Духовные святыни византийского Понта
Княжество Феодоро было тесно связано с Трапезундской империей. Контакты крымских монастырей с духовными центрами южного Причерноморья не только не прервались после аннексии бывших владений Византии османами, но даже стали более интенсивными. После того как в 1922-23 годах греки-понтийцы были вынуждены покинуть свои земли, большинство этих святынь находится в запустении, но они до сих пор поражают своим величием.
Средневековая Таврика и Трапезундская империя
Культурные и экономические связи византийской Таврики с причерноморскими провинциями Малой Азии всегда были очень тесными. В XVI веке литовский дипломат Михалон Литвин писал, что до прихода турок и татар Крымский полуостров находился во власти «трапезундских греков». Трудно понять, имеет ли он в виду вхождение Таврики (называвшейся тогда Ператея) в состав Трапезундской империи в первые десятилетия XIII века, либо то, что в средневековом крымском княжестве Феодоро правила династия, происходивая из Трапезунда.
Ряд авторов придерживается версии, что правителями Феодоро – государства, возникшего в Крыму на руинах византийских владений, были выходцы из легендарного понтийского рода Гаврасов. Среди возможных основателей династии называют дуку Халдии (118-1140) Константина Гавраса, изгнанного Комнинами из Трапезунда, правителя Амиса Феодора Гавраса (1204-1208) или неизвестного по имени архонта Синопа (1254-66) из рода Гаврасов, героически защищавшего этот город от сельджуков.
В 1204 году, когда Византия была разгромлена крестоносцами и перестала существовать как единое государство, крымские провинции признали верховную власть династии Великих Комнинов, обосновавшихся в Трапезунде. Из письменных источников нам известно, что в годы правления Андроника I Гида (1222—1235) сельджуки захватили трапезундское судно, которое везло в столицу налоги, собранные с «Херсона и городов тамошней Готфии». Крымские епархии Сугдеи, Херсона и Боспора были подчинены церкви Трапезунда. Митрополит Феодор Аланский, рукоположенный в Никее в 1222 году, посетив Таврику, встретил здесь очень негостеприимный прием как со стороны светской, так и церковной власти.
Впрочем, власть трапезундских императоров, вынужденных решать проблемы борьбы с тюркской экспансией на Понте, над Крымом, не могла быть прочной. В 20-х годах XIII века в Таврику совершают опустошительный поход сельджуки, в результате которого главный порт полуострова Сугдея оказался под их контролем. А когда в 1239 году Крым подвергся нападению татаро-монголов трапезундские императоры не могла оказать ему никакой помощи. Административно Византийская Таврика была инкорпорирована в состав улуса Джучи и обложена данью.
При Михаиле VIII Палеологе (1261-1280), восстановившем Византийскую империю, крымские кафедры вновь вернулись под контроль Константинополя, что, вероятно, связано с заключением военно-политического союза Византии с татарами, скрепленного браком побочной дочери Михаила Ефросиньи и могущественного беклярбека Ногая (около 1270). В это же время в Таврике появилась новая сила – итальянские купцы, приступившие под покровительством татар к созданию своих торговых факторий на побережье.
В этих сложных обстоятельствах трапезундские императоры продолжали считать византийскую Таврику своим исконным владением. Титул «василевса и автократора Анатолии, Иберии и Ператеи (Таврики)» использовался, как минимум, до 1374 года, когда он встречается в хрисовуле трапезундского императора Алексея III Комнина, выданном монастырю св. Дионисия на Афоне.
Однако имел ли этот титул реальное наполнение, сказать сложно. Видимо последним городом на полуострове, сохранявшим политические связи с Трапезундом был Херсонес. В ходе раскопок на территории городища найдены несколько печатей Великих Комнинов, которые датируются концом XIII – первой половиной XIV века. Последняя по времени печать принадлежала императору Мануилу II Комнину (правил в 1332 году). Известно, что в 1313 году трапезундско-синопский флот совершил успешный поход против генуэзской Каффы, но о его последствиях для политической ситуации в Крыму мы не знаем.
Если Таврика и перестала подчиняться Великим Комнинам, местные правители, претендовавшие на византийское наследие охотно импортировали политические концепции из Трапезунда. В пользу этого свидетельствует заимствование двуглавого орла в качестве официального герба правителей Феодоро с трапезундских образцов. Орел, которого мы встречаем на строительных плитах «господина Феодоро» Алексея 1425 и 1427 годов, как кажется, воспроизводит двуглавого орла с парадных одеяний членов трапезундского царствующего дома и находит полную аналогию на портрете Алексея III Великого Коминина и его супруги Феодоры Кантакузины (1374) из афонского монастыря Дионисиат.
Правители Феодоро заключили военно-политический союз с Великими Комнинами. Дочь Алексея Мария вышла замуж за трапезундского деспота Давида, впоследствии императора. В 1446 году Давид во главе Трапезундского флота совершил поход против генуэзской Каффы, видимо по согласованию с правителем Феодоро. Предполагают также, что сын и наследник Алексея Иоанн Мангупский вступил в брак с Марией Асаниной Палеологиней именно в Трапезунде и некоторое время жил с невестой во владениях Великих Комнинов.
Аннексия османами Трапезунда (1461) и Феодоро (1475) положила конец последним свободным византийским государствам на Понте. В отсутствии политической власти функцию заботы о народе взяла на себя церковь. Хотя Готские митрополиты, вставшие во главе крымской христианской общины, подчинялись непосредственно Константинополю, связи с трапезундской церковью и особенно богатыми понтийскими монастырями были очень активными. Посетивший их в первой половине XIX века путешественник Г.Караулов сообщал, что в хранящихся там рукописях «заключается много чрезвычайно интересных сказаний о Крыме и прежних обитателях его, византийских греках». К сожалению, документы, о которых писал Караулов, в настоящий момент утеряны или труднодоступны.
Далее мы расскажем о важнейших духовных центрах византийского Понта, которые были непосредственно связаны с историей Крыма. Приносим особую благодарность Алексею Коимшиди, который поделился своими фотографиями. На блоге Алексея Коимшиди можно ознакомиться с увлекательными путевыми заметками, посвященными этим и другим памятникам Трапезунда.
Храм Святой Софии
Великие Комнины, установившие свою власть на Понте в 1204 году, считали себя законными наследниками византийского императорского престола, а свое государство истинной Византийской империей в изгнании. В Трапезунде они построили храм Святой Софии по аналогии с Софией Константинопольской, главным храмом Вселенской церкви.
Трапезундская Святая София была храмом столичного монастыря – важного духовного центра империи Великих Комнинов. Монастырь состоял из нескольких построек. Главная церковь – крестово-купольное сооружение с тремя апсидами, центральная из которых пятиугольная снаружи, мозаичным полом и тремя портиками, стоящими на платформе, по сторонам которых находилось 18 гробниц – храм св. Софии один из лучших примеров византийской церковной архитектуры.
Святая София, Трапезунд.
В нескольких метрах к северу от основного храма находилась маленькая церквушка, расписанная фресками. Она была разрушенная в XIX веке. В 20 метрах от св. Софии до сих пор возвышается башня, около которой в эпоху Великих Комнинов располагались монастырские строения.
Трапезундская София была построена в годы правления Мануила I Великого Комнина (1239-1263) и расписана фресками. Позже к ней пристроили малую церковь. Башня датируется первой половиной XV века, в ней сохранились изображения ее устроителей Алексея IV Великого Комнина (1417-29) и его сына Иоанна IV Великого Комнина (1429-1459). Назначение башни не совсем понятно, есть мнение, что это была астрономическая обсерватория, но более вероятно, что это колокольня.
Башня монастыря святой Софии, Трапезунд.
Особенный интерес для поисков трапезундско-крымских параллелей представляют фрески башни. В апсиде расположенной в ней часовни Деисис – Христос Пантократор с предстоящими Иоанном Крестителем и Богоматерью. Деисис здесь совмещен со сценой видения пророка Иезекииля. Аналог такому относительно редкому решению мы находим в храме Успения, крымского пещерного города Эски-Кермен. Под Деисисом в башне монастыря Святой Софии – Тайная вечеря, в нижнем регистре – Служба св. Отцов. В эски-керменском храме Успения в связи с малыми размерами Тайная вечеря пропущена, а под Деисисом сразу изображено Поклонение Жертве – наиболее распространенный в Крыму вариант иконографического сюжета Службы св. Отцов. Возможно ли, что в Таврике брали за образец трапезундскую столичную живопись? Думается, что сравнение иконографических программ росписей обоих памятников могло бы дать ответ на этот вопрос.
Сравнение росписей часовни башни монастыря Св. Софии в Трапезунде и храма Успения (Эски-кермен).
Монастырь Святой Софии пережил захват османами Трапезунда, в 1509 году он еще существовал, но до 1609 года турки забрали здание храма у греков и превратили его в мечеть.
В 1962 году Святая София стала музеем и пребывала в этом статусе 52 года. Однако в 2012 году мусульманская община выиграла иск у министерства культуры Турции, «убедительно доказав», что музей «незаконно занимает» здание храма. 5 июля 2013 года в храме вновь начала действовать мечеть. В настоящий момент ведется реконструкция здания, которое приспосабливается под нужды местной мусульманской общины.
Трапезундская Святая София превращена в мечеть.
Монастырь св. Иоанна Предтечи в Вазелоне
Монастырь Св. Иоанна Предтечи был основан в III веке. Расположен высоко в Понтийских горах, покрытых густым лесом, на высоте около 1200 м над уровнем моря, примерно в 50 км к югу от Трапезунда на горе Вазелон, или Завулон на старогреческом. Гора названа в память Завулона, сына ветхозаветного пророка Иакова.
По своему внешнему виду монастырь с фасадом и кельями XIX века, скрывающими священную пещеру, во многом напоминает монастырь Сумелы. Но гора Завулон не столь отвесна, как Мела, хотя высота Вазелона над уровнем моря выше, чем Сумелы.
Вазелонский монастырь.
В результате перестройки монастыря в XIX веке от средневековых памятников осталось не так уж и много. Исключением является часовня св. Илии, расположенная на террасе в 30 метрах от зданий XIX века.
Часовня св. Илии Вазелонского монастыря.
Это простая сводчатая часовня с одной полукруглой апсидой. Часовня расписана фресками. Еще в 60-х годах 19 века исследователи находили их хорошо сохранившимися за исключением обезображенных ликов. Варварское уничтожение именно ликов святых на средневековых фресках еще одна печальная параллель между крымскими и трапезундскими храмами.
Фрески часовни св. Илии Вазелонского монастыря.
Однако систематическое использование часовни для ночлега с разжиганием в ней костров привело к быстрому уничтожению значительной части живописи.
Успение Богородицы в верхнем регистре западной стены. Святой Петр в зеленом хитоне и желтом гиматии. Святой Павел в пурпурном хитоне и зеленом гиматии.
Храм известен из письменных источников и относится к великокомниновской эпохе. Фрески более позднего периода, предположительно XVII века.
В монастыре была большая библиотека. Акты Вазелонского монастыря XIII-XVIII веков являются ценным источником по истории Византии, ее духовной и общественной жизни.
В 1923 году турки, учинившие геноцид христиан в Малой Азии, стремились уничтожить любую память о них. Монастырь был разорен и разрушен, его ценности разграблены, фрескам причинен непоправимый ущерб.
Монастырь Сумела.
Императорский, патриарший, ставропигиальный монастырь Всесвятой Божьей Матери с горы Мела (более известный как Сумелийский монастырь или Панагия Сумела). По преданию сама Божья Матерь показала греческим монахам Варнаве и Софронию, где построить монастырь и поместить ее икону, известную как Панагия Афиниотиса.
Около 1300 года монастырь состоял из священной пещеры, источника и деревянных келий, выстроенных на скале над рекой Панагия. Покровителями монастыря были императоры Иоанн II Великий Комнин (1286-97), Алексей II (1297-1330) и Василий (1332-1340). Этот крупнейших духовный центр неоднократно упоминается в письменных источниках великокомниновской эпохи. Монастырь имел богатые владения и пользовался разнообразными налоговыми льготами. Император Мануил III (1390-1417) принес в дар монастырю частицу Крестного древа. К 1461 году в монастырский комплекс кроме пещеры, которая к этому времени была расписана фресками, и келий также входили девять или десять часовен.
Сумелийский монастырь.
Монастырь сохранил свое влияние и при Османократии. Согласно легенде, султан Селим (1512-20), управлявший, в бытность свою наследным принцем, Трапезундом, подарил монастырю набор массивных серебряных подсвечников. Большинство часовен были расписаны в XVII-XVIII веках. Несмотря на то значение, которое монастырь имел на Понте, предполагается, что численность его насельников была небольшой и вряд ли превышала 10-15 монахов.
Сумелийский монастырь, фрески.
В 1864 году в монастыре была произведена большая перестройка. Вместо старых келий, которые свешивались со скалы как птичьи гнезда, были построены современный фасад, библиотека и акведук. Новые здания предназначались для приема тысяч паломников, которые стекались в монастырь 15 августа – в праздник Успения Богоматери.
Сумелийский монастырь, корпус XIX века.
Монастырь сильно пострадал в годы первой мировой войны, так как находился на линии фронта между русскими и турецкими войсками. Последний монах покинул обитель в 1924 году. Одно время там находился притон турецких контрабандистов, эти несколько десятилетий нанесли памятнику колоссальный ущерб. В 1961 году здесь была устроена штаб-квартира Государственного Экспериментального лесничества. Сейчас в монастыре туристический объект. Многие святыни монастыря в настоящий момент находится в западных музеях или в частных коллекциях. Из 84 манускриптов монастырской библиотеки уцелело только 67, местом их хранения является Археологический музей в Анкаре.
Еще в XIX веке было высказано мнение, что крымский монастырь Панагии в Мариамполе (ныне монастырь Успения Богородицы в Бахчисарае), ставший с рубежа XVI-XVII веков резиденцией митрополитов Крымской Готии, находился в постоянном общении с Сумелийским монастырем. Легенды связывают основание Успенского монастыря в Крыму с чудесным появлением иконы Божьей Матери, которая происходила из Анатолии. Высказывалось мнение, что эта икона (ныне утерянная) представляла собой копию Сумелийской иконы Божьей Матери. Развивая предположение Бертье-Делагарда о ее связи с чудотворным Сумелийским образом Одигитрии, исследователь православного искусства Н.П. Кондаков установил композиционное сходство Крымской-Мариупольской иконы с изображением Богоматери из ц. Санта-Мария Маджоре в Риме и высказал мнение о влиянии Сумелийского и Мариупольского образов на формирование иконографии чтимых на Руси икон Одигитрии - Аксайской и Зимненской.
Сумелийский монастырь имел права патриаршей экзархи на обширные округа и распоряжался монастырскими владениями – метохами, в том числе в Крыму. В храме св. Троицы в крымском селе Керменчик на стене найдена надпись с датой 176? год и упоминанием сумелийского монаха Гервасия. Этот же Гервасий посетил греческий храм в Стиле. Возможно, что, будучи церковным ревизором – периодевтом, он посещал храмы, входившие в число владений Сумелы. Гервасий умер и был похоронен в монастыре св. Георгия на Фиоленте в 1775 году.
Надпись с именем Гервасия Сумелиота из храма св. Троицы (Крым).
По другой версии, выдвинутой эллинистом Дмитрием Спиридоновым, Гервасий посещал Керменчик в качестве старшего клирика, находившегося на территории Готской митрополии в период ссылки митрополита Гедеона в Метеорском монастыре (1750-60 гг). Он может быть тождественен упоминаемому в архивах Сумелийского монастыря, монаху Гервасию Налчаджи, келейнику митрополита Игнатия Халдийского.
Сам митрополит Гедеон состоял в переписке с митр. Ананием Трапезундским и сумелийским игуменом Христофором. Эти документы, которые могли бы пролить свет на последние годы существования Готской митрополии, к сожалению не опубликованы.
В 1775 году в Лейпциге увидела свет книга под названием "Служба преподобным отцам Варнаве, Софронию и Христофору, основателям Сумелийской обители". В ней содержится описание подвигов крымских мучеников, память о которых на родине предана забвению. Речь идет об иеромонахе Никифоре, повешенном в Каффе в 1730 году за отказ отречься от веры, иеромонахе Давиде, убитом в 1725 году по ложному обвинению, отроке Евстафии (1759) и экономе митрополита Готского Давиде (1770).
Именно в Сумелийском монастыре Караулов обнаружил житие святой правительницы Сугдеи Феодоры, которое он опубликовал в виде легенды. Оригинальный текст Жития утерян.
Монастырь святого Георгия Перестериота.
Из трех больших монастырей Мацуки история этого монастыря самая темная. Предположительно основанный в 752 году, он был разрушен и заброшен в 1203, восстановлен в 1393.
Монастырь обладал одной из лучших библиотек на Понте, однако от нее сегодня ничего не осталось. Большинство средневековых зданий монастыря были разрушены пожаром в 1904 году, после чего он подвергся капитальной перестройке.
По мнению Х.Ф. Байера, вероятнее всего, ошибочному, в этом монастыре похоронен наследник правителя Феодоро Алексея – Иоанн.
© Фото: Алексей Коимшиди
© Текст: graal.org.ua
Комментарии
Comments |
|