Волосяной мост (Кыл-Копыр)
«И они прибыли к Мосту Меча после часа езды. На подступах к грозному мосту они сошли с коней. Мост этот отличался от всех остальных мостов. Никогда не имелось такого, и никогда не будет. Он был сделан из отполированного острого меча ослепительной белизны, нависавшего над ледяной водой. Лезвие было хорошо отточено и прочно».
Кыл-Копыр или «Волосяной мост» - так называется недоступная тропа между двумя гротами пещерного монастыря Качи-кальон, возвышающегося к северу от Лакской котловины, над долиной реки Кача. Образ моста «как волос» заимствован из сочинений мусульманских мистиков. Этот мост соединяет Землю с астральными сферами и Раем.
Скальный массив Качи-кальона представляет собой величественнейшее зрелище. Этот комплекс появился в результате совместной работы природы и человека. Массив тянется более, чем на полкилометра с запада на восток. В обрыве скалы пять огромных природных гротов, в которых уже человеком высечены пещерные постройки: церкви, монастырские кельи, казематы, галереи.
Наибольшее впечатление на посетивших этот комплекс оказывает четвертый грот, представляющий из себя грандиозную пещеру со стрельчатым сводом. Высота пещеры превышает 70 метров, в ней находится источник Святой Анастасии.
По свидетельству известного крымоведа Кондараки, это место получило название «Кальеон, потому что в древности здесь существовало какое-то капище с истуканом этого имени». Несмотря на то, что источник большого грота считался Святым, об этом месте в средние века ходили зловещие легенды, говорили о якобы обитающих там чудовищах, подстерегающих случайных путников.
Все это вполне согласуется с темой «Волосяного моста». Он начинается от юго-восточной части Четвертого грота и представляет собой узкий сальный карниз и тропу над пропастью, ведущую в еще один – Пятый грот. Когда стоишь около этой тропы, захватывает дух от головокружительной высоты.
В большинстве дошедших до нас текстов цикла Грааля мотив перехода моста утрачен, хотя он вскользь упоминается в ряде произведений. Однако, по мнению известного исследователя Антона Платова, этот архаичный мотив является одним из ключевых в инициации Грааля. Переход Моста-Лезвия или Моста-волоса представляет собой ни что иное как инициатическое путешествие в мир мертвых, при этом героя, как правило, ждет поединок с чудовищным Стражем Моста.
Образ Моста между двумя мирами распространен как в христианской, так и в исламской апокалиптие. Еще апостол Павел писал о мосте, «узком как волос» и соединяющим наш мир с Раем. Арабские мистики подчеркивают труднодоступность этой тропы «уже волоса». У де Труа Ланселот должен пройти голыми стопами и руками по мосту Меча, этот мост 'острее косы', а переход по нему 'полон мук и страданий'. Мост охраняют два голодных льва, однако, ступив на берег, рыцарь видит только маленькую ящерицу. После посвящения опасность исчезает сама собой.
Часть 6. Часовня Грааля Часть 8. Голова на блюде
Комментарии
Комментарии |
|