Мифология «Завоевания 1453»
Фильм Фарука Аксоя «Завоевание 1453», посвящен, как становится понятным по названию, ключевому эпизоду турецкой истории – завоеванию османской армией Константинополя. Событие – знаковое для турецкого менталитета, поэтому сложно было ожидать от авторов фильма стопроцентной исторической объективности.
В Турции фильм пользуется бешеным успехом. Его посмотрело больше 6 миллионов зрителей, а рейтинг IMDM составляет 8.5. Такую оценку здесь имеют лишь шедевры мирового кинематографа, например, Апокалипсис сегодня. Высокий рейтинг, вероятно, следствие активности турецких зрителей, так как на западе этот фильм особой популярностью не пользуется. Учитывая неприглядную роль западного христианства в исторических событиях, легших в основу фильма, для европейцев эта тема явно неудобная. А вот среди представителей восточно-христианских диаспор в Европе он, наоборот, вызвал волну протестов и обвинений в искажении исторических фактов.
Один из турецких зрителей пишет о фильме, обращаясь к греческой аудитории: «Мои дорогие греческие друзья. Это очень объективный фильм, который точно отражает исторические факты. В нем есть одна или две ошибки, связанные с историческим контекстом, но в целом, он очень точный. Мы не изображаем византийцев в этом фильме как трусов, но как людей, которые защищали свою крепость до конца».
Мы не будем оценивать художественные достоинства фильма – для этого существуют кинокритики – а попробуем проверить достоверность утверждений о «точно отраженных исторических фактах». Начнем с главных героев «Завоевания» и их исторических прототипов.
Центральная фигура фильма это, конечно же, султан Мехмед Фатих. На момент штурма Константинополя ему был всего 21 год. Многие свидетельства о нем относятся к более позднему историческому периоду. Но даже в столь молодом возрасте в турецком султане уже должны были проявиться качества, которые сделали его самым могущественным монархом XV столетия.
Реальный Мехмед Фатих во многом соответствовал своей эпохе, которую позже романтически настроенные историки называли эпохой Возрождения. Он был очень образован и начитан, свободно владел греческим, арабским, персидским, латинским и древнееврейским языками, прекрасно разбирался в картографии, военной стратегии, классической греко-римской истории и философии, считая себя наследником Александра Македнского и Юлия Цезаря. Любил общество ученых людей и подобно многим мусульманским правителям-воинам писал стихи.
При этом Мехмед был чрезвычайно жесток. Взойдя на престол, он приказать убить своего младшего брата – еще ребенка. Именно Мехмед установил традицию поголовного физического уничтожения родственников мужского пола после прихода к власти нового султана. При осаде Константинополя он широко использовал тактику психологического террора в отношении византийцев. Захваченных пленных христиан султан безжалостно сажал на кол прямо на глазах у осажденных, предвосхитив тем самым печально известного Влада Дракулу, который практиковал сходные методы устрашения уже в отношении османов. Один из таких случаев и вызвал ответную реакцию в Константинополе, в результате которой на стенах города были повешены пленные турки. Последний эпизод продемонстрирован в фильме, но авторы скромно умолчали, что стало причиной жестокости византийцев.
Несмотря на все это, Мехмед был не чужд благородства и уважения к своим противникам, неоднократно оставляя жизнь и свободу тем, кто, как он считал, оказал достойное сопротивление.
Вместо яркого образа султана в фильме перед нами предстает нервный стерильный юноша, склонный к ночным кошмарам, в исполнении актера Деврина Евима. Он обладает всем набором положительным качеств: хороший сын, верный супруг, «лучший друг всех детей» и т.д. и т.п. Совершенно непонятно как такой персонаж мог стать грозой всего христианского мира, войдя в историю под именем Завоевателя.
Мехмед Фатих (Деврин Евим), кадр из фильма «Завоевание 1453».
Если киношный Мехмед «рыцарь без страха и упрека», то для изображения его главного противника византийского императора Константина Палеолога авторы фильма не пожалели черных красок. Константин в исполнении Ресепа Ахтуга представляет собой жалкую карикатуру на трагическую фигуру последнего императора ромеев. Он коварен, труслив и сластолюбив. При этом клинически глуп - так как абсолютно не понимает, что происходит вокруг, проводя время в банях с девушками, чревоугодничая с византийскими аристократами и рассказывая о том, как утопит турок в крови и будет издеваться в императорском дворце над пленным Мехмедом.
Разумеется, нарисованная в фильме картина ничего общего не имеет с историческим Константином Палеологом, который прекрасно понимал всю безнадежность и трагичность ситуации, в которую попала Византия. Он был смелым воином, честным и прямым человеком. Вся его жизнь представляла собой сплошную цепь невзгод и тяжелых испытаний: постоянные войны за сохранение нескольких клочков земли, которые остались от некогда великой империи ромеев, ранняя смерть двух жен, не оставивших детей, и трагическая гибель в осажденном Константинополе. Возможно, Константину не хватало таланта политика, и он слишком доверял своим западным союзникам, но никто не отрицает цельности и благородства его натуры. Его с полным правом можно назвать последним рыцарем уходящей эпохи средних веков.
Константин Палеолог (Ресеп Ахтуг), кадр из фильма «Завоевание 1453».
Под стать карикатурному образу Константина Палеолога и Лука Нотара, который в представлении авторов турецкого фильма напоминает Лаврентия Берию при товарище Сталине. Эдакого сладострастного главу тайной политической полиции, угрожающего мусульманским девушкам и подсылающего наемных убийц к старикам. В отличие от современных турецких кинематографистов султан Мехмед Фатих, видимо, с уважением относился к административным талантам византийского министра и даже хотел назначить его губернатором Стамбула. Но судьба Нотары оказалось трагичной. Как сообщают современники, Мехмед, напившись, приказал тому отдать младшего сына в султанский гарем. Когда Нотара отказался, ему просто отрубили голову.
Лука Нотара, кадр из фильма «Завоевание 1453».
На фоне столь непривлекательных греков даже итальянский кондотьер Джустиниани Лонго, сыгравший ключевую роль в организации обороны Константинополя, смотрится чуть ли не героем. В «Завоевании» он мужественно погибает в схватке с янычаром Хасаном из Улубата – первым турком, вошедшим в Константинополь, когда император Константин трусливо отсиживается во дворце. В реальности все было совершенно по-другому. Константин и Джустиниани вместе руководили обороной города. Когда итальянский полководец был ранен, его отнесли на корабль, позже отчаливший из Золотого Рога. Константин же храбро сражался, пока турки не ворвались в город и геройски погиб в проломе стены, защищая свою столицу.
Джустиниани Лонго, кадр из фильма «Завоевание 1453».
Еще один персонаж, о котором нельзя не упомянуть это венгр Урбан – отливавший пушки для османской армии. В фильме он представлен благообразным пожилым человеком, искренним пацифистом, изобретателем, желающим служить делу «мира по всем мире», а не прилагать свои таланты на создание военных машин. Только происки коварного Нотары, угрожающего его приемной дочери – мусульманке, заставляют Урбана встать под знамена Мехмеда. Все, кто знаком с подлинной историей осады Константинополя прекрасно знают, что венгерский мастер был обычным беспринципным наемником. Когда у императора Константина не хватило денег, чтобы удовлетворить его финансовые запросы, Урбан попросту перешел к противнику. Видимо в турецком национальном самосознании существует глубокий комплекс, связанный с тем, что одну из главных ролей в покорении византийской столицы сыграл христианин-ренегат, поэтому идеологи от современного кино решили облагородить его образ.
История с Урбаном – не единственный пседвоисторический миф, содержащийся в фильме. Мы не будем здесь перечислять все исторические неточности. «Завоевание» настолько пестрит ими, что об этом можно написать целую книгу. Остановимся только на тех из них, которые имеют мифологически-пропагандистский характер.
Миф 1. «Развращенные» византийцы.
Неверные живут в удовольствиях и разврате, поэтому должны быть завоеваны. Эта максима на протяжении веков служила оправданием многим агрессорам, вне зависимости от вероисповедания.
Показывая осажденный Константинополь, авторы «Завоевания» руководствовались, судя по всему, не историческими свидетельствами, а эротическими фильмом «Византийская принцесса». Они пытаются внушить мысль, что в нищей, наполовину разрушенной византийской столице император Константин Палеолог только и делал, что «оттягивался» в саунах с моделями, предавался чревоугодию и пьянству под мозаикой с изображением Бахуса (!) Под стать своему повелителю и простые византийцы. Успешно отразив очередную атаку, они устраивают шумные праздники с вином и проститутками, вместо того чтобы всю ночь заделывать бреши в стене, разрушенной турецкой артиллерией.
«Развращенные» византийцы под портретом Бахуса, кадр из фильма «Завоевание 1453».
Авторы фильма в своем пропагандистском раже даже не поняли, что этим унижают не столько византийцев, сколько самого Мехмеда и непобедимую османскую армию, атаки которой византийцы отбивают играючи, видимо, в промежутках между пьянством и эротическими забавами, уничтожая попутно тысячи правоверных. Надо ли говорить, что все было совершенно не так. Люди в осажденном городе, где уже начинался голод, дошли до полного нервного и физического истощения, целый день отбивая атаки турецкой армии и артиллерии, а ночью заделывая бреши в стенах. Это касалось не только простых горожан и солдат, но и самого императора, лично руководившего обороной и проводившего почти все время вблизи мест боевых действий.
Миф 2. «Мы утопим турок в крови»
Но шедевром пропагандистских фальшивок стала речь императора Константина на ипподроме. Том самом, который к 1453 году уже лежал в руинах. Видимо Фарук Аксой смотрел в своей жизни не только «Византийскую принцессу», но и «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, либо какой-нибудь его западный аналог. По крайней мере у множества зрителей на подсознании сразу же всплывают исторические кадры выступлений вождя Третьего рейха на стадионах. Содержание речи Константина – соответствующее.
Император Константин на ипподроме, кадр из фильма «Завоевание 1453».
Адольф Гитлер, 30-е гг. XX века.
Прием тем более подлый, что ничего подобного в реальности просто быть не могло. Сохранилась проникновенная речь, с которой Константин обратился к защитникам города. Хотя некоторые историки считают ее ненадежным свидетельством, она прекрасно передает настроения тех, кто находился в осажденном Константинополе.
Миф 3. Смертники-террористы
Еще один весьма сомнительный эпизод связан с попыткой османов осуществить подкоп по стены Константинополя. Оборонявшиеся смогли выяснить место подкопа и прорыть контрподкоп. Византийцам удалось проникнуть в турецкий туннель, сжечь его деревянные опоры, в результате чего кровля рухнула и погребла под собой османских землекопов.
В фильме оказавшиеся в ловушке турки с криками «Аллах акбар» взрывают пороховую бочку, при помощи которой намеревались разрушить стену, уничтожая тем самым, находящихся в соседнем туннеле византийцев. В реальности такое не могло произойти хотя бы потому, что землекопами были сербы-христиане.
Миф 4. Смерть императора.
По мнению авторов сценария фильма, пока защитники города обороняли стены во главе с Джустиниани Лонго, император трусливо отсиживался во дворце, и только, поняв, что конец города неизбежен, устремился в битву. Это очередная ложь. Константин во время решающего штурма все время находился на укреплениях, воодушевляя своим примером защитников. Когда же раненого Джустиниани унесли на галеру, он с немногими приближенными оставался на посту до конца, погибнув вместе со своей империей.
Фото со съемочной площадки фильма «Завоевание 1453».
«Правитель Стамбула отличался храбростью и не просил пощады», — утверждал хронист Орух, который уважал противников намного больше современных пропагандистов от кино.
В одном из последних эпизодов Мехмед милостиво разрешает греческим аристократам похоронить павшего в битве императора по христианскому обычаю. Достоверность этой легенды, вызывает сомнение. Большинство участников событий сходятся во мнении, что Константин погиб как простой воин, защищая город. Янычары отрезали голову убитого императора и доставили ее Мехмеду. Он, скорее всего, был похоронен в братской могиле вместе с остальными защитниками. Место этого захоронения неизвестно.
Миф 5. Мехмед Фатих в Святой Софии
В последнем эпизоде фильма Мехмед триумфально въезжает в Святую Софию и выступает перед собравшимися там в поисках спасения греками с пафосной речью о мультикультурализме. Камера показывает счастливые лица греческих христиан во главе с будущим патриархом Геннадием Схоларием, освобожденных от ига католиков.
Это еще один миф. Даже на старых турецких гравюрах Мехмед въезжает в город по трупам. К тому времени, как султан добрался до Святой Софии все, кто пытался скрыться там (равно как и вообще все жители взятого штурмом Константинополя) были перерезаны или захвачены в плен, чтобы быть проданным в рабство.
Мехмел Фатих в Святой Софии, кадр из фильма «Завоевание 1453».
Насколько более величественным кажется настоящий Мехмед, который в момент своего триумфа, обозревая разграбленную Софию, читает стихи персидского поэта о тщетности мирской славы!
Справедливости ради надо отметить, что султан-завоеватель освободил греческих пленников, которые были частью его доли добычи, разрешив им вернуться в Константинополь. Этот поступок рисует Мехмеда мудрым правителем, думающим об обустройстве новой столицы своего государства, но никак не тем инфантильным юношей с пафосом рассуждающим о «толерантности», которого мы видим в финальных кадрах фильма.
Именно восточной мудрости не хватило создателям «Завоевания» при том, что западного буржуазного национализма, разбавленного «общеевропейским» пафосом у них хоть отбавляй.
© Андрей Васильев, председатель «Общества Святого Феодора Гавраса».
.
Комментарии
Комментарии |
|