее и ту, что ее внесла. Только наполнилась зала сладостными ароматами, и перед каждым рыцарем оказались яства и напитки, какие были ему всего более по вкусу. И была священная чаша Грааль пронесена через всю залу и исчезла неведомо как и куда. И тогда все вздохнули и вновь обрели дар речи, и король вознес хвалу Господу за благодать, что была им ниспослана.
- Воистину, - молвил король, - нам надлежит горячо возблагодарить Господа нашего Иисуса Христа за чудеса, которые он сподобил нас увидеть ныне, в славный день высокого праздника Пятидесятницы». (Томас Мэлори. Смерть Артура».
Рисунок 1. Явление Грааля рыцарям Круглого стола в день Пятидесятницы, из манускрипта XV века.
Однако никто из присутствовавших не мог видеть сам Грааль, так как он был закрыт драгоценным покровом. Сэр Гавейн заставил всех рыцарей принести клятву о том, что они отправятся на поиски Грааля и его тайн:
- И потому здесь же, не сходя с места, я даю клятву, что завтра, без всякого промедления, отправлюсь на подвиг во имя Святого Грааля и пробуду в отъезде целый год и один день и даже больше, если будет в том нужда, и не возвращусь ко двору, покуда не увижу священную чашу яснее, чем нынче. Ну, а если не
будет мне удачи, тогда вернусь я назад, ибо не должно человеку оспаривать волю Божию.
Так начались поиски Грааля. В настоящее время многие из искателей священной реликвии предпочитают не обращать внимания на то, что дальнейшие события носят откровенно инициатический характер духовных поисков, а не обычных мирских приключений. Спустя несколько месяцев это понимает и Гавейн, который «ожидал, что поиски Грааля принесут более обильный урожай странных и опасных приключений, чем любые рыцарские подвиги». Он с унынием вынужден признать, что все происходящее с ним и другими рыцарями, которым не суждено обрести Грааль – это неудачи и несчастья, а не истинные приключения. В числе неудачников оказывается и Ланселот – самый прославленный из рыцарей Круглого стола, попытки которого постичь тайны Грааля потерпели полный крах.
Рисунок 2. А.Ли. Путь к Замку Дев.
Хотя Ланселоту удалось первым достичь замка Коребник и увидеть ангельскую литургию Грааля с поклоненим Богомладенцу, но когда он попытался войти в зал, где совершалось это таинство, то был сражен жестоким ударом, от которого провел без сознания двадцать четыре дня. Когда Ланселот пришел в себя, он узнал, что для него поиски святыни закончены, и что он не должен видеть более того, что ему было дано.
Лишь троим из ста пятидесяти, выехавших на поиски, удалось достичь города Саррас, где хранился Святой Грааль. Но только Галахад, который посвятил поискам Грааля всю свою жизнь и полностью отказался от мира, смог завершить мистерию Исканий полной духовной реализацией:
«….опустился он на колена перед престолом и стал молиться. И внезапно отлетела душа его к Иисусу Христу, и великое воинство ангелов вознесло ее к небесам прямо на виду у двоих его товарищей».
Рисунок 3. Обретение Святого Грааля.
Персиваль стал Королем-Рыбаком в Замке Грааля в ожидании того, когда прибудет новый искатель, достойный таинства Грааля. Тогда он, подобно Галахаду, сможет покинуть свой пост, передав его новому посвященному. Что касается Борса, то он вернулся обратно в Камелот, чтобы возвестить всем об итогах Поиска.
Джон Мэттьюз, авторитетный специалист по традиции Грааля просит помнить своих читателей, что почти для всех рыцарей Круглого стола поиски завершились неудачей. Многие погибли, другие были вынуждены перенести многочисленные бедствия и унижения. Лансцелот, Гавейн и другие достойные рыцари потерпели полный крах, будучи не в силах сопротивляться напору тьмы. Вряд ли можно сказать, что поиски Грааля принесли им пользу. Более того, они ускорили падение Братства Круглого стола, так как места погибших рыцарей заняли их противники.
Поиски Грааля. Кадры из фильма «Эскалибур».
Даже из троих достигших Сарраса, только Галахад смог осуществить духовную трансформацию. С точки зрения результата поисков для Персиваля и Борса, который вернулся к своей прежней жизни, можно считать, что они не привели ни к чему…
«Мы подняли этот вопрос не для того, чтобы шокировать читателя, - пишет Д. Мэттьюз, - но лишь для того, чтобы отметить разные точки зрения, с которых можно рассматривать поиски Грааля, и чтобы показать, как мы можем научиться чему-то большему от соединения различных подходов. Да, мы можем сказать, что поиски Грааля оказались неудачными; они не дали ничего хорошего большинству искателей, за исключением всего лишь нескольких человек».
Однако всегда стоит помнить, что духовный путь таит в себе множество опасностей и что лишь «одному из тысячи и двоим из десяти тысяч» суждено завершить процесс алхимической трансмутации. Но для тех, у кого есть вертикальная ось, кто является человеком, а не свиньей или другим животным в форме человека, просто нет иного выбора.
Путеводной звездой могут служить слова Спасителя: «Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он будет потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над Всем и, царствуя, он обретет Покой».
В начале XIX века П. И. Сумароков отметил любопытную крымскую традицию. Он писал, что в день Святой Троицы крымские греки ежегодно совершали паломничество на высшую точку священной горы Чатыр-даг (1527 метров над уровнем моря). Здесь, по мнению Сумарокова, находилась церковь Панагии, в связи с чем мыс и получил название Эклизи-бурун (Церковный мыс):
"Поверхность усеяна каменьями, буграми, между коих видны развалины греческой церкви, зовомой Панагия, то есть пресвятой, куда греки единожды в году, в Троицын день, возносились многолюдным ходом для молебствования", - писал посетивший это место П.И. Сумароков.
Рисунок 4. Вид с вершины Чатыр-Дага (фото Владимира Коваленко, 2007 год).
Братство Святого Грааля было воссоздано в день Святой Троицы в 2004 году. На следующий день – в праздник сошествия Святого Духа на апостолов было совершено инициатическое восхождение на мыс Эклизи-бурун. Казалось в тот день против, нас были брошены все силы господствующих в воздухе мироправителей. Бушевала гроза с проливным дождем, в свинцовых облаках, окутавших вершину Чатыр-дага, сверкали молнии, бесновались силы тьмы. Не всем удалось пройти путь до конца, до вершины.
Рисунок 5. Символ Святого Духа на вершине Чатыр-Дага (фото Владимира Коваленко, 2007 год)
У Рене Генона в «Символах священной науки» значительное место уделено символике горы. Гора – это ось мира, мировое древо (в этом отношении она является синонимом креста). Основание горы символизирует материальный мир – низшие уровни мироздания. Вершина горы – место, которое соединяется с небесами. С точки зрения символики здесь происходит взаимопроникновение «мира дольнего» - материального и «мира горнего» - духовного. Подъем на гору – символ духовного восхождения, которое одновременно является испытанием, так как подняться на гору нелегко.
Символизм горы играл очень важную роль в религиозных верованиях древних скифов, иранцев, индусов, египтян и других народов.
В восточной традиции говорится о горе Меру, которая соединяет мир богов и мир людей. Один из трактатов Герметического корпуса называется «Тайная проповедь на горе о возрождении и о правиле молчания». В этом трактате Тат, поднявшись на гору, «отстранился от мира» и получил возможность задать Гермесу вопросы о тайной сути его учений:
«И вот теперь я готов: я закалил свой дух против наваждений мира. Поведи же меня теперь, как ты обещал, к последнему посвящению возрождения, будь то голосом, будь то тайным путем»
Не менее значимую роль играют горы как место получения откровения в христианской традиции.
Те, кто хотя бы немного читал Евангелия, возможно, обратил внимание на то, что в них присутствует противопоставление шумных городских храмов уединенным местам в горах.
Города с их храмами и духовенством скептически или откровенно враждебно относятся к Иисусу и его ученикам (Ин 10:22-39, Ин 11:45-57). Тогда как в горах происходят все значимые мистерии: на Елеонской горе даются пророчества (Мф 26:30) и происходит вознесение (Деян 1:6-12), на горе Фафор – апостолы выступают свидетелями Преображения Господня.
Паломничество на Чатыр-даг в июне 2004 года стало важным событием в мистерии крымского Грааля. В этот день мы вспоминаем и тех его участников, кто не дожил до сегодняшнего дня, и приглашаем новых рыцарей принять участие в этом увлекательном, но опасном Поиске. Как пишет Джон Мэттьюз: «Если вы еще не вступили на этот путь, то есть надежда, что вы сделаете это, и это даст вам величайшую из наград, которых вы можете желать».
Алексей Голованов, участник Братства Святого Грааля (+2007)
Юрий Самойленко, участник Братства Святого Грааля (+2008)
P.S. Спустя несколько лет, традиция ежегодного паломничества на Чатыр-Даг в день Святого Духа была возрождена в Симферопольской и Крымской епархии УПЦ (МП).
Андрей Васильев, председатель «Общества Святого Феодора Гавраса».
Комментарии