Часовня Грааля
«Но сэр Ланселот поскакал дальше, он долго ездил вдоль и поперек по дикому лесу, не разбирая дороги и положившись лишь на волю случая. Но под конец выехал он на распутье дорог, где на безлюдной равнине стоял большой каменный крест. И тогда огляделся сэр Ланселот кругом и увидел старую часовню, и туда направил он коня, думая найти там людей. Вот привязал сэр Ланселот коня к дереву, снял щит свой с плеча и повесил на сук, и приблизился он к дверям часовни, но двери оказались разбиты и обрушены. А внутри разглядел он алтарь прекрасно и богато убранный покровом из чистого шелка, а на нем стоял блистающий подсвечник с шестью большими свечами, и был этот подсвечник из серебра. И, видя такое сияние, пожелал сэр Ланселот во что бы то ни стало войти в ту часовню, но входа найти не мог. И тогда он, огорченный и опечаленный, повернул назад, туда, где был привязан его конь, снял седло и сбрую и отпустил его пастись, а сам отстегнул шлем, отвязал меч с пояса, лег на щит свой у подножья креста и уснул».
Совершенно особое место в цикле Грааля занимает некая «часовня Грааля». Она находится не в легендарном «духовном замке» Сарраса и не в замке Опустошенной земли Короля-рыбака. Это некое отдельное место, в котором избранные на пути поисков Грааля получают возможность лицезреть его литургию, которую совершает одинокий отшельник.
В цитированном выше отрывке Грааль из загадочной часовни исцеляет больного рыцаря, однако Ланселот, будучи грешным человеком, не может увидеть таинство Чаши, и довольствуется лишь смутным видением во сне:
«И еще очутился там серебряный стол, а на нем — священный сосуд Святой Грааль, еще прежде виденный сэром Ланселотом во дворце Короля-Рыболова».
В горном Крыму есть удивительное место, которое во времена государства Феодоро можно было назвать «краем часовен». Между долинами рек Кача и Бельбек на высоте около 500 метров над уровнем моря находится небольшая горная котловина. Если от Сюйреньской крепости спуститься в село Куйбышево, а затем взять курс на север по извилистой дороге и известняковым склонам, то через некоторое время мы окажемся в уютной горной долине, окруженной заросшими лесами холмами.
Здесь в Средневековье находилось поселение и крепость Керменчик, которая располагается на одноименной горе над одним из правых притоков Бельбека над селом Высокое. Сама крепость расположена в полукилометре от села на скалистой возвышенности на высоте более 700 метров над уровнем моря. Длина оборонительной стены более 230 метров, с юга находилась башня-донжон. Раскопки в укреплении до настоящего времени не проводились, однако оно ничем не выделяется среди многочисленных замков-убежищ этого же периода.
Поражает в этом интересном месте совершенно другое. На относительно небольшой территории в окрестностях Керменчика и соседней деревни Лаки (ныне не существующей) только визуально без проведения раскопок еще сто лет назад можно было различить остатки 14 церквей и часовен. Храмы были построены повсюду: на вершинах гор, у подножий холмов, возле родников.
«В окрестностях Керменчика и теперь известны развалины одиннадцати церквей; девяти сохранились и названия: Троицы, Космы и Дамиана, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Успения Богородицы, Евфимия, Иоанна Предтечи и Максима. Конечно, все это маленькие церковки, от которых большею частью сохранились только едва приметные развалины; но все же я не знаю в Крыму нигде ничего даже и близко подобного! – с удивлением писал известный крымовед А. Бертье-Делагард в работе «Керменчик – Крымская глушь», увидевшей свет в 1898 году. - Если прибавить три церкви в Лаке, то на пространстве не более четырех верст окажется четырнадцать церквей».
Главной церковью Керменчика была церковь «Святой Троицы», располагавшаяся в центре средневекового села. Бертье-Делагард, оставивший ее краткое описание, пишет, что «она представляет редкое, почти единственное явление в Крыму».
«Построена она очень хорошо, из крупного штучного камня, в три корабля, когда-то перекрытых сводами и даже маленькими куполами; корабли разделялись двумя рядами восьмигранных колонн, из коих одна еще стоит на месте», - пишет исследователь.
Рядом находилась Свято-Феодоровская церковь, возможно посвященная Феодору Гаврасу. В храме хранился древний образ этого Святого, вывезенный в 18 веке во время депортации крымских греков. В 19 столетии церковь была перестроена новыми жителями села, а в 50-х годах 20 столетия разрушена.
Руины еще одного храма – «Успения Богородицы» почитаются местными татарами в качестве могилы неизвестного азиза – святого.
Недалеко от Керменчика у подножия горы Святого Ильи (с одноименной часовней на вершине) можно осмотреть храм Святого Луки. Он был построен в 1904 году на месте средневековой церкви.
Главный западный вход в храм оформлен порталом. Над дверным проемом портала надпись-дата – "Год 1904". На полуциркульных арках, обрамляющих тимпан над порталом, надпись на новогреческом языке, слова Христа:
"Придите /ко мне/ все труждающиеся и обремененные и я упокою /вас/".
Внутри храма сохранились остатки фресковой росписи: в парусах видны изображения четырех евангелистов. Евангелист Матфей изображен ангелом, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия. Евангелист Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царского достоинства Христа. Орел – символ евангелиста Иоанна и означает высоту евангелического учения и сообщаемых в нем Божественных тайн. Символ евангелиста Луки – телец, чем подчеркивается жертвенное искупительное служение Спасителя.
Расположенная «на распутье дорог» на «безлюдной равнине», церковь Святого Луки как нельзя лучше подходит под определение одинокой «часовни Грааля».
При желании можно подняться на гору Святого Ильи, с которой откроется замечательный вид на Лакскую котловину и ее окрестности. Поднимаясь на гору, посмотрите налево. Огромный скальный массив, расположенный к северо-западу от Лак, следующая цель нашего путешествия – пещерный монастырь Качи-кальон.
Экспедиция Олендорфа
13 декабря 1941 года в Крым прибыл «рыцарь Грааля» руководитель «Айнзацгруппы Д» Отто Олендорф. Среди мест, которые привлекли его внимание, был и Керменчик. Возможно, потому что кладбища в окрестностях села считались готскими.
Однако подготовка экспедиции в окрестности Керменчика встретилась с проблемой в виде отрядов партизан, находивших убежище и поддержку среди местного населения.
Вероятно, в качестве мер по обеспечению безопасности экспедиции было решено уничтожить село Лаки, жители которого поддерживали партизан. 23 марта 1942 года село окружили немцы и каратели из добровольческого татарского батальона. Жители деревни были убиты или интернированы в другие населенные пункты, все здания в селе сожжены, сохранилась только церковь.
Об итогах экспедиции Олендорфа в район Керменчика не известно. В послевоенные годы системных раскопок советскими археологами в данном районе не велось.
Часть 5. Шиварин – последний оплот готских конунгов Часть 7. Волосяной мост
Комментарии
Comments |
|