Апостол Филипп и Традиция Грааля
27 ноября по новому стилю – день памяти св. апостола Филиппа. Хотя с историей Грааля обычно связывают имена Иосифа Аримафейского и Марии Магдалины, в развитии легенды о Святой Чаше апостол Филипп играет ключевую роль.
Свидетельства канонические и апокрифические
О его происхождении и призвании скупо говорится в Евангелии от Иоанна (1:43-45). Спаситель призвал Филиппа следовать за собой сразу вслед за Андреем и Петром. Согласно Иоаннову Евангелию, апостол происходил из города Вифсаида, также как братья Андрей и Петр. Филипп, в свою очередь привел к Иисусу некоего Нафанаила, о котором молчат три евангелиста-синоптика.
Имя Филипп – греческое. В переводе означает «любитель лошадей». Особенно популярным оно было среди правителей Македонии. В частности, Филиппом звали отца знаменитого Александра Македонского.
Канонические евангельские тексты сообщают нам о Филиппе крайне мало: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа (Ин.6:5—7); приводит к Иисусу Эллинов (Ин.12:20—22); просит Спасителя на Тайной вечере показать Отца (Ин.14:8—9).
В Деяниях апостолов встречается другой Филипп, известный также как Филипп Диакон или Апостол из семидесяти. Он был избран диаконом вместе с первомучеником Стефаном (Деян. VI, 5) и проповедовал в Иудее и Самарии. Именно Филипп Диакон, согласно книге Деяний, крестил, знаменитого Симона Мага, позже усилиями ересиологов, обращенного в главного врага христианства.
Апостол Филипп, фреска в Каппадокии.
Однако весьма странным кажется тот факт, что как признанное официальной церковью Предание, восходящее к Папию Иерапольскому, так и апокрифические Акты смешивают обоих Филиппов. Некоторые современные исследователи также считают, что Филипп Иоаннова Евангелия и Филипп «Деяний» одно и то же лицо. (1).
Канонические «Деяния» сообщают нам, что у Филиппа Диакона было четыре дочери. На рубеже I-II веков епископ города Иераполь Папий еще общался с ними и слышал их рассказы об апостольской проповеди. (2)
В конце II века Эфесский епископ Поликрат писал римскому папе Виктору (189-199) о том, что в Иераполе похоронен Филипп. Однако по информации Поликрата это Филипп – апостол, а не диакон:
«В Асии покоятся великие светила, которые воскреснут в последний день, когда Господь низойдет с неба во славе Своей и разыщет всех святых: Филиппа, одного из двенадцати, который покоится в Иераполе, обеих дочерей его, состарившихся в девстве, и еще одну дочь, которой руководил Дух Святой и которая почивает в Эфесе» (3)
Мартирий апостола Филиппа в Иераполе.
Апокрифические «Деяния апостола Филиппа» были составлены относительно поздно, вероятно в середине IV века, хотя некоторые исследователи полагают, что в их основе может лежать какая-то более ранняя традиция.(4)
Эти фантастические «Деяния» рассказывают о проповеди апостола в Галилее, Парфии. Афинах, «земле Офианов» и в городе Офиорим (по мнению большинства исследователей - Иераполис), где апостол принял мученическую смерть. Подобно многим поздним апостольским актам, «Деяния Филиппа» полны разнообразных чудес, исцелений, демонов, говорящих животных и драконов.
В декрете папы Геласия (VI век) «Деяния под именем апостола Филиппа апокрифические» значатся среди отреченных – осужденных церковью книг. Однако в некоторых общинах продолжали храниться его копии. Так барельеф с изображением апостола Филиппа в готской церкви Сан Педро де ла Наве указывают на знакомство сделавшего его мастера с апокрифом. (5)Самый же полный его текст был обнаружен французскими учеными в 1974 году в монастыре Ксенофонтос на горе Афон. Манускрипт датируется XIV веком, а это означает, что «Деяния» продолжали переписывать в православных монастырях в позднее средневековье.
Несмотря на явную фантастичность «Деяний Филиппа» в них сохранились отголоски раннехристианской традиции. Исследователи указывают на наличие параллелей с «Евангелием от Фомы» (27 изречение Фм. с небольшими изменениями передано в «Деяниях» как «слова Господа»), «Деяниями Фомы» (6) и «Евангелием от Марии», (7) а это означает, что для правильного понимания предания, связанного с Филиппом, нам необходимо обратиться к гностическим текстам.
Гностический Филипп
Пожалуй, один из самых загадочных и интригующих текстов коптской библиотеки Наг Хаммади «Евангелие от Филиппа». В этой книге, раскрывающей тайное учение Спасителя, упоминаются лишь несколько его учеников, в том числе сам Филипп, Мария Магдалина и Левий.
В «Пистис Софии» Филипп, Фома и Матфей названы теми тремя, кому поручено записать тайные слова Спасителя и передать их людям. Не исключено, что это прямое указание на Евангелия от Фомы и Филиппа, сохранившиеся в библиотеке Наг Хаммади и на не дошедшие до нас «слова» апостола Матфея, на которые ссылался александрийский гностик Василид.
Но, пожалуй, самым главным тестом для понимания традиции, которая легла в основу апокрифических «Деяний Филиппа», является Евангелие от Марии. Дело в том, что наряду с Филиппом и Варфоломеем одним из главных героев «Деяний» является сестра (духовная или родная) апостола Маримна. Есть все основания предполагать, что это Мария Магдалина. (8).
Большинство из дошедших до нас рукописей «Деяний Филиппа» подверглись безжалостному редактированию. В особенности преуспели цензоры в уничтожении тех отрывков, которые в оригинальном тексте были связаны с Мариамной. Только в одном из манускриптов сохранился фрагмент, позволяющий судить о ее изначальной роли в «Деяниях». Речь идет об эпизоде бросания апостолами жребия, куда и кому идти проповедовать. Как сообщают «Деяния», в нем она играет роль помощницы Спасителя, помогающей распределить страны между учениками-мужчинами. Когда Филипп узнает о своем жребии, его охватывает страх и он начинает плакать. Спаситель призывает Мариамну отказаться от женственности (см. Евангелие от Фомы 118) и следовать за Филиппом, чтобы укрепить его.
Мария Магдалина. Икона Роберта Ленца.
Схожие мотивы мы находим в Евангелии от Марии. После призыва Спасителя «проповедовать Евангелие царствия» апостолы «были в печали, пролили обильные слезы и сказали: "Как пойдем - мы к язычникам и проповедуем евангелие царствия Сына человека? Если они не сберегли его, как они сберегут нас?" Услышав эти слова, Мария, призывает их исполнить завет Спасителя, «не плача, не печалясь и не сомневаясь».
Роль Марии в этой истории как утешительницы апостолов столько велика, что один из исследователей даже сравнивает ее с Параклетом, которого Иисус обещал послать своим ученикам (Ин. 14:16). (9).
Кроме того, в «Деяниях Филиппа» Мариамна готовит хлеб и соль для причастия, крестит женщин и проповедует. Все это указывает на ранее происхождение традиции, так как выполнение женщинами таких функций было немыслимо в ортодоксальных христианских общинах IV века, когда, по мнению исследователей, были написаны «Деяния».
Перед смертью Филипп говорит Мариамне, что ей предназначено «освобождение от тела» в реке Иордан. Это сообщение не имеет аналогов, ортодоксальное предание считает местом смерти Марии Эфес (10).
Филипп, Иосиф Аримафейский и Грааль
Кроме Марии Магдалины к ближайшим сподвижникам апостола Филиппа традиция относит Иосифа Аримафейского. Апокрифическая «Книга, написанная Иосифом Аримафейским, учеником Господа нашего Иисуса Христа», дошедшая до нас в грузинском переводе сообщает, что Иосиф и апостол Филипп вместе проповедовали в Лидде (Диосполе). Здесь Филипп крестил 1000 человек, после чего Спаситель явился крещенным в доме Никодима.
«История Святого Грааля» цикла Вульгаты еще больше сближает Иосифа с Филиппом, сообщая, что апостол крестил почтенного члена синедриона.
Легенды о проповеди Иосифа Аримафейского в Британии непосредственно связаны с апостолом Филиппом. Около 1125 года Вильям из Малмсберри, спутал малоазиатскую Галатию (где проповедовал апостол Филипп согласно раннехристианской традиции) и западноевропейскую Галлию (современная Франция). Вильям предположил, что если апостол Филипп проповедовал в Галлии, то возможно именно он направил в Британию своих учеников. Впрочем, сам хронист достаточно скептически относился к этой информации. (11)
В 1191 году английские монахи объявили о находке в Гластонберри захоронений короля Артура и королевы Гвиниверы. Это событие совпало по времени с появлением первых романов о Граале и рыцарях круглого стола. Если Робер де Борон еще не думал отправлять Иосифа с Граалем в Британию, то в более поздних текстах Вульгаты действия истории о Граале разворачивается уже на фоне британского ландшафта. Здесь действует Иосиф II – сын престарелого декуриона из Аримафеи, которого, впрочем, часто путали с его отцом.
Видимо на основании неверного отождествления Галатии и Галлии, а также двух Иосифов, около 1250 года некий монах из Гластонберри внес поправку в текст Вильяма Малмсберрийского. Он стал звучать следующим образом: «Святой Филипп был в Галлии…Он направил 12 учеников для проповеди в Британию, во главе их стоял его любимый ученик Иосиф Аримафейский». (12)
С этого момента миф о проповеди Иосифа из Аримафеи в Британии и основании им церкви Богородицы в Гластонберри (на основании рассказа об основании Иосифом церкви Божьей Матери в палестинском Диосполисе) стал считаться «доказанным» историческим фактом.
Хотя в «Деяниях Филиппа» нет ни слова об Иосифе Аримафейском, один из эпизодов этого апокрифа вполне мог заставить средневековых читателей подумать, что в нем идет речь о Святом Граале.
В IX главе «Деяний» содержится рассказ о том, как Филипп. Мариамна и Варфоломей, путешествуя в «стране офианов» встретили дракона: «Они путешествовали пять дней, и однажды утром после полуночных молитв неожиданно поднялся ветер, черный и дымный, и из него появился великий дракон». У апостолов была с собой чаша, они совершили над ней молитву и окропили вокруг воздух в форме креста.
«И вспышка света ослепила дракона и его выводок; и они ослабели; и лучи солнца разбили его яйца. Однако апостолы закрыли глаза, будучи не в состоянии перенести свет, и остались невредимыми», - сообщают «Деяния».
Кибела. Археологический музей Анкара.
Апокриф относит это чудо к стране змеепоклонников-офиан. Большинство комментаторов видят здесь Галатию или Фригию, где был популярен культ змееногой богини Кибелы, но церковная традиция полагает, что победа над драконом произошла во время путешествия апостола в Скифию.
Апостол Филипп в Скифии
Первым на скифскую миссию апостола указывает латинское «Житие Филиппа», приписанное вавилонскому епископу Аввдию. Текстуально эта книга не связана с греческими апокрифическими актами, хотя и заимствует из них некоторые сюжеты – такие как чудо с драконом. Главным же образом автор канонического «Жития» опирается на вполне ортодоксальные церковные источники, вроде «Истории» Евсевия Кесарийского, Тем более странным кажется указание у псевдо-Авдия на Скифию, как на место проповеди апостола Филиппа, поскольку у того же Евсевия она считается уделом апостола Андрея.
«Житие» сообщает о 20-летнем путешествии Филиппа по Скифии перед его возвращением в Галатию и принятием мученической смерти в Иераполисе. К этой миссии оно приурочивает и чуду с «вредоносным и жесточайшим» драконом, который жил под капищем Марса. Следует отметить, что хтоническая змееногая богиня, известная по скифским рельефам, имеет много общего с малоазиатской Кибелой, вплоть до отождествления их образов (13), на фресках боспорских склепов сохранились изображения жрецов Кибелы корибантов, пляшущих со змеями.
Скифская змееногая богиня. Эрмитаж.
Идея о Филиппе как об «апостоле Скифии» пользовалась популярностью на протяжении всего средневековья. Приведем лишь несколько цитат:
«Филипп обратил Скифию в веру Христову, поставил туда диаконов, пресвитеров и епископов, вернулся в Азию и около Иераполя почил с миром. (Беда Достопочтенный. Мартиролог 673-735).
«Филипп…в течение 20 лет возвещал Евангелие галлам или галатам, а также скифам» (Ордерик Виталий Церковная История (1075-1142).
В скандинавском «Описании земли» XIV века читаем: «В Европе самая восточная [часть] – Скифия, которую мы называем Великой Свитьод. Там проповедовал апостол Филипп» (14).
Из сообщений раннехристианских источников наиболее достоверными местами проповеди апостола Филиппа, Мариамны и Иосифа Аримафейского являются Палестина, Галатия и Фригия. Менее достоверными: Парфия, Скифия и Греция. В Иераполисе Фригийском, согласно легенде, апостол принял мученическую смерть на кресте. О Марии Магдалине мы узнаем, что она вернулась в Палестину и «освободилась от тела» в Иордане. Местом смерти Иосифа христианская традиция считает Иерусалим.
Смерть апостола Филиппа в Иераполисе. Миниатюра Минология Василия II.
Ватиканская библиотека. Рим
Что касается легенд об их проповеди в Галлии и Британии – то они возникли примерно через тысячу лет после описываемых событий и представляют собой смесь исторических ошибок, подлогов и благочестивых фантазий.
Примечания:
(1) István Czachesz. Commission Narratives: A Comparative Study of the Canonical and Apocryphal Acts. – 2007. – р. 137, note 6
(2) Евсевий. Церковная история III 39, 8.
(3) Евсевий. Церковная история III 31, 3.
(4) Свенцицкая И.С. Судьбы апостолов. Мифы и реальность. – М.: «Вече», 2005 – с. 216.
(5) New Testament Apocrypha, Vol. 2: Writings Relating to the Apostles Apocalypses and Related Subjects – р.472-73.
(6) Ibid – р. 470.
(7) István Czachesz. Commission Narratives: A Comparative Study of the Canonical and Apocryphal Acts. – 2007. – р. 145-149.
(8) Franзois Bovon. Mary Magdalene in the Acts of Philip// WHICH MARY? The Marys of Early Christian Tradition. – р. 80.
(9) István Czachesz. Commission Narratives: A Comparative Study of the Canonical and Apocryphal Acts. – 2007. – р. 148
(10) Из Деяний Филиппа. Путешествие пятнадцатое вплоть до конца и мученичество его// Свенцицкая И.С. Судьбы апостолов. Мифы и реальность. – М.: «Вече», 2005 – с. 250.
(11) Scavone Daniel. Joseph of Arimathea, the Holy Grail and the Edessa Icon. – Arthuriana. 9.4, winter 1999. – р.9.
(12) Scavone Daniel.Ibid.
(13) М.И. Артамонов. Антропоморфные божества в религии скифов. // АСГЭ. Вып. 2. Л.: 1961. С. 57-87.
(14) Описание Земли III
© Андрей Васильев
© graal.org.ua
Комментарии
Comments |
|