Обретение мощей св. Климента Римского в Херсонесе
14/27 февраля Православная церковь отмечает день памяти Святого Кирилла – одного из авторов славянской азбуки, а за две недели до этого 30 января/12 февраля празднуется событие, сыгравшее важнейшую роль в истории славянского мира – обретение в Херсонесе мощей Святого Климента Римского.
Справедливости ради надо заметить, что не существует ни одного убедительного исторического свидетельства о пребывании в Херсонесе легендарного римского папы Климента.
Христианское предание утверждает, что Климент был учеником апостола Петра, третьим по счету его преемником на римской кафедре. За проповедь христианства он был сослан властями на окраину Римской империи, в Крым, где претерпел мученическую смерть в 103 г. РХ. Святого подвижника сбросили в море с якорем на шее.
Древняя церковь ничего не знала ни о мученичестве папы Климента, ни о его ссылке в Херсонес Таврический. Греческий и латинский житийные тексты, в которых приводится эта легенда, были составлены не ранее конца IV века – начала V века, то есть спустя 400 лет, после описываемых в них событий, и имеют мало связи с реальностью. (1)
Однако нельзя отрицать того, что на островке недалеко от Херсонеса действительно находилась гробница с мощами почитаемого Святого по имени Климент, позже обнаруженная Константином Философом (впоследствии принял монашество и причислен к лику Святых как Святой Кирилл). Свидетельства об этом слишком многочисленны, чтобы можно было отвергнуть их все как недостоверные.
Авторитетный российский эллинист Дмитрий Спиридонов предполагал, что в Херсонесе был свой местночтимый Святой Климент, образ которого в церковных преданиях позже слился с Климентом Римским, а также с другими известным святым - Климентом Анкирским, принявшим мученическую смерть недалеко от современной Анкары во время гонений на христиан в начале IV века. (2). Нелишне упомянуть и о византийской традиции, согласно которой Климент Римский умер там же, где и Климент Анкирский – в Анкаре. Позже ученики перевезли его мощи в Херсонес, где они были выброшены идолопоклонниками в море, и с тех пор совершили немало чудес. (3)
Так или иначе, к V веку уже прочно сформировалась легенда о том, что римский папа Климент похоронен где-то на острове недалеко от Херсонеса Таврического, где ежегодно совершается чудо. Как говорит «Мученичество Климента Римского», молитвами его учеников Корнелия и Фива море расступилось и открыло путь к мраморной гробнице, в которой лежали мощи святого Климента. Якорь, с которым мученик был брошен в море, лежал возле него. (4) С тех пор чудо совершалось каждый год. Море отступало на 20 стадий (3.75 километра) на семь дней, и паломники пешком ходили к гробнице.
Масштабы чуда со временем росли. В VI столетии дьякон Феодосий писал: «Также город Херсон, что у моря Понта; там претерпел мучения святой Климент; гробница его в море, где было брошено его тело; этому святому Клименту был привязан на шею якорь, и теперь, в день его памяти, все, народ и священники, садятся в ладьи, и когда приплывают туда, море высушивает шесть миль, и на месте, где находится сама гробница, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение восьми дней служатся там литургии, и Господь совершает там много чудес: там изгоняются бесы, и если кто из одержимых получит возможность прикоснуться к якорю и прикоснется, то сейчас исцеляется».(5)
В XIX веке археологи обратили внимание на небольшой островок в бухте Казачьей, размером примерно 60 на 60 метров, соединенный с берегом узким часто затапливаемым перешейком. На нем нашли остатки крошечного храмика с криптой, в которую некогда был открыт доступ. Это крипту и было предложено считать местом упокоения Святого Климента. (6). Однако расстояние от островка до берега лишь несколько метров, а не десятки стадий, как это утверждают легенды.
В VIII веке крипта оказалась заброшенной. В это время уровень моря поднялся на 1-1.5 метров, в результате чего островок почти полностью затонул, а могилу святого подвижника занесло песком. Кроме того, в VIII-IX веках у власти в Византии находились императоры-иконоборцы, при которых почитание мощей хоть и не запрещалось, но и не приветствовалось. Местные духовные власти, выполняя директивы из Константинополя, скорее всего, не благословляли верующих на паломничество к островку. (7). Через несколько поколений о могиле святого подвижника все забыли. Скорее всего, о ней никогда бы и не вспомнили, если бы в 861 году в Херсонес не приехал молодой священнослужитель Константин, по прозвищу Философ.
Константин вместе с братом Мефодием направлялись с дипломатической миссией в Хазарский каганат. Зиму 860-61 гг. он решил провести в Херсоне, изучая еврейский язык, необходимый для ведения богословских диспутов с хазарскими иудеями.
Однако молодой ученый не удовлетворился филологическими занятиями в сонном зимнем Херсонесе, инициировав поиски мощей Святого Климента.
В современной научной литературе нередко пробуют приуменьшить заслуги Константина. Идею с поиском мощей приписывают то константинопольскому двору (8), то местному духовенству. Самому же просветителю славян отказывают не только в праве участвовать в обретении мощей, но даже обвиняют его в том, что он тайно похитил их часть! Главный аргумент в пользу пересмотра роли Константина Философа в том, что он не принадлежал к числу сильных мира сего (9), не был обладателем пышных званий, санов и титулов.
Маловероятно, однако, что события, произошедшее в Херсонесе зимой 861 года, были организованы Константинопольским двором, стремившимся к дипломатическому соглашению с папским Римом. Хорошо известно, что ни в одной византийской хронике они не нашли своего отражения, и о них, судя по всему, были плохо осведомлены в имперской столице.
Для подтверждения версии об инициативе херсонесских клириков обычно цитируют текст «Прологов» так называемой «второй русской редакции» «Слова на перенесение мощей святого Климента из глубины моря в Корсунь». В нем действительно говориться, что Херсонесский епископ Георгий, обеспокоенный утерей важной Святыни, лично отправился к патриарху в Константинополь с просьбой содействовать в ее обретении. О роли Константина в этом тексте не упоминается. Однако автор редакции, живший спустя много лет после описываемых событий, был очень плохо осведомлен о них, путал имена, факты, даты, поэтому вряд ли стоит опираться на столь зыбкое основание для построения новых научных гипотез.
Тем более, что у нас имеются свидетельства современников. Кстати, из источников известно, что Константин, сам старался скрыть свое участие в перенесении мощей св. Климента, боясь «греха гордыни» (10), и даже не упомянул о нем в составленном им самим описании событий. Однако его роль была слишком важной, чтобы ее можно было проигнорировать.
Так, согласно свидетельству Смирнского митрополита Митрофана, который в это время находился в ссылке в Крыму, именно Константин побуждал Херсонесского епископа, священнослужителей и народ взяться за «разыскание столь драгоценных мощей святого и апостолика». (11)
Константин был универсально начитан. Еще в молодости, приняв священнический сан, он получил назначение в патриаршью библиотеку в Константинополе, где хранилось огромное количество древних текстов в том числе «отреченных» или апокрифических (12). Из свидетельств современников известно, что Константин, видимо, захватил с собой в Херсонес какие-то манускрипты, в которых содержалась информация о мучении, чудесах, сочинениях блаженного Климента и о постройке храма для его мощей недалеко от Херсонеса. Эти книги он и предъявил местному священноначалию.
Многие херсонеситы вдохновились идеей поиска древней святыни. Константин, руководствуясь воспоминаниями местных жителей, провел предварительное и целенаправленное исследование берегов будущей Севастопольской бухты, пока, наконец, не нашел то место, которое подходило под описание гробницы св. Климента.
О дальнейших событиях мы знаем из «Слова на перенесение мощей преславного Климента» (13), которое, возможно, написал сам Константин Философ. (14)
Ранним утром 30 ноября 861 года от Херсонесской пристани отошел корабль. На его борту находились императорский посол Константин Философ, епископ Херсона Георгий со своим причтом, певчие, несколько знатных горожан со слугами. Так началась экспедиция с целью поиска мощей Святого Климента Римского, которой суждено было изменить историю всего славянского мира.
Главный ее организатор Константин, будущий учитель словенский, с тревогой смотрел в темное беззвездное небо, вслушиваясь в молитвенные просьбы екетении.
- Ἐν εἰρήνῃ τοῦ Κυρίου δεηθῶμεν. Миром Господу помолимся! – возгласил иерей херсонесского храма св. Прокопия Соломон.
- Κύριε ἐλέησον. Господи помилуй! – ответил хор.
- О свышнем мире, и спасении душ наших, Господу помолимся – Господи помилуй… О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся. – Господи помилуй…. О Богохранимей стране нашей, властех и воинтсве ея, Господу помолимся….
Константин тихо молился Святому Клименту. Мысль об обретении мощей подвижника, которого он считал покровителем дела всей жизни, жгла его давно, будто искра, попадающая в кучу угля. Еще во время пребывания в монастыре на далеком Олимпе душа его желала голубиных крыльев, чтобы долететь до гроба Святого и отдохнуть на нем.
«Не отврати ны посрамлены, Клименте, верою припадающа к твоему гробу, Святый», - повторял молодой священник.
Корабль уже входил в бухту, ранее указанную одним из херсонесских верных старожилов, сохранившим память о месте, где находилась почитаемая ранее святыня. Но случилось то, что и должно было произойти в пасмурное зимнее утро. Небеса разверзлись мощными дождевыми потоками. Священник Соломон был смущен. В темноте, под проливным дождем он не видел находившийся у него в руках текст с песнопениями, и не мог вести хор.
Внезапно облака рассеялись, проглянула луна, вокруг которой возникло яркое сияние. Вознеся хвалу Святому Клименту, участники экспедиции сошли на берег с факелами и светильниками. Больного и немощного епископа Георгия служки несли на переносном кресле. Поклонившись до земли, начали слушать утреню, которую служил сам архиерей.
Затем, обойдя остров, увидели небольшой курган, где и решили начать раскопки под пение псалмов и молитв. Копать пришлось долго. Некоторые потеряли надежду и не видели смысла продолжать работу. Но тут один из служек наткнулся на реберную кость.
Это придало силы участникам благочестивой экспедиции. Теперь рабочие уже без понуждения копали землю.
Когда хор пел 33-й псалом, в котором есть такие слова «Много скорбей у праведных, но от всех их Господь избавит их. Господь хранит все кости их, ни одна из них не сокрушится», в раскопе показался череп Святого мученика.
Воцарилось всеобщее ликование. Некоторые плакали от радости. Ребра, голова, руки, бедра Святого и даже мельчайшие частицы костей - все было сложено в специально подготовленный ковчег. Епископ Георгий, несмотря на преклонный возраст, возложил ковчег себе на голову, и поднялся на борт судна под пение благодарственных молитв. Вместе с мощами Святого на корабль погрузили и якорь, который по преданию был орудием казни Климента Римского.
Благочестивые паломники вместе со своей драгоценной находкой отправились в обратный путь. Когда корабль приближался к Херсонесу, они увидели огромную толпу народа у западных городских ворот со светильниками и свечами. Во главе процессии находился городской стратиг Никифор со своими приближенными.
Он вышел на встречу мощам, облобызал раку и просил епископа поставить ее на время на специально сооруженный столп, дабы она была доступна для обозрения всем херсонеситам. Архиерей совершил благодарственный молебен, а Константин Философ прочитал торжественную речь на обретение мощей Святого Климента Римского.
Толпа все росла, встречать мощи вышли все христиане города, и процессия столкнулась с неожиданной проблемой. Из-за большого количества народа невозможно было продолжать движение. Шедший во главе молодой стратиг Никифор в силу неопытности не смог организовать городскую стражу так, чтобы она обеспечила проход в толпе.
В связи с этим мощи изначально были доставлены в загородный храм Святого Созонта. Затем, когда стало уже совсем темно, и народ начал расходиться по домам, их перенесли в храм Святого Леонтия у западной оборонительный стены, где и оставили на ночь.
На следующее утром, затемно начался крестный ход с мощами по всему городу, в котором приняло участие множество херсонеситов. После его, их доставили в кафедральный собор (Уваровскую базилику), где была отслужена Божественная литургия.
Дальнейшая судьба мощей Святого Климента позволяет нам несколько под иным углом зрения взглянуть на историю их обретения. Голова Святого осталась Херсонесе, в кафедральном Соборе города. Оставшиеся частицы забрал с собой Константин Философ, который вернулся в Константинополь.
Показательно, что солунские братья не афишировали в византийской столице, что являются обладателями мощей столь почитаемого Святого (15) и не спешили передать их в один из константинопольских храмов.
В 862 или 863 году Кирилл и Мефодий направились в Моравию, где находились несколько лет, занимаясь переводом на славянский язык богослужебных текстов. В распоряжении миссии находились мощи Климента Римского, обретенные братьями во время пребывания в Херсонесе.
Моравия, населенная славянами, находилась в церковной юрисдикции Римского папы. В католической церкви богослужение велось на латыни, и попытки его перевода на славянский язык, предпринятые Кириллом и Мефодием, вызвали со стороны германских клириков многочисленные протесты и апелляции к авторитету Рима. В результате святым братьям пришлось направиться в апостольскую столицу, куда они прибыли весной 868 года. С собой они привезли мощи Святого Климента, которые передали римскому папе Адриану II, объяснив что их миссия находится под покровительством папы-мученика. Климент как непосредственный ученик апостола Петра был очень почитаем в Риме, и неожиданное обретение его мощей в глазах римского первосвященника автоматически освящало просветительскую деятельность солунских братьев, включая изобретение ими славянской азбуки и перевод на церковнославянский язык книг Священного писания.
Рисунок 7. Встреча мощей св. Климента в Италии. Базилика св. Климента ок. 1080 года.
Инициатива, которая на первый взгляд могла показаться еретической (многие иерархи того времени считали, что богослужение может вестись только на двух языках – греческом и латыни) приобрела посредством мощей свт. Климента характер божественного откровения. (16).
Папа Адриан II освятил «славянские книги», рукоположил Кирилла и Мефодия в епископы, а их славянских учеников в пресвитеры. Это был поистине революционный шаг. Многие западные и южные славяне к тому моменту уже приняли христианство, но у них не было своей иерархии. И в Риме, и в Константинополе рассматривали славянские народы лишь как объект культурно-политической экспансии. Византия ставила им греческих священников, которые вели богослужение на греческом языке с целью быстрейшей эллинизации славян. Славяне Моравии и Иллирака, находившиеся под юрисдикцией Рима были вынуждены приглашать служивших на латыни франкских миссионеров, пытавшихся начать процесс онемечивания славянских земель.
Благодаря Константину (Кириллу) и Мефодию славяне получили общий язык, возможность богослужения на нем, свою национальную церковную иерархию и тем самым щит от греческой или франкской ассимиляции. И все это произошло только потому, что у солунских братьев вовремя оказались мощи святого Климента Римского.
Однако было ли их обретение случайностью? Те немногочисленны факты, которые известны нам о Константине Философе, характеризуют его как целеустремленного человека, замечательного филолога и полиглота, образованного философа, который всю свою недолгую жизнь (он умер в возрасте 42 лет, приняв схиму под именем Кирилла), посвятил служению одной идее. Некоторые исследователи предполагают, что работу по созданию славянской азбуки он начал с братом Мефодием еще во время пребывания на Олимпе в 857-860 годах. (17).
Если это действительно так, то тогда и все дальнейшие события складываются в одну цепочку. Отправка с дипломатической миссией Хазарию через Крым могла натолкнуть Константина на мысль о поиске мощей Климента Римского для получения небесного покровительства своей миссии. Отсюда становится понятным его желание найти могилу папы-мученика во что бы то ни стало. После возвращения в Константинополь братья вплотную приступили к созданию славянского алфавита. Неслучайно об их деятельности в 861-63 гг. почти ничего неизвестно. Затем отправились в Моравию, так как осуществить план на территории, входящей в состав Византийской империи, представлялось нереальным. Кульминацией же миссии стала поездка в Рим и официальное признание славянского богослужебного языка как Боговдохновенного, чему в немалой степени помогли мощи св. Климента.
Таким образом, обретение мощей святого мученика сыграло колоссальную роль в истории славянства, позволив славянам обрести общую письменность и тем самым сохранить свою культуру и самобытность, избавившись от опасности поглощения другими народами.
Когда князь Владимир захватил Херсонес, где принял крещение, в числе взятых в Киев христианских святынь были голова Святого Климента и тело его ученика Фива. Их положили в особую раку в храме Богородицы, в котором служило корсунское духовенство. По мнению историков в этом акте рельефно проступает намерение Святого равноапостольного князя учредить церковь Киевской Руси на мощах папы-мученика, тем самым подчеркнув авторитет своей власти, святость своей столицы и ее кафедрального храма. (18). И Владимиру действительно удалось добиться своей цели, так как в ближайшие десятилетия молодое Киевское получило всеобщее признание в Европе, а его правители получили легитимность во всем христианском мире.
Ссылки
(1) Виноградов А. Миновала уже пора языческого безумия. Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики. – М: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2010. – с.160.
(2) Спиридонов Д. С. К вопросу о мучении Св. Климента, Папы римского в Крыму // ИТУАК. – 1909. – № 43. – C. 115–124.
(3) Франко I. Святий Климент у Корсуні //Зібрання творів в 50 томах. – т.34. – К.: «Наукова думка», 1981. – с.146.
(4) Невоструев К.И. Херсонские святители//ЗООИД. – 1875. – т 11. – с 168.
(5). Сорочан С.Б. Византийский Херсон. - Ч.2. – Харьков, 2005. - с. 1283-1289.
(6) Маркевич А.И. Островок в Казачьей бухте как предполагаемое место кончины св. Климента, папы римского. // ИТУАК. - 1909.- №43.
(7) Сорочан С.В. Указ соч. – с.1433, прим 923 и далее с.1439, прим.960.
(8) Уханова Е. В. Обретение мощей в визатийской церкви: По материалам Слова Константина Философа на обретение мощей св. Климента Римского//. - Византийский временник, №84 (2000). - с .132-148
(9). Сорочан С.В. Указ.соч. – с. 1418, прим. 858. О тайном вывозе мощей см. там же – с.1475-76, прим. 1153
(10) Письмо Анастасия библиотекоря епископу Гаудериху// Сорочан С.Б. Византийский Херсон. - Ч.2. – Харьков, 2005. - с.1437.
(11) Там же. – с.1439.
(12). Сорочан С.В. Указ.соч. – с. 1444, прим.905.
(13) Слова на перенесение мощей преславного Климента// Сорочан С.Б. Византийский Херсон. - Ч.2. – Харьков, 2005. - с.1457-1475.
(14) Ю.К.Бегунов. Св. Климент Римский в славянской традиции: Некоторые итоги и перспективы исследования// Clementiana Nordica: Почитание Св. Климента Римского на севере христианского мира. -Спб.: Византинороссика, 2006. —с.5.
(15) Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерусской книжности. М., 1994.- с.14.
(16) Хабаргаев Г.А. Указ.соч. – с.55.
(17) Хабаргаев Г.А. Указ.соч. – с.71
(18) Ю.К.Бегунов. Указ. соч. —с.10-11.
Комментарии
Комментарии |
|