Церковь без крестов
Лечу, раскинув руки,
Вдоль сонных берегов,
Окаменевшей муки…
Юрий Шевчук
В Севастополе существует много мест, где все буквально дышит историей. Одно из таких мест находится в районе улицы Генерала Хрюкина, в Сарандинакиной балке. Здесь под наспех возведенными сооружениями, примыкающими к гаражному кооперативу «Мечта», находится византийский пещерный монастырь.
«Мерзость запустения», вот что приходит на ум, когда ты спускаешься вниз по балке и оказываешься в пещерах монастырского комплекса. Уютные «помещения» уже давно облюбовали наркоманы, бомжи и прочие, выражаясь языком милицейского протокола, антисоциальные личности. Горы бытового мусора, сваленные в пещеры неприхотливыми строителями, использованные шприцы и прочие приметы современной эпохи, вот та картина, которая открывается взору незадачливых туристов, решивших провести экскурсию выходного дня в окрестностях Севастополя.
Между тем, Загородный монастырь, а именно под таким названием он фигурирует в научных работах, представляет собой один из самых интересных историко-архитектурных памятников нашего города.
Расцвет монастыря приходится на период XIV-XV веков, получивших название эпохи Палеологовского ренессанса. Это было время упадка Византийской империи, которой правили императоры из династии Палеологов, время, когда некогда могущественная империя, под напором врагов, сузилась почти до городских границ своей столицы – Константинополя, время мятежей, распада и глубокого упадка.
И вместе с тем (вот он, один из парадоксов истории!), это было время необыкновенного расцвета живописи, архитектуры, философии и литературы. Но это было также и время необыкновенных духовный исканий людей, живших в ту неспокойную и жестокую эпоху.
Первые пытались найти себе высоких покровителей, которые бы обеспечили их куском хлеба, вторые, находили покой в своем замкнутом мире, чтобы вместе с немногочисленным кругом друзей попытаться сохранить, если не свою жизнь, то хотя бы свой разум, получив хоть какую-то отдушину, среди бесконечной борьбы за власть правящих клик. Третьи, устав от бесконечного бремени все возрастающих налогов и податей, от своеволия местных князьков, принимали новую веру – ислам, разрывая навсегда с тысячелетним наследием обветшавшей империи.
Но были и четвертые, те, кого называли исихастами, последователями умного делания. Исихазм, как явление слишком многообразно, чтобы осветить хотя бы отдельные его моменты на страницах газеты. Вкратце же, мы скажем, что исихазм представлял собой особый вид психофизических упражнений, исстари распространенных на Востоке и проявившихся как некая тайная доктрина во многих еретических и официальных течениях христианства и ислама. Путем непрерывной физической и умственной аскезы, исихасты, обретали способность беспредельно расширить возможности человека и обрести истинное познание реальности и окружающего мира.
В середине XIV-го века, практика исихазма стало главным предметом богословской полемики в угасающей Византийской империи. Одни императоры, поддерживали исихастов, вторые начинали на них гонения. Бесконечное колебание политической линии, привело к массовому исходу исихастов из городов империи, пытавшихся найти покой в самых дальних ее уголках.
Таким местом и стала горная Таврика, где вдруг, словно бы по мановению руки, возродились или были воссозданы сотни монастырей, ставших новыми центрами исихазма. Покровительствовали монахам и местные властители горной Таврики – гордые и своенравные князья Феодоро.
Княжество Феодоро – государство, возникшее в Крыму, после взятия и разорения Константинополя крестоносцами в 1204 году, более 250-лет вело бесконечные войны с генуэзскими купцами, утвердившимися на южном побережье Таврики и пытавшимися захватить горный Крым.
Именно исихазм стал знаменем борьбы властителей Феодоро против иноземных захватчиков, а многочисленные пещерные монастыри духовным и военным оплотом феодоритов. К этому беспокойному времени и относится появление Загородного монастыря в Сарандинакиной балке.
Монастырский комплекс был искусно вырублен в каменистом склоне и имел три яруса, включавшие внутренний дворик, храм, помещения с винодавильней, трапезную, кухню с печью и хозяйственный подал. Словом все для независимой хозяйственной жизни, небольшой группы подвижников. Пещерные стены монастыря иссечены наскальными рисунками, которые можно разделить на три группы: кресты, буквы греческого алфавита, имеющие сакральное значение и корабли. Аналогичные граффити, можно встретить и в других пещерных монастырях Крыма.
После гибели княжества Феодоро в 1475 году монастырь пришел в упадок. Храмовые помещения стали использоваться в качестве загона скота, а в нынешнее время еще и удобным местом складирования бытовых отходов, а также для алкоголиков, наркоманов и прочих отбросов общества. А между тем, практичные американцы, чья история насчитывает менее 250 лет, бережно сохраняют даже колеса от повозок первых покорителей Дикого Запада, и зарабатывают немало денег, реконструируя быт своих прадедушек и прабабушек.
Понятное дело, на фоне эпохальных замыслов по превращению Севастополя в некую «туристическую Мекку» и установки на центральных соборах золотых куполов, приведение в порядок Загородного храма, может показаться совершенным пустяком, но именно таким путем идут цивилизованные страны, бережно сохраняя свое историческое наследие и неплохо пополняя на нем местные бюджеты.
Может быть и нам стоит спуститься с небес на землю и попытаться хотя бы очистить храмовые пещеры от отходов современной цивилизации, чтобы случайные иноземные туристы не приходили в шок от увиденного? Глядишь, потом и нашлись бы заинтересованные лица, приложившие свои средства и силы для возрождения уникального памятника, доставшегося нам от народов, проживавших в Крыму пятьсот лет тому назад.
Михаил Автушенко, "Севастопольский Бриз"
Комментарии
Comments |
|