Существование государства Феодоро совпало с одним из самых ярких периодов в истории мировой культуры, известном как «палеологовский ренессанс». По мнению искусствоведа Г. Колпаковой «основой этого блистательного расцвета становится интенсивное возрождение духовной жизни…Заключительный этап византийской культуры отличается активным творческим началом, энергией поисков, повышенным интересом к искусству как к самому главному делу жизни. Словно в преддверии неминуемого конца византийская культура подводила итог своему развитию».
Усиление княжеской власти Гаврасов на Мангупе и консолидация православного населения Крыма в составе государства Феодоро повлекли за собой новые веяния в искусстве 14 века. Ктиторы из княжеской династии тяготеют к заимствованию классического палеологовского столичного стиля.
Середина 14 века в Византийской империи ознаменовалось распространением мистического учения и аскетической практики, известной как исихазм. Слово "исихазм" происходит от греческого isihia - молчание, тишина. Исихазм сформировался еще в ранневизантийскую эпоху в египетских и синайских монастырских обителях, однако в 14 веке это учение впервые выходит за пределы монастырей, получает теоретическое обоснование в работах Святого Григория Паламы и становится доступным для мирян.
Исихасты учили, что неизреченный Логос, Слово Божье, постигается в молчании. Созерцательная молитва, отказ от многословия, постижение Слова в его глубине - вот путь познания Бога, который исповедуют учителя исихазма.цузского мистика Рене Генона, есть ничто иное как Сердце Христа.