«Масонский» Севастополь
Сотни раз проходим мы по одним и тем же улицам в центральной части Севастополя, настолько привыкнув к ним, что даже не смотрим по сторонам. А между тем попытка расшифровать символы, которые несут на себе некоторые городские здания, памятники и архитектурные ансамбли является не менее увлекательной, чем чтение спекуляций Дэна Брауна. Тем более, что севастопольские загадки находятся у нас прямо под боком, и тратить деньги на дорогостоящую поездку в Лувр нет необходимости.
Памятник Казарскому – первый монумент Севастополя, заложенный в 1834 году в честь подвига, совершенного капитаном брига «Меркурий» во время, незадолго окончившейся до этого русско-турецкой войны. Памятник представляет собой античный военный корабль, установленный на каменной усеченной пирамиде.
Нас же больше всего интересуют загадочные символы и знаки, которые мы видим с восточной и западной сторон памятника: топор с двойным лезвием, лавровые венки, связка прутьев и якорь, обвитые двумя змеями, стрелы-молнии.
Связка прутьев – фасция, пожалуй, самый экзотический для нашего современника символ. Именно от латинского fasces произошло слово фашизм. Связка прутьев или ликторский пучок был символом Фашистской партии Италии. В эпоху древнего Рима фасции являлись атрибутом власти. С конца XVIII века этот символ активно использовался в качестве элемента архитектурного декора на монетах, марках, государственных наградах во многих европейских странах и абсолютно не связывался с фашистской идеологией. Правда, в нынешней РФ «антифашистская» борьба достигла такого маразма, что с 1997 по 2002 год использование фасций приравнивалось в лужковской Москве к фашистской агитации, хотя этот символ мы можем видеть не только на многочисленных постройках романовской эпохи или гербе Франции, но даже на эмблеме российского ГУИН.
Секира с двойным лезвием – древнегреческое боевое и церемониальное оружие, известное также как топор Зевса. Молнии-перуны – еще один атрибут Зевса-громовержца.
Змеи, обвивающие фасции – явный намек на кадуцей – атрибут бога Меркурия (Гермеса), имя которого носил легендарный бриг. В раннехристианском гностицизме Гермес с кадуцеем считался проводником душ мертвых, а в православной мистике кадуцей стал атрибутом Софии Премудрости Божьей.
Весьма показательно, что все эти символы использовались в масонских ложах рубежа XVIII-XIX веков. У специалистов-нумизматов есть загадочный термин «масонский» орел. Так называют орла, который изображался на монетах Российской империи чекана с 1817 по 1843 годы. Славу «масонского» этот орел получил потому, что вместо традиционных скипетра и державы он держал в лапах популярные у масонов: лавровые венки, фасции или перуны.
Рис. 2. «Масонский» орел на 20-копеечной монете чекана 1826 года.
Специалисты считают использование подобного рода символики непременным элементом ампира (от французского empire — империя) - архитектурного и декоративно-прикладного стиля искусства трех первых десятилетий XIX века. Истоки его - в революционной, а затем в наполеоновской Франции. Французские революционеры считали, что они создают свою республику по образцу римской и стремились использовать римскую символику. Так неофициальной эмблемой Французской республики стал ликторский пучок перевитый лентой с девизом: "Liberte, Egalite, Fraternite" ("Свобода, Равенство и Братство").
Рис 3. Фашины на неофициальном гербе французской республики, 1792.
Не подлежащее сомнению участие масонов в революционных событиях конца XVIII столетия в Европе (равно как и генетическая связь итальянского фашизма с масонством и якобинством) - тема отдельного исследования. Мы же лишь отметим, что псевдоантичная эстетика, которой вдохновлялись французские масоны, революционеры и бонапартисты пришла в Российскую Империю вместе с русскими войсками, в 1814-15 гг. вернувшимися из антинаполеоновских походов в Европу.
Император Александр I с самого начала правления весьма терпимо относился к деятельности вольных каменщиков. Период же с 1814 по 1822 гг (когда масонские ложи в России были запрещены) можно считать поистине золотым веком русского масонства.
Множество участников войн с Наполеоном с 1812 по 1814 годы стали членами военно-походных лож, в состав которых входило немало высокопоставленных генералов и офицеров гвардии. Главным покровителем армейских масонов считался прославленный фельдмаршал М.И. Кутузов. Его инициация произошла в Регенсбурге (ложа «К трем ключам»), впоследствии Кутузова принимали в ложах Франкфурта, Берлина, Москвы и Петербурга. При посвящении в 7-ю степень шведского масонства М.И.Кутузов получил орденское имя "Зеленеющий лавр". После смерти полководца в июле 1813 года масоны Петербурга устроили в его честь торжественную траурную церемонию.
Согласно данным исследовательницы Т.А.Бакуниной, которая установила фамилии 3267 российских масонов XVIII-начала XIX веков, 1029 из них были военнослужащими. Среди членов масонских лож мы находим немало композиторов, профессоров, художников и скульпторов – представителей наиболее образованных классов Империи, поэтому нет ничего странного, что масонская эстетика буквально наводнила Россию.
Неудивительно и то, что под влиянием этой эстетики не мог не находиться автор проекта памятника Казарскому А.П. Брюллов. Правда, сведения о масонстве самого Александра Брюллова не подтверждены документально: не стоит забывать о том, что мы все-таки имеем дело с тайным обществом и даже списки его членов 200-летней давности далеко не полные. Но нам известно, что Брюллов происходил из масонской семьи. Его отец был масоном первого призыва, брат – известный художник Карл Брюллов в молодости состоял участником ложи «Избранного Михаила».
Справка:
Ложа «Избранного Михаила» - открыта 18 сентября 1815 года, работа в ней велась по древнеанглийской системе, при этом она была одной из немногочисленных лож, где использовался русский язык. Первоначально ложа носила умеренно-либеральный характер, подчиняясь Великой ложе «Астрея», однако затем стала фактическим филиалом тайного общества декабристов «Союз благоденствия», приобретя черты субверсивной, революционной масонской организации. Среди ее членов были декабристы Ф.Н.Глинка и М.Н.Новиков, Н.А.Бестужев, В.И.Гурко, А.А. Дельвиг, братья Кюхельбекеры. Ложа прекратила деятельность в 1822 году в связи с запретом масонства в Российской Империи.
В период с 1817 по 1821 год мастером стула (председателем) ложи «Избранного Михаила» был граф Ф.П. Толстой, отставной морской офицер и художник, прославившийся серией медалей, посвященных войне 1812 года.
Вероятно, именно с его деятельностью связано распространение на имперских наградах масонских символов. Так на медали «За взятие Парижа» (медальер Ф.П. Толстой) мы видим погрудное изображение императора Александра I в лавровом венке и в сиянии расположенной над его головой лучезарной дельты или всевидящего ока – главного символа масонства. На другой медали Ф.П. Толстого «По случаю кончины Александра I», вокруг бюста самодержца находится алхимический Уроборос – змея, заглатывающая свой хвост, а на обороте – все та же лучезарная дельта.
Рис 4. Медаль «За взятие Парижа», 1814. Всевидящее око над головой императора.
Рис 5. Медаль «По случаю кончины Александра I», Уроборос – слева, всевидящее око – справа.
Масоны также использовали этот символ на своих наградных знаках, как это видно на медали в память основания парижской ложи «Святого Александра Шотландского» (1812).
Рис .6. Масонская медаль, архив Великого Востока Франции, 1812.
Всевидящее око или лучезарная дельта смотрит на нас с многих севастопольских памятников: с восточной стены собора Петра и Павла, с памятника матросу Кошке, со стены музея Черноморского флота. На старых фото можно увидеть этот символ и на фронтоне Храма Архистратига Михаила, откуда он позже, видимо, был демонтирован. Попробуем разобраться, имеют ли эти знаки масонское происхождение?
Рис. 7. Всевидящее око на восточном фронтоне собора Петра и Павла.
Сегодня лучезарная дельта является важнейшим масонским символом и непременным атрибутом любого масонского храма, она представляет собой треугольник с помещенным внутри него всевидящим оком. Но еще задолго до появления масонства глаз считался символом Всевидящего Божества.
Видный специалист по символике Рене Генон, отмечая общность этого символа для христианства и масонства, пишет, что он, занимая центральное положение, никогда не изображался в форме обычного глаза, правового или левого, так как для символической точности этот глаз должен являться «лобным» или «центральным», т.е. «третьим глазом», В христианстве «око в треугольнике» получило аллегорическую расшифровку: равносторонний треугольник означает триединого Бога, глаз – всевидящее Провидение, сияние – Славу Божию.
Древнейшие изображения глаза мы встречаем в Египте фараонов, где глаз Гора - Уаджет символизировал воскресение Осириса, которое последовало после того, как Гор дал проглотить своему отцу собственный глаз.
По мнению исследователей, появление этого символа в Западной Европе связано с обнаружением в 1419 году на острое Андрос греческого перевода коптской книги «Иероглифика», написанной во II-III веках египетским жрецом Гор Аполлоном. В ней содержится александрийская синкретическая интерпретация символизма глаза Гора. Эта работа, до начала систематических исследований в области египтологии долгое время оставалась основным источником по «египетской мудрости», обращение к которой считалось высшим шиком среди европейских интеллектуалов и эзотериков эпохи Возрождения и Нового времени.
В светской культуре Всевидящее око становится популярным в эпоху позднего барокко и служит в качестве секулярной эмблемы Провидения или Абсолюта. В Российскую империю оно пришло из Западной Европы во времена Петра I. Сначала мы встречаем его на аллегорических гравюрах, затем на медалях и в архитектурном декоре.
Рис. 8. Шествие к храму Славы, масонская аллегория.
Не прошли мимо аллегорического символа и масоны, а также разного рода мистики, розенкрейцеры, алхимики, христианские каббалисты. Уже при Екатерине II «всевидящее око» ассоциировалось преимущественно с масонством, в связи, с чем императрица запретила его использование в православной архитектуре. Но при покровителе масонов Александре I глаз в треугольнике получил широчайшее распространение во всей империи. Особую популярность лучезарная дельта приобрела, после того, как украсила медаль за войну 1812 года, а также Александровскую колонну, став, таким образом, одним из символов победы над Наполеоном. Ведь война 1812-14 гг. сакрализовалась в романовской империи, также как Великая Отечественная война в современной России. Изображение «всевидящего ока» можно найти на медалях «На закладку храма Христа Спасителя» (1838), «За усмирение Венгрии и Трансильвании» (1849), «За защиту Севастополя» (1854-55). Именно эту медаль с «масонской» лучезарной дельтой мы видим на памятнике матросу Кошке и в Музее Черноморского флота.
Рис. 9. Медаль «За защиту Севастополя» с «масонским» всевидящим оком на памятнике матросу П. Кошке.
Лучезарная дельта, наряду с разнообразными пентаграммами и гексаграммами, проникла и в декор православных храмов александровской эпохи. Сейчас уже не секрет, что в этот период представители высших властных кругов Российской империи (сначала М. Сперанский, затем А.Н. Голицын при поддержке императора Александра I) планировали реформирование Русской православной церкви в масонском духе «универсальной религии», которая мыслилась как абстрактный квази-религиозный мистицизм с подчинением имперской идее. Отражением этих тенденций и стало всеобщее распространение аллегорического символа Абсолюта, который заодно можно трактовать как символ всевидящей власти Императора, в русском искусстве первой половины XIX века. По мысли высокопоставленных масонов государственная религиозная идея должна была занять место исторической Православной церкви.
В связи с этим надпись на медали 1812 года «Не нам, а имени твоему», с всевидящим оком на обороте, приобретала не только религиозный, но и мистико-монархический оттенок.
В храме Архистратига Михаила (построен в 1848 году, ныне один из залов Музея ЧФ) лучезарная дельта находилось над порталом. Такое расположение символа неслучайно. При входе в церковь человек вступает в оптический контакт с немигающим взором Абсолюта. Еще одно изображение всевидящего ока, согласно источникам, находилось на установленной в годы правления Александра II у входа в храм Святого Георгия на Фиоленте, доске с перечислением особ царской крови, посетивших монастырь.
Рис. 10. Храм Архистратига Михаила, Севастополь, фото XIX века, на фронтоне «лучезарная дельта».
Но в Соборе Петра и Павла всевидящее око расположено на восточной стене, что отличает его от большинства подобного рода построек (вероятно потому, что храм был архитектурной доминантной Севастополя, и всевидящее око смотрело сверху на центр города, с еще незастроенного центрального холма). И это не единственная особенность Петропавловского собора. В определенной степени его можно считать уникальным созданием русской храмовой архитектуры первой половины XIX века.
Загадочный вид Собору придают три шестилепестковые розы на центральном фронтоне, над входом в церковь. Кстати, цветок с шестью лепестками: розу или лотос мы видим и на храме Архистратига Михаила.
Рис. 11. Цветок с шестью лепестками на храме Архистратига Михаила
Рис. 12. Три розы на соборе св. Петра и Павла.
В древних традициях цветы часто проявлялись из крови Бога, льющейся на землю. В романском, а затем в готическом европейском искусстве мы неоднократно встречаемся с изображением распятого Спасителя, капали крови из ран которого превращаются в распускающееся розы. В христианской иконографии роза со всеми раскрытыми лепестками является также чашей, и отсюда неизбежна ее связь с чашей Грааля, в которую была собрана кровь Христа. Рене Генон упоминает о рисунке на подножии алтаря в аббатстве Фонтерво (XVI век), на котором можно видеть розу, помещенную у подножия вертикально стоящего копья, по которому текут капли крови. Здесь роза, также как чаша Грааля скорее собирает кровь, нежели возникает как превращение одной из них.
Роза имеет еще одно значение. Распустившийся цветок символизирует разворачивание космической проявленности. Роза с шестью лепестками, также как и шестиспицевое колесо – универсальный символ мироздания, макрокосма. Широкое распространение шестилепестковая роза получила в Новое время среди алхимиков и розенкрейцеров.
Рис 13. Храм Братства Розы и Креста, рисунок из книги Теофилуса Швейгхардта Константиенса, фрагмент с изображением шестилепестковых роз.
Храм Петра и Павла был заложен в 1840 году по проекту молодого инженера-поручика морской строительной части В.А. Рулева. Утвердил проект и внимательно следил за ходом работ главный командир Черноморского флота М.П. Лазарев. Строительные работы завершились в 1844 году.
Церковь возвели в греческом, но не византийском, а в античном стиле по образцу языческого храма. Подобного рода античные мотивы нередко использовались при строительстве зданий масонских лож.
Здание имеет размеры 18 на 37 метров, и, как подобает античному храму, стоит на приподнятой над землей площадке-крепидоме. Хотя она невысока – около 12 метров, – но производит величественное впечатление, чему в немалой степени способствуют 44 колонны сурового дорического ордера. Известный специалист по архитектуре Севастополя Евгений Веникеев убедительно опроверг тиражируемые по сей день мнения о том, что Петропавловский собор представляет собой копию афинских храмов Тезея или Парфенона, отметив, что количество колонн в них различно.
Вместе с тем, наш храм имеет более близкий прообраз: здание биржи С.-Петербургского порта, построенное в начале XIX века
Справка. Биржевой ансамбль на Васильевском острове в Петербурге был создан в 1800-х годах архитектором Ж.Ф. Тома де Томон. Специалисты подчеркивают, что согласно принципам ориентации масонского храма здание было ориентировано точно на Восток (христианские церкви, как правило, ориентируются алтарем на направление восхода солнца в день престольного праздника). Оно, воспроизводит архитектуру античного храма-периптера: языческого святилища, окруженного колоннадой дорического ордера. Архитектурный ансамбль воплощает собой популярный у масонов архетип храма Нептуна, символизируя могущество России как морской и речной державы.
Рис 14. Ф. Алексеев. Вид на С-Петербургскую биржу и Адмиралтейство, 1810 г.
Рис 15. Церковь Св.Апостолов Петра и Павла. Рисунок неизвестного художника середины XIX столетия
Итак, Петропаловский собор по своим архитектурным формам имеет мало общего с православием, он построен по архетипу языческого храма покровителя морей Нептуна. Стоит отметить, что возведение собора происходило под личным контролем командующего Черноморским флотом Михаила Лазарева.
Какие-либо убедительные данные о причастности прославленного флотоводца и первооткрывателя Антарктиды к масонским работам отсутствуют. Возможно, утвержденный проект храма связан с достаточно холодным отношением Лазарева к христианству. Как вспоминает близко знавший его декабрист Дмитрий Завалишин: «Религия, по понятиям Лазарева, была только необходимое политическое орудие для невежественного народа, и он даже доказывал, что, кто хочет быть хорошим морским офицером и даже вообще военным человеком, тот не должен быть христианином, и что, наоборот, христианин не может быть хорошим офицером».
Так, что нет ничего удивительного в том, что командующему флотом понравились откровенно языческие, «воинственные» черты первого и главного городского Собора.
Рис 16. Здание храма Верховного Совета 33-го градуса Древнего и Принятого Шотландского обряда, Вашингтон. Фото с сайта www.phoenixmasonry.org.
Масонскую символику можно увидеть и на городских зданиях XX века. Например, на фасаде Первой севастопольской школы-гимназии. Здание было построено в 1913/14 годах и восстановлено после войны в 1952 году. Тогда в нем располагалась Трудовая политехническая средняя школа №1.
Приходящих туда учеников по сей день, встречает изображение циркуля и наугольника – масонской интерпретации одного из древнейших сакральных символов человечества – гексаграммы.
Справка: Шестиконечная звезда (гексаграмма) является столь же древним и почитаемым символом в истории человечества, как и пентаграмма. Первые изображения гексаграммы известны примерно с конца IV тысячелетия. Она встречается в самых разных концах Земли: древнем Египте, Ближнем Востоке, Индии, Европе. Сегодня шестиконечная звезда является официальным символом еврейства и находится на флаге государства Израиль, хотя специалисты спорят о том, когда она получила этот статус. Согласно одной из версий, гексаграммы сначала просто были элементом орнамента еврейских синагог, затем перешли на магические амулеты и мезузы, и только в 1354 году, когда император Карл IV даровал евреям Праги привилегию иметь собственный флаг с изображением шестиконечной звезды, она стала приобретать очертания символа еврейства. В 1897 году гексаграмма стала отличительным знаком международного сионистского движения. В еврейской традиции она называется «Щитом Давида».
Рис. 17. Циркуль и наугольник на 1-й севастопольской школе.
Рис. 18.. Масонская гексаграмма, образованная циркулем и наугольником.
В средневековой Европе гексаграмма широко применялась в книгах по алхимии, каббале, магии под именем «печати Соломона». От розенкрейцеров и алхимиков она перекочевала к масонам, где получила стилизованный вид скрещения «двух великих Светочей» - циркуля и наугольника, образующих «пламенеющую звезду». Масонская интерпретация символа следующая: Циркуль - изображает Небесный Свод, а наугольник – Землю. Земля является местом, где человек выполняет свою работу, Небо - символически связано с местом, где чертит свой план Великий Архитектор Вселенной.
Последователи герметизма считают, что два пересеченных треугольника, которые образуют шестиконечную звезду, символизируют закон аналогии, сформулированный на Изумрудной скрижали: «Что вверху, то и внизу». Тогда как в христианском эзотеризме это символ означает нисхождение на человека Божественного Духа (нисходящий треугольник) и одновременно устремление человека к духовному совершенству (восходящий треугольник).
Почему откровенно масонский символ находится при входе в учебное заведение, и кто поместил его туда, до сих пор остается тайной.
Севастопольские улицы хранят еще не мало таких загадок.
Андрей Васильев.
Комментарии
Comments |
|