Тайны крымских НЛО
«Ушельцы», как известно, это пришельцы, которые давно покинули землю. Сегодня они возвращаются, окруженные толпами почитателей, с нетерпением ожидающих «великого квантового перехода» 21 декабря 2012 года. Как рождаются легенды об НЛО и палеоконтактах? Кто и почему накручивает «инопланетную» истерию? С чем можно столкнуться в местах, связанных с «визитами НЛО»? Ответы на эти вопросы на примере исследования мифологии, сложившейся вокруг крымских «мест силы», читайте в статье «Тайны Крымских НЛО».
Следы палеоконтакта
В августе 1963 года членам археологического отряда, проводившего разведку, на Караби-яйле под руководством О.И.Домбровского спелеологи рассказали о загадочных знаках, выложенных из камней примерно в середине плато. Отыскав каменные сооружения, исследователи внимательно осмотрели их. К сожалению, в окрестностях не было обнаружено никакого археологического материала, что сделало невозможным датировку объекта.
Между тем, сам внешний вид знаков подталкивал к выводу, что они представляют собой древний археологический памятник. Один из участников разведки писал, что знаки «выложены из небольших камней, покрытых лишайниками, как и окружающие скалы. Камни – очень прочный мраморовидный известняк – как бы вросли в землю, поверхность их разрушается. Всё это свидетельствует о глубокой древности знаков» .
Удалось установить, что всего знаков четыре, и своей формой они напоминают «бабочек». Две из них «дневные», две – более сложной формы – «ночные». Размеры каждого знака 5-6 метров, ширина 4-5 метров. Расстояние между фигурами составляет 29-42 метра. «Бабочки» ориентированы точно на север. Спустившись при помощи спелеологов в расположенную недалеко от таинственных знаков шахту «Студенческую», исследователи осмотрели выцарапанные на ее стенах петроглифы и пришли к выводу, что некоторые из них очень напоминают каменных «бабочек», выложенных на яйле. Но дать интерпретацию этим загадочным и уникальным памятникам, не решились в виду отсутствия каких-либо аналогий.
Рисунок 1. «Знаки» плато Караби по В.Г. Туру.
Информация о «бабочках» Караби стала доступной широкой общественности после выхода в свет книги исследователя-краеведа Виктора Драчука «Шаг в неведомое». Она была опубликована в 1971 году в серии «Археологические памятники Крыма». Автор предположил, что знаки могли иметь какое-то магическое значение: неслучайно их четыре. «Четверка», как известно, сакральное число во многих архаичных традициях: 4 времени года, 4 стихии, 4 стороны света…
Что касается петроглифов шахты «Студенческая», то исследователь, написавший спустя несколько лет научную монографию «Системы знаков Северного Причерноморья», сопоставил их с изображениями на плитах «Каменной могилы» и некоторых гротов Приазовья. Особый интерес читающей публики вызвало изображение мужской фигуры за «рулем» странного приспособления. Хотя ученые предпочли называть его «колесницей», с первого взгляда становилось понятным, что устройство не имеет аналогий ни с одной из известных науке двухколесных повозок.
Рисунок 2. «Человек на колеснице» в шахте «Студенческая» по В. Драчуку.
Но настоящим местом паломничества любителей неведомого, таинственного и загадочного, Караби-яйла стала после того, как в 1975 году увидел свет путеводитель Б. Чупикова «Нагорье Караби», с тех пор неоднократно переиздававшийся весьма солидными даже для самой читающей страны в мире тиражами. Именно в этом путеводителе впервые прозвучала версия о палеоконтакте! Признавая, что научного объяснения знакам на плато нет, автор, чтобы развлечь читателей написал: «Если бы мы искали доказательств пребывания на Земле инопланетян, мо¬жно было бы приписать этих "бабочек" пришельцам из космоса, принять их за "посадочные знаки". Действительно, "бабочки" как будто рассчитаны на то, чтобы смотреть на них с птичьего полета» .
В последние годы существования СССР интерес к НЛО напоминал массовую истерию. Благодаря перестройке, то, что так долго «скрывали от нас большевики», наконец-таки открылось простым советским людям. В многочисленных публикациях информация о «бабочках Караби» стала носить все более кричащий характер. Уфологи предложили считать их «взлетно-посадочными» знаками, родственными загадочным изображениям в перуанской пустыне Наска. Штука ли, и советскому человеку, представилась возможность утереть нос спесивым иностранцам. Инопланетяне, братцы, оказывается, и у нас садились! Несопоставимые масштабы перуанских «рисунков» и крымских «бабочек» никого особо не смущали. Тем более что год от года размер последних, а также высота, с которой они становятся доступными взору, постоянно увеличивались. На сайтах гидов по Караби они «выросли» сначала до 8 метров, а затем и до 10 метров.
Правда, настораживал факт, на который обратил внимание еще Б. Чупиков: строители каменных знаков явно не заботились ни о симметрии, ни о долговечности памятника, использовали камни разных размеров, без следов обработки, которые просто укладывали на поверхность земли.
Наиболее трезвомыслящие из адептов палеоконтакта пытались парировать, признавая, что «бабочки», конечно же, не настоящая «взлетная полоса» а свидетельство своеобразного «культа карго» у местных аборигенов. Мол, увидели, туземцы, как садятся на Караби летающие тарелки, и, чтобы не забыть, отметили место посадки камнями, а затем, в ожидании нового прилёта, создали святилище в шахте «Студенческой». Ждать, судя по всему, пришлось долго. Самые ранние петроглифы «пещерной галереи» ученые первоначально датировали эпохой энеолита, самые поздние – средневековьем.
Дополнительную интригу в охоте за НЛОнавтами придало открытие еще одного крымского краеведа - И. Белянского. Он обнаружил на Карабе-яйле странный объект: 8-метровый курган, в центре которого каменные трехметровый круг, а внутри его прямоугольник, ориентированный в широтном направлении. На расстоянии 28-42 метров от высшей точки кургана исследователь нашел пять ровных камней, вкопанных в землю с азимутами 0, 30, 60, 120 и 240 градусов. Согласно предложенной автором открытия версии, это сооружение могло представлять собой древнюю астрономическую обсерваторию, подобную Стоунхенджу в миниатюре.
На фоне всеобщей шумихи, заинтересовались загадками Караби и профессиональные археологи. В 1999-2001 годах в ходе археологических разведок было сделано научное описание петроглифов «Студенческой» и «бабочек», которые получили официальное название «знаки около горы Карчигалы II», а также предложена попытка их интерпретации.
Первым не прошло тест времени изображение «человека на колеснице». После публикации петроглифов в авторитетном археологическом сборнике, выяснилось, что первая прорисовка оказалось ошибочной. В трех соединенных кольцах исследователи увидели «солнечные знаки», предположив, что они символизируют трехярусный мир: небесный, земной и подземный. Рисунок человека совершенно самостоятелен, и изображает мужчину в лодке.
Рисунок 3. Петроглифы в шахте студенческая по В.Г. Туру. Человек в лодке. Три круга.
В целом же, по мнению автора научной публикации, и шахта «Студенческая», и знаки близ горы Карчигалы II представляют собой остатки святилищ, где производились ритуалы заклинаний, чтение магических текстов, гадания… Датировать их было предложено периодом XV-XVI веков, так как корабли, высеченные «Студенческой» по некоторым своим особенностям: рули, форма парусов - относятся к этому времени.
Рисунок 4. «Святилище» на Караби. План В.Г. Тура.
Мистическая постройка, которую сооружали вокруг «таинственных знаков Караби-яйлы» несколько поколений исследователей, неожиданно рухнула. В ноябре 2008 года газета «Комсомольская правда» опубликовала статью под интригующим заголовком « Советские артиллеристы обстреливали инопланетян? ».
Сотрудники газеты провели собственное журналистское расследование и встретились с подполковником в запасе Германом Герценым, руководившим геодезическими работами и распланировкой артиллерийского полигона на Караби – Яйле в 40-х годах прошлого века.
«Полигон предназначался для отработки контрстрельбы по вражеским огневым точкам. В качестве мишеней использовали те самые «бабочки», - сообщил он журналисту издания. - Данные фигуры в виде ложных артиллерийских батарей сложили под моим руководством солдаты. Посмотрите на рисунок: ведь заметно, что это силуэт орудия с расставленными станинами».
Однако, далеко не все согласились с такой прозаической разгадкой тайны Караби. На популярном крымском туристическом форуме один из пользователей обратил внимание на то, что языческое святилище на Гурзуфском седле (датированное рубежом христианской эры) по своей форме и устройству напоминает пресловутых «бабочек». Центром святилища представлял собой площадку в виде неправильного овала, ориентированного на северо-северо-запад и диаметров около 30 метров. Дугообразные кривые, которые очерчивали святилище, были выложены из небольших необработанных камней, врытых в землю.
Что касается уфологов, то любые заявления о современном происхождении загадочных знаков Караби-яйлы только укрепляют их уверенность в том, что здесь произошел палеоконтакт. Разоблачительные публикации в СМИ они рассматривают как часть тайного правительственного заговора, призванного скрыть от простых людей существование инопланетян.
«Марсианский бог» мыса Бурун-Кая
Не менее, чем «бабочки Караби-яйлы» известен и другой загадочный артефакт. Речь идет об изображении «космонавта» на мысе Бурун-кая в Бельбекской долине.
Рисунок 5. Мыс Бурун-Кая. Вид из поселка Куйбышево. Фото А. Васильева
Высеченный у основания скального обрыва рисунок размером 1,80 х 2,20 м. был обнаружен в 1984 году участниками экспедиции Музея археологии Крыма. Руководитель экспедиции, известный специалист по крымским древностям, кандидат наук А.И.Щепинский сообщил о находке в ряде своих публикаций, которые, однако, носили не научный, а популярный характер.
В одной из них под названием «Земная цивилизация во Вселенной не уникальна» («Предвестие». Крымский историко-литературно-философский журнал, 1993 г.) авторитетный исследователь выдвинул версию о том, что изображение может быть свидетельством древнего палеоконтакта, проведя аналогию с фреской на африканском плато Тассили, где нарисована схожая фигура.
Рисунок 6. «Космонавт» Бурун Кая и «Великий марсианский бог» Тассили.
«Только с высоты соседнего скального выступа представляется возможным увидеть его в полном объеме. Перед глазами удивленных исследователей четко проступил примитивный контур верхней части человека – головы, туловища, рук. Изображение космонавта в скафандре» , - сделал сенсационное заявление А.И. Щепинский.
Сравнивая «космонавта» Бурун-Кая и «великого марсианского бога» Тассили, ученый писал: «Космонавту из Сахары насчитывается до 5-7 тыс. лет, возраст крымского пришельца пока не ясен, но, судя по сохранности высечки, он относится к значительно более позднему времени. Итак, два изображения с одним сюжетом, в одном стиле, но разделенные на более чем на 5 тыс. лет и не менее чем 4 тыс. километров. Что это – случайное совпадение, или очень заманчиво видеть в этих произведениях искусства свидетельство двухкратного посещения Земли пришельцами с иных планет. Один раз их приземление произошло в эпоху неолита в Сахаре, а второе – спустя многие тысячелетия в Горном Крыму. И в том, и в другом случае пораженные земляне запечатлели пришельцев в своих примитивных наскальных произведениях искусства» .
Правда, пока посещение инопланетянами земли не доказано, исследователь предложил рассмотреть и более реальную гипотезу: «космонавт» на деле может представлять антропоморфное изображение солнца или «солнечного жреца». На эту мысль его навело местоположение рисунка, как бы встречающего восход солнца.
Однако, «космическая» версия больше пришлась по душе любителям таинственного, а сравнение крымского «космонавта» с фресками Тассили прочно в газетных и журнальных публикациях. Но может ли между этими двумя изображениями быть что-либо общее?
Французский ученый, профессор Анри Лот, сделавший сенсационное открытие в Сахаре, рассказал о результатах своих исследований в книге «В поисках фресок Тассили», опубликованной в 1958 году в Париже. Русский перевод этой работы вышел в 1962 году в московском Издательстве Восточной литературы.
Автор попробовал провести периодизацию стилей многослойных фресок, обнаруженных на африканском плато. Самыми древними, относящимися к эпохе раннего неолита, он считал изображения, с преувеличенно большими круглыми головами. Этот стиль ученый назвал «марсианским» или стилем «круглоголовых людей».
Из опубликованных Лотом фресок Тассили наибольшее внимание привлекло изображение 6-метровой фигуры, которую позже А. Щепинский сравнит с крымским «космонавтом»:
«Само по себе изображение очень примитивно. В центре круглой головы фигуры - двойной овал. Мы наделяем обычно такой внешностью марсиан. Марсиане! Какое название для сенсационного репортажа! Если марсианин и побывал когда-либо в Сахаре, то это могло случиться лишь очень много веков назад: "круглоголовые" фигуры в Тассили- одни из самых древних фресок. В Джаббарене много "марсиан", и мы "проявили" немало великолепных фресок» , - писал исследователь.
После публикации отчетов Лота во Франции, ему стали приходить многочисленные письма с разными, иногда весьма фантастическими интерпретациями открытий, которые весьма позабавили ученого. В частности один из корреспондентов пытался убедить его, что обнаруженные «марсиане» на самом деле являются «жителями Юпитера», и что открытие фресок Тассили подтверждает сведения давно известные «посвященным» какой-то теософской секты.
Разумеется, сам ученый относился к подобного рода посланиям весьма скептически. Но тема о сенсационном репортаже, который в шутку упомянул Лот, запалу в душу известному авантюристу и популяризатору идеи палеовизита Эриху фон Деникену.
Последний посетил Тассили и дал свою интерпретацию фрески в книге «Колесницы богов»: «Даже не напрягая воображения, нельзя не увидеть, что Великий Бог Марсиан изображен в водолазном или космическом скафандре. На его мощных сильных плечах находится шлем, который соединен с торсом неким подобием переходника. На шлеме в тех местах, где должны быть рот и нос, прорезано несколько щелей» .
Позже в советском прокате вышел фильм по книге Деникена «Воспоминания о будущем», из которого наши сограждане узнали о существовании «великого марсианского бога». Складывается впечатление, что в годы, когда СССР клонился к упадку, правящая верхушка специально насаждала соответствующий принципам научного материализма «культ инопланетян» в противовес набиравшему силу «религиозному мракобесию». Дублировал фильм ведущий программы «Время» Игорь Кириллов, и его голос словно бы свидетельствовал советскому человеку, что «открытия» Деникена это истина в последней инстанции.
После выхода фильма «великий марсианский бог» приобрел такую популярность в СССР, что стал непременным атрибутом публикаций о космических пришельцах. Изображение «марсианина» являлось логотипом рубрики «Что за сенсацией?» журнала «Наука и религия», в которой впервые были опубликованы на русском языке отрывки из книги Деникена.
Неудивительно, что антропоморфное изображение с мыса Бурун-кая стали рассматривать как двойника «марсианского бога» Тассили. Однако даже беглый просмотр других фресок стиля «круглоголовых людей», говорит явно не в пользу теории палеоконтакта, равно как и не подтверждает аналогий с крымским «космонавтом».
«Марсиане» Тассили носят набедренные повязки, танцуют ритуальные танцы, охотятся при помощи палок, копий и луков. Согласитесь, странное поведение для представителей высокоразвитой инопланетной цивилизации!
Рисунок 7. «Космонавт» с луком. Расцвет стиля 'круглоголовых' людей. Из книги А. Лота «В поисках фресок Тассили»,
Рисунок 8. «Астронавты» танцуют в набедренных повязках. Средняя стадия периода 'круглоголовых' людей. Из книги А. Лота «В поисках фресок Тассили»,
У некоторых «астронавтов» ярко выраженная женская грудь, а «прорези» на голове напоминают традиционную африканскую прическу. Женщины ряда племен Северной Африки и по сей день стягивают волосы прядями, в результате чего на голове образуется «клеточкообразный» безволосый пробой прямо как у «великого марсианского бога» (см. Алексей Арефьев Лев Фомин «Баллада о космических ушельцах». Журнал «Техника – молодёжи» №№6, 8, 10, 11, 1987 г.).
Рисунок 9. «Инопланетянки» танцуют с голой грудью. Упадок стиля «круглоголовых». Из книги А. Лота «В поисках фресок Тассили»
Возвращаясь к крымскому «космонавту» хотелось бы процитировать отрывок из статьи В. Андриенко, С.Койфмана и В.Кордюма, опубликованной в журнале «Знання та праця» в далеком 1965 году, когда поиски следов палеоконтактов только начинались: «Если пришельцы и были, то их техника (да и внешний вид) не могут быть похожими на наши: и ракета, будет не ракета, и скафандр не скафандр. В противном случае они просто не смогли бы к нам прилететь… Находка «ракет», «скафандров», и т.п. в древней наскальной живописи говорит, как это не парадоксально, против идеи пришельцев и требует иного объяснения» .
Для фресок Тассили, как видим, такое объяснение давно найдено, дело за крымским «космонавтом» с мыса Бурун-кая.
«Чертовы пальцы»
Эти загадочные скалы хорошо видны с моря тем, кто на катере или теплоходе проплывает в окрестностях урочище Ласпи. Если присмотреться внимательно, в котловине под горой Ильяс Кая, где некогда находился храм, посвященный Святому пророку Илии, можно заметить каменный цветок с распустившимися лепестками.
Рисунок 10. Скалы Кибен-Кая, фото А.В. Васильева.
Тюркское название этого уникального объекта Кибен-кая («кибен» - «стоги», «кая» - «скала»). В современной экскурсоводческой практике их называют по-разному: «Сахарные головки», «Храм солнца», «Чертовы пальцы», «Ромашка», «Цветок силы», «Крымский Стоунхендж», «Зубы Дракона»…
Подняться сюда можно от Ласпинского перевала. Зрелище, которое открывается с подъема на Ильяс-кая, завораживает. Семь остроконечных скал образуют почти правильную окружность с каменным «алтарем» по середине. Лепестки «цветка» достигают в высоту 8-10 метров и наклонены под углом 60 градусов от центрального камня-алтаря. Сам же скальный комплекс наклонен к хребту под углом 45 градусов, что у технически подкованных граждан вызывает аналогии с параболической антенной.
Рисунок 11. Скалы Кибен-Кая, кадр из фильма «Крым мистический», режиссер Юрий Федоров.
Неудивительно, что Кибен-кая кажется делом рук человеческих - реликтом древней мегалитической цивилизации, которая обладала тайным знанием и конструировала из камня тропосферные или космические антенны для трансляции сигналов внеземным мирам.
Увы, ученые считают Кибен-кая образовавшимся в ходе естественным вертикальных разрывов известнякового массива геологическим объектом. Природа появления этих разрывов весьма различна: они могут быть тектоническими, гравитационными, сейсмогравитационными, возникнуть в процессе смещения всего известнякового массива вниз по склону (Подробнее об этом см. газета «Терра-Таврика» №1-2011, электронная версия ).
Таким образом, ни один из популярных крымских «уфологических» объектов на практике таковым не является. Однако как быть с многочисленными свидетельствами очевидцев, наблюдавших Неопознанные летающие объекты (НЛО) и другие паранормальные феномены именно в этих местах?
Ключ к решению этой загадки могут дать работы российского исследователя, сотрудника института математических проблем РАН, кандидата технических наук И.В. Флоринского. В прочитанном несколько лет назад на XVI научном семинаре "Система "Планеты Земля" в МГУ докладе исследователь проанализировал влияние геолого-геофизических факторов на расположение крымских средневековых монастырей.
И.В. Флоринскому удалось выяснить, что почти все монастыри Крыма располагаются вдоль разломов земной коры различного ранга или в узлах их пересечения. Автор полагает, что повышенная проницаемость земной коры вдоль разломов и в узлах пересечений создает условия для формирования рудных концентраций и магматических тел. Вокруг них возникают аномалии геомагнитного поля. Колебания геомагнитных полей при магнитных бурях в местах подобного рода аномалий воздействуют на мозг, вызывая у людей переживания, ведущие к получению мистического опыта. Они же являются причиной возникновения природных самосветящихся образований (ПСО), которые в массовом сознании часто ассоциируются с неопознанными летающими объектами (НЛО).
Рисунок 12. Разломы земной коры и крымские средневековые монастыри по И.В. Флоринскому.
Получение мистического опыта в подобных местах приводит к их сакрализации и созданию в них святилищ и монастырей. Показательно, что крымские «следы палеоконтактов» тяготеют к средневековым культовым центрам: «космонавт» расположен недалеко от монастыря на мысе Ай-Тодор, «антенна» Кибен-кая под монастырем Святого Ильи, «бабочки» Караби в районе святилища в шахте «Студенческая». Поэтому встреча с НЛО, как и получение мистического опыта в этих местах вполне возможны.
Другое дело, что далеко не каждый мистический опыт полезен сам по себе. Об этом хорошо знали носители древних традиций, не допуская к нему профанов. Подготовка к получению подобного опыта длилась годами и включала в себя как теоретический, так и практический курсы. Подобного рода требования существуют во всех традициях: йоге, суфизме, исихазме.
В частности, очень хорошо известно, что НЛО часто вызывают у «контактёров» временные и хронические заболевания вплоть до летального исхода, а также психические дисфункции. Как полагает И.В. Флоринский, это может быть связано с патогенным влиянием электромагнитного излучения. Аналогичным образом получение мистического опыта может быть не только позитивным, но и приводить к тяжелейшим психическим и соматическим травмам.
Поэтому как крымчанам, так и гостям полуострова следует быть очень осторожными, откликаясь на предложения туристических фирм и частных лиц, предлагающих свои услуги по организации разного рода «эзотерических» туров по «местам силы» в Крыму. Зачастую такие люди не только не имеют должной квалификации для проведения подобных мероприятий, но и сами, принадлежа к разного рода разрушительным культам, являются жертвами психических расстройств. Как сказано в Евангелии, когда «слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Рисунок 13. Питер Брейгель. Слепцы.
Если краткосрочное пребывание на «местах силы» в составе туристической группы только в исключительных случаях может стать причиной сильного негативного влияния на индивидуума, то те, кто стремится «прописаться» и пожить некоторое время в древних сакральных центрах подвергаются гораздо большей опасности. Это касается как одичавших и поселившихся в крымских горах «снежных людей», некоторые из которых буквально попали в плен «мест силы», так и насельников возрождаемых средневековых монастырей.
Здесь в высшей степени уместно дополнить сугубо материалистическую трактовку «внешних влияний» в местах «палеоконтактов», древних святилищ и монастырей, идеями французского традиционалиста Рене Генона. Ему принадлежит термин «психические остатки». Так Генон называл следы давно исчезнувших традиций, по аналогии с психическими остатками, которые человеческое существо оставляет после смерти, переходя в другое состояние, когда его тело уже оставлено духом. Последние известны в западной традиции под названием «упырей», «вампиров», «кадавров» и «лярв».
Рисунок 14. Иероним Босх. Эскиз.
Опрометчивое вторжение в заброшенные места, которые ранее представляли собой традиционные сакральные центры, способно провоцировать активизацию психических сущностей, давно лишенных духа, который ими некогда управлял. В результате они могут проявляться во внешнем мире способом, не имеющем ничего общего с намерениями тех, кто когда-то их использовал. Открытие щелей для «психических останков» возможно как результат зачастую непроизвольных действий людей с психическими отклонениями, либо находящихся под влиянием алкоголя или наркотиков, «магов», экстрасенсов, спиритов и так далее. По личному опыту работы в одном из монастырей, автор статьи знает, что эта публика часто находит свое последнее прибежище под монастырским кровом. При отсутствии должного духовного руководства, вызванного в том числе и нехваткой квалифицированных иеромонахов и игуменов, в маленьких скитах и монастырях она может составлять большинство, тем самым транслируя продукты разложения ушедших эпох и вещей в окружающий мир. В результате в возрождаемых монастырях часто наблюдается прямая противоположность тому, что мы хотим увидеть в духовном центре, а их обитатели нередко напоминают «некромантов» или «одержимых».
Иногда же реанимация «психических останков» является непосредственным результатом направленных и активных усилий тех, кого называют «святыми сатаны». Время, в которое мы живем таково, что ситуация, несомненно, продолжит ухудшаться. Гниение и порча будут распространяться по полуострову все быстрее.
Но отчаиваться, все-таки не следует. «Мрак, заблуждение и хаос побеждают лишь по видимости и на очень короткий промежуток времени. – пишет Рене Генон в книге «Кризис современного мира». - Все частные и преходящие нарушения равновесия являются лишь элементами универсальной гармонии. И, наконец, ничто и никогда не сможет противостоять силе истины» .
Андрей Васильев, председатель «Общества Святого Феодора Гавраса».
Полезные статьи и книги:
Лот А. В поисках фресок Тассили. М., 1962.
Тур В.Г. Археологические разведки в Юго-Восточном Крыму 1999-2003 гг.//МАИЭТ.- Вып.9.
Драчук В. Шаг в неведомое. Симферополь, 1971.
Белянский И.Л. На подступах к Караби//Известия Крымского краеведческого республиканского музея. - №8.-1994.
Флоринский И.Л. Влияние геолого-геофизических факторов на расположение монастырей (в свете данных нейрофизиологии)//Система «Планеты Земля» (Нетрадиционные вопросы геологии), XVI научный семинар: Материалы. М.: книжный дом «Либроком», 2008.
Рене Генон. Кризис современного мира (сборник работ). М.: Эксмо, 2008.
Комментарии
Comments |
|