Путевые заметки. Крымская Алания: Сарымамбаш-Кермен – «Долина тысячи склепов».
Давно уже хотелось сделать цикл заметок по нашим походам, которые проходят в рамках деятельности «Общества Святого Феодора Гавраса». Но времени на это, как всегда, не хватает, а информации, в том числе по достаточно малоизвестным объектам крымского Средневековья, которые могут быть интересны для всех любителей истории Крыма скопилось уже немало. Наконец-таки собрался с силами и приступил, помолясь, к первому очерку серии, которая надеюсь, будет продолжаться в разделе «Статьи» сайта «Общества Святого Феодора Гавраса» и в моем блоге.
Автор не несет никакой ответственности за практическое применение данных материалов. Вряд ли эти заметки будут писаться по «горячим следам», поэтому возможно, что-то будет путаться и забываться. Просьба при использовании проверять изложенную здесь информацию при помощи карт, GPS и других доступных средств. Специально для профессиональных историков: автор не является обладателем научных степеней в области истории или археологии, я – писатель и журналист, а тексты, предлагаемые в данном разделе - это путевые заметки, а не научные статьи, поэтому ошибки историографического плана здесь неизбежны. Большая просьба не путать конструктивную критику с беспредметными наездами с целью продемонстрировать свои глубокие познания в области исторической науки.
Сарымамбаш-Кермен (другой вариант названия по И. Белянскому Кермен-Баш) – крепость в Бодракской долине, около села Трудолюбовка (которое некоторые «посвященные» называют Труполюбовка. Почему, будет написано ниже).
Впервые об этой крепости я прочитал у П.И. Кеппена в его работе: "О древностях южного берега Крыма и гор Таврических". Затем, уже спустя несколько лет обратил внимание на главку, посвященную Сарымамбаш-кермену в монографии В.Л. Мыца «Укрепления Таврики X–XV вв.», которую цитирую в связи с ее малым объемом полностью:
«Укрепление занимает оконечность широкого мыса, вытянувшегося с северо-востока на юго-запад на правом берегу р. Бодрак и возвышающегося над этой частью речной долины. С юго-востока плато ограничено глубокой балкой Папас-Баир (Монаший лес), с северо-запада оврагом Джидаэр-Дере. Оборонительная стена, сложенная из бута, отгораживает с востока в самом узком месте часть мыса. Толщина стены 2,2—2,3 м. Сохранилась в высоту 1,7—2,2 м. Кладка выполнена на глине. Перед стеной был вырыт ров, глубина которого в настоящее время 0,7—1 м. ширина 3,5—5 м. Общая протяженность стены 327 м. Размеры крепостной площадки 345 х 325 м, площадь укрепления 7,8 га. В 115 м от обрыва балки Папас-Баир находится проем ворот шириной 2,5 м. Ров перед воротами засыпан землей, а засыпь с боковых сторон облицована камнем. На территории, огражденной стенами, видны следы построек (более 50) средневекового поселения. Примерно 1/3 часть городища в настоящее время распахана».
В картах к этой же работе датировка укрепления была дана в самых общих рамках X-XV века, впрочем, без каких-либо намеков на аргументы в ее пользу.
Самое главное, что поразило меня в этой заметке, это площадь укрепления, огороженная крепостными стенами: 7.8 га. Для сравнения приведу данные по наиболее известным крепостям того же периода в окрестностях Сарымамбаша.
Бакла – 1 га.
Тепе-кермен 1,4 га.
Чуфут-кале (Старый город) – 7 га
И это самые известные замки и городища «Крымской Алании» того же времени! Из крепостей Бодракской и Качинской долин больше только Кыз-кермен (12 га). При сопоставлении этих цифр, мне сразу вспомнился легендарный город Фуллы, административно-политический и церковный центр, расположение которого до сих пор не определено.
К сожалению, на карте приведенной Кеппеном, толком определить, где находится укрепление я не смог (а карт Белянского тогда еще не было в столь широком и свободном доступе как сейчас). Поэтому для реализации идеи пришлось прождать несколько лет, пока в прошлом году не удалось купить атлас горного Крыма, где у Трудолюбовки был-таки, отмечен заинтересовавший меня объект.
Выбрались мы туда в октябре 2009 года с севастопольскими экскурсоводами Андреем Крюковым и Алексеем Гордиенко (спафарием «Общества св. Феодора Гавраса»). До Новопаловки доехали рейсовым автобусом, а там пересели на автобус Симферополь-Научный, который тогда проходил через Новопавловку около 9:00 утра (выезд из Симферополя в 8:40).
Села, расположенные в долине Бодрака – входили в состав аланского княжества Кырк-Ор (существование, которого правда до сих пор осталось лишь гипотетической версией). Так что, учитывая мои исторические корни, осмотреть аланскую крепость мне было вдвойне интересно.
Относительно топонима «Бодрак» средневековый писатель-фантаст Эвлия Челеби (и явно предтеча Фоменко – Носовских и иже с ними) пишет о странном народе «бодраков», которые, по его мнению, есть татары, и выводит происхождение этого этнонима от татарского слова «дарак» - «трезубец». Мол, поскольку, тамга Гераев это тризуб, то татары-бодраки это «тризубные» или подданные крымского хана.
Другую версию предлагает О. Трубачев от индийского bhadraka – «счастливый». Честно говоря, мне кажется, что доверять Трубачеву вряд ли стоит больше, чем Челеби.
У специалиста по тюркской топонимике Крыма Валерия Бушакова есть украиноязычная статья, которую легко можно найти в сети: «Этнонимы бодрак и буртас. К вопросу про историческую судьбу буртасов». Он утверждает, что вывести этноним бодрак из какого-либо тюркского языка не представляется возможным. Кажется, что ему можно верить, поскольку Бушаков старается найти тюркские корни у как можно большего числа крымских топонимов, даже тех, которые до него почти никто ни считал тюркскими (например, Мангуп).
Он выводит «бодрак» от иранского *purdag ~ *pordag («отдельные»), и прослеживает связь с топонимом «буртах» - (*burtag ~ *bortag). Отсюда буртасы – «отдельные асы» или аланы – группа алан, переселившаяся в VIII веке с Северного Кавказа на Средний Дон, а затем на Волгу, на землю мордвы, где они упоминаются вплоть до Нового времени. В последующие столетия эти аланы были отюрчены, забыв свой иранский язык. Что-то подобное произошло и в Крыму, где многие потомки местного гото-алано-греческого населения в XVIII веке говорили на тюркском языке, хотя и сохранили Православную веру.
Старое название Скалистого - Тав-Бодрак, Трудолюбовки – Яны-Бодрак, Прохладного – Мангуш. У всех этих сел – средневековые укрепления: Бакла у Скалистого, Сарымамбаш у Трудолюбовки, укрепление на высоте Долгая около Прохладного. Кроме того, есть еще горка с интригующим названием Кичик-кермен (Малая крепость), недалеко от Сарымамбаша, но информации о наличии там укрепления мне не встречалось. Так что во времена алан-бодраков долина была не только хорошо заселена, но и укреплена.
Поднимались по тропе, которая идет между горами Кермен-Баш и Палос. Низ тропы срезан – такое впечатление, что экскаватором. Возможно, планируется какая-то стройка «частной собственности», поэтому чтобы найти ее продолжение выше пришлось изрядно поплутать по оврагам и кустарнику.
Однако, как потом выяснилось, к нашей цели есть самая верная дорога, по которой заблудиться невозможно. От карьера, который находится под Баклой по вполне проезжаемой машинной дороге, ведущей в направлении Фундука и далее на еще один карьер, который как раз находится рядом с Сарымамбашем.
Судя по всему, именно карьер и стал причиной окончательной гибели древней крепости. Рачительные рабочие не поленились проложить на укрепление ветку дороги и разобрать его по камешкам. Можно проследить следы машин и валяющиеся вдоль этих следов камни, выпавшие по пути к месту своего нового использования. Кроме того, по информации из книги В.Л. Мыца часть поселения еще и была распахана при власти рабочих и крестьян под хозяйственные нужды.
Поэтому сама территория городища выглядит почти полностью пустой. Визуально остатков построек почти не наблюдается. Только в нескольких местах маловразумительные развалы камней.
Правда, стена, огораживающая мыс, просматривается достаточно хорошо почти на всем протяжении, за исключением дороги, где ее, конечно, разобрали, чтобы не мешала доблестным рабочим карьера ездить за камнем. Однако 1.7-2.2 метра высоты это явное преувеличение.
Ров почти полностью засыпан, но отлично виден. Как правило, строители небольших исаров не утруждали себя копанием рвов. Так что поселение действительно, было немаленьким и хорошо укрепленным.
Бывшие ворота с засыпанным и облицованным камнем проходом перед рвом также ни с чем не спутаешь. Помню, что тогда нас удивили диабазовые плиты в кладке около ворот. Мыц пишет только о бутовом камне. Откуда они там взялись, ведь рядом только известняковые породы? Но потом загадка разрешилась просто, когда я прочитал в сети в статье Игоря Русанова, что рядом добывается диабаз. И вообще Бодракская долина очень примечательна с геологической точки зрения (ссылка на статью ниже). Увы, в геологии, я слаб.
Весь путь от Трудолюбовки занял около 2 часов, учитывая поиск, срезанной экскаватором тропы и небольшое блуждание по лесу в верховьях балки, по которой мы поднимались. Поскольку время еще оставалось, решили пройти на Скалистое через Фундук и подножье Баклы.
Источник Афинис называют местом «древнего святилища». Не знаю, откуда взялась эта информация, наверное, потому, что название напоминает имя греческой богини Афины. Каких-либо подтверждений этой версии не встречал.
От Афиниса, спустившись вдоль русла ручья, посетили еще одно примечательное место: мрачный знак нашей эпохи и памятник черной археологии. Именно в честь этого места Трудолюбовка и была переименована в крымском жаргоне в Труполюбовку.
Так называемая «Долина тысячи склепов» - на самом деле не долина, а достаточно внушительных размеров холм, издалека напоминающий муравейник, так как весь изрыт искателями сокровищ.
Процитирую отрывок из статьи уже упомянутого Игоря Русанова (aka Zverozub), опубликованной здесь:
«Знаменита деревня и огромным масштабом «черной» археологии. В начале 1990-х годов при строительстве асфальтовой дороги для вновь отведенного кладбища были вскрыты склепы времен гото-аланского племенного союза. Это 3 - 8 века нашей эры. Пользуясь общей неразберихой, некое московское археологическое «любительское» общество пригнало на автобусах множество рабочих с лопатами, а также использовало и местные трактора. Сложно сказать, сколько сотен или тысяч уникальных археологических находок было тогда вывезено в Россию, а затем разошлось по частным коллекциям мира. С крупными набегами москвичей было покончено, но остались мелкие «копатели» - достаточно знающие, следящие за археологической литературой и особенно картами разведок. Тысячи склепов зияют в горном склоне по обе стороны от асфальтовой дороги, ведущей в общем-то никуда. Ведь кладбище тут так и не устроили. Зато появился необычный памятник – Долина Тысячи Склепов, самое грандиозное в Крыму свидетельство размаха черной археологии»».
Особенно впечатляют дыры (глубиной на вскидку до 5 метров) прямо в асфальтированной дороге:
А это фото было сделано в минувшую субботу. Так выглядит «Долина» со стороны дороги на карьер:
И напоследок несколько фото нашего пути из «Долины тысячи склепов» к подножью Баклы и далее к Скалистому:
© graal.org.ua
© Андрей Васильев.
Комментарии
Comments |
|