Восточные влияния
Культура Средневековой Таврики представляет собой яркий пример провинциальной византийской культуры. Однако в не меньшей, а может и в большей степени, чем со столицей Византии, Таврика была связана с духовными и культурными импульсами, которые шли из восточных провинций Империи – Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта. Нелишне заметить, что именно эти области являлись родиной христианства, а их жители были носителями наиболее аутентичной христианской традиции. Именно эти регионы, по мнению академика Веселовского, были, в частности, родиной легенды о Святом Граале.
Взаимодействие двух культурных влияний – из греческого центра Византии и из христианского армяно-сирийского востока создали в Таврике очень яркую, самобытную и творческую культуру. О восточном влиянии свидетельствует большой удельный вес найденных в Херсонесе капителей малоазийских, африканских и сирийских типов. Не подлежат сомнению и восточные истоки херсонесских базилик. Так для «базилики Крузо» характерно трехпластное расположение апсид алтаря. Такой тип был широко распространен в Сирии, Египте и Месопотамии. Что же касается Константинополя и Греции, то там подобного рода базиликальные храмы не строились. Крестообразные храмы Херсонеса (V-VII вв.) также повторяют ближневосточные типы. Подобная архитектура в те же века была популярна в Армении и Грузии. В константинопольском церковном строительстве она практически никак не отразилась.
Классический сирийский облик имеет большая базилика пещерного города Эски-кермен. А сам Экски-кермен имеет свою архитектурную аналогию в Сирии – крепость Рум-Кале.
Еще более интересен внешний вид самого большого подземного храма Тепе-кермена, известного как «Храм с баптистерием». Его необычный алтарь моделирует Кувуклий – навес-ротонду над обломком скалы, где размещалась пещера Воскресения. Эта ротонда была возведена во времена Константина и Елены и разрушена при захвате Иерусалима персами в 614 году.
Не только церковная архитектура Таврики испытала влияние Востока. По мнению Татьяны Фадеевой, дворец «господ Феодоро» на Мангупе поражает соответствием древней традиционной схеме хеттско-сирийского дворца типа «бет-хилани».
Архитектура государства Феодоро восприняла также ряд элементов армянской архитектуры. С 14 века Таврика становится одним из центров эмиграции армян, бежавших от обосновавшихся в Малой Азии мусульман. Таврика получает название «Малой Армении». Армянские зодчие оставили в Крыму целый ряд выдающихся памятников. Одним из самых красивых, на наш взгляд является храм монастыря Спасителя в селе Бахчи-Эли, Белогорского района, украшенный замечательными барельефами.