Средневековая «Новая Англия» - забытая англо-саксонская колония на берегу Черного моря
Хотя сегодня топоним «Новая Англия» однозначно ассоциируется с восточным побережьем Америки, это не первая местность, получившая такое название. В Средние века Nova Anglia, «Новая Англия» находилась к востоку, а не к западу от Британских островов, на Крымском полуострове.
Мы рассмотрим несколько исторических свидетельств о существовании этой колонии, основанной англо-саксонскими изгнанниками после норманнского завоевания 1066 года, которая просуществовала как минимум до конца XIII столетия.
Местоположение средневековой «Новой Англии» и маршрут, который преодолели изгнанники англо-саксы около 1075 года от РХ. © C. R. Green.
Английский элемент в Варяжской гвардии Византийской империи неоднократно становился предметом научных дискуссий. Варяги выполняли функцию личных телохранителей византийских императоров со времени Василия II (976–1025). Это гвардейское подразделение было создано для того, чтобы императоры имели надежную воинскую часть, далекую от внутренних распрей в Византии, на которую можно положиться в периоды гражданской нестабильности. Первоначально ее формировали руссы из Киева, затем она стала пополняться скандинавскими воинами, а с конца XI века англичанами. Судя по всему, «английские варяги» составляли значительную часть варяжской гвардии и в более позднее время, вплоть до падения Константинополя в 1204 году(1) . Эта тема сама по себе интересна, но даже более интригующим является вопрос о том, почему значительное количество английских воинов вступили в варяжскую гвардию в конце XI столетия. Существует ряд источников, свидетельствующих, что это было связано со значительной эмиграцией англо-саксов из Англии в Константинополь после норманнского завоевания 1066 года.
Об эмиграции из Англии в Византийскую империю после 1066 года есть два небольших сообщения у Жослена из Кентербери (1190-е) и у англо-норманнского историка Ордерика Виталия (первая половина XII века); более детальный отчет сохранился в латинской Chronicon universale anonymi Laudunensis, составленной английским монахом из Лаона в начале XIII века, и в связанной с ней «Сагой о Ятварде» или «Исландской саге об Эдуарде Исповеднике» (Saga Játvarðar konungs hins helga). Эта сага, как полагают, была создана в XIV веке, но восходит к более раннему тексту XII века, который мог быть источником и для Chronicon Laudunensis. Хотя некоторые детали – такие как имя предводителя изгнанников или описание маршрута, которым они достигли Константинополя , разнятся, все источники рисуют непротиворечивую картину, дополняя друг друга.
Церковь Богдан Сарай в Стамбуле, по одной из версий построенная и освященная в XI веке знатным англо-саксом, бежавшим после норманнского завоевания, во имя св. Августина Кентерберийского. Фото Николаса Артамонова, 1938 г.
Согласно этим источникам, после норманнского завоевания Англии в 1066 году группа английских лордов, ненавидевших власть Вильгельма Завоевателя, но потерявших надежду на его свержение, решала покинуть Англию навсегда. Во главе с «эрлом Глостера» Сигурдом (Stanardus в Chronicon Laudunensis) они на 350 кораблях (на 235 в CL) преодолели Гибралтарский пролив и вошли в Средиземное море. В течение некоторого времени они занимались грабежом и поиском приключений, пока не узнали, что Константинополь находится в осаде. Тогда они решили прийти на помощь византийскому императору. За проявленный героизм, благодаря которому была одержана победа, они заслужили императорскую благодарность и предложение занять почетное место в рядах его варяжской гвардии.
Последовательность событий, о которых сообщают все четыре текста, упомянутых выше, подтверждают и византийские источники, как это убедительно продемонстрировал Джонатан Шепард(2). Что касается даты эмиграции этих обиженных англо-саксонских лордов и их последователей, то Кристин Фелл относит ее к середине-концу 1070-х годов после смерти короля Дании Свена, который, как надеялись англичане, придет им на помощь, около 1074 года. Chronicon Laudunensis датирует прибытие английской эскадры в Константинополь 1075 годом. Если это так, то событие произошло во времена Михаила VII (1071–78), а осада, о которой идет речь, была осадой города турками-сельджуками, что случилась в годы его правления и подтверждается информацией из «Саги о Ятварде», где говорится об осаждавших как о «языческом народе». Однако и «Сага о Ятварде», и Chronicon Laudunensis относят прибытие англичан ко времени Алексея Комнина (1081–1118). Как подчеркивает Фелл, это противоречит сведениям об осаде Константинополя язычниками и точной датировкой, предложенной в Chronicon. Самое простое объяснение может заключаться в том, что английские эмигранты прибыли в середине 1070-х годов при Михаиле VII, сняв турецкую осаду, впоследствии Алексей Комнин широко использовал это подразделение, что отражено в византийских источниках в связи с чем и стала бытовать ложная дата появления их в Византии(3).
Что касается их лидера, то английской формой имени Сигурда - героя «Саги о Ятварде» является Siward/Sigeweard. Обычно считают, что это и есть его настоящее имя, не только потому, что его носили множество знатных людей в Англии XI века, чего нельзя сказать об имени героя Chronicon - Стандардуса (Stanardus). Дело в том, что мы знаем двух Сивардов – английских лордов, присоединившихся к восстанию Хереварда в 1071 году. Один из них, имевший обширные владения в Глостершире, вполне возможно был эрлом Глостера(4).
Гвардейцы-варяги в Константинополе, миниатюра из «Хроники» Скилицы. Источник: Wikimedia Commons.
Мы видим, что пока рассказ подтверждается всеми доступными источниками, как северными, так и византийскими. Однако самый интересный эпизод этой истории содержится только в «Саге о Ятварде» и Chronicon Laudunensis, которые, как полагает Фелл, восходят к одному утерянному источнику XII века. Сага утверждает, что в то время как часть изгнанников приняла предложение вступить в ряды варяжской гвардии, другие попросили у византийских властей предоставить им землю для поселения, которой они могли бы править.
«Эрл Сигурд и другие вожди не хотели состариться (при императорском дворе), не имея своей земли, которой бы они правили; они просили императора пожаловать им на правах владения города и местечки, чтобы передать своим наследникам. Но император не мог забрать земли у других владельцев. И когда об этом зашла речь, царь Кирйалакс (Алексей Комнин) сказал им, что за морем, к северу, лежит земля, издавна подчиненная императорам Миклагарда (Константинополя), но недавно она была завоевана язычниками, которые поселились там. Узнав об этом, англичане получили от императора Кирйалакса обещание, что, когда они очистят эту землю от язычников, она будет отдана им и освобождена от всяких налогов и пошлин. После этого они покинули Миклагард и направились на север по морю, однако другие вожди остались в этом городе, поступив там на службу.
Прибыв в эту землю, эрл Сигурд и его люди, много сражались в битвах и завоевали ее, выгнав народ, живший там до них. Они сделали эту землю своей вотчиной и назвали ее Англией [Nova Anglia, «Новой Англией» в Chronicon Laudunensis]. Городам, существовавшим в этой земле, и тем, которые они построили, были даны английские имена. Они назвали их Лондоном, Йорком и в честь других больших городов Англии. Они не приняли закон апостола Павла, который исповедуют в Миклагарде, но нашли для себя епископов и священников в Венгрии. Земля эта лежит на расстоянии шести дней и ночей пути по морю на восток и северо-восток от Миклагарда. Это добрая земля и с тех пор ее населяет этот народ»(5).
Описание Новой Англии как области, лежащей за морем к востоку и северо-востоку от Константинополя, однозначно свидетельствует в пользу того, что земли, которые Алексей Комнин передал английским изгнанникам, находятся где-то в районе Крымского полуострова. Согласно периплу Псевдо-Скилака, составленному в IV веке, морское путешествие от Константинополя до западной части Крыма занимало как раз шесть дней и шесть ночей. Полное совпадение в таких деталях является очень интересным. В итоге возникает вопрос: есть ли другие доказательства того, что англо-саксы, переселившиеся в Византию в конце XI столетия, создали «Новую Англию» в Крыму или его окрестностях?
Варяги в Константинополе в XI-XII веках. Иллюстрация Giuseppe Rava из The Varangian Guard. 988–1453. Osprey Publishing.
Неожиданно мы можем ответить на этот вопрос «да», как продемонстрировал Джонатан Шепард в другой важной статье(6). Во-первых, у нас есть свидетельства о том, что в конце XI века Византийская империя действительно восстановила свою власть над Крымским полуостровом и Азовским морем, после того как в течение некоторого времени регион находился под турецким влиянием. Это, в частности, подразумевается из писем Феофилакта Охридского (умер около 1100 года) к Григорию Тарониту, а также из хвалебной речи ритора Мануила Ставромана, обращенной к Алексию Комнину, где говорится о восстановлении византийской власти над Киммерийским Боспором (современный Керченский пролив)(7).
Атлас Баттиста Аньезе, Венеция, Италия, 1553. ff. 11v-12 портолан Черного моря с названиями Susaco, Londina, Vagropoli (Партенит). Изображение можно увеличить.
Во-вторых, мы можем привлечь в качестве подтверждения рассказов «Саги о Ятварде» и Chronicon Laudunensis топонимику Крымского полуострова и северо-восточного Причерноморья. Речь идет о пяти названиях, которые встречаются на портоланах XIV-XVI веков. Особенно важны два из них: Susaco и Londina. Топоним Susaco (Porto di Susacho) встречается на самых старых картах XIV века. Как полагают, он может включать в себя этноним «Саксы» и возможно происходит от названия области Суссекс (Южные саксы)(8). Londina находится рядом с Susaco на более подробных картах XV-XVI веков. Вполне правдоподобно, что это название является тем, чем оно выглядит – разновидностью английского топонима Лондон (вполне вероятно, что сначала название относилось к городу, а затем было перенесено на реку, как это часто бывает в Англии, поскольку перед Londina на портоланах часто стоит flumen). Как кажется, эти названия подтверждают информацию «Саги о Ятварде» и Chronicon:
«Городам, существовавшим в этой земле, и тем, которые они построили, были даны английские имена. Они назвали их Лондоном, Йорком и в честь других больших городов Англии»
Река Вулан в Архипо-Осиповке. © Yuriy75, Wikimedia.commons
Что касается местоположения Susaco/Porto di Susacho и Londina, то портоланы помещают их на северо-восточном побережье Черного моря, к востоку от Керченского пролива(9). Два из трех других названий, что мы обсуждаем, напротив расположены к западу от него, а еще одно на севере Азовского моря. Во всех трех присутствует элемент Varang-. Первый топоним Varangolimen – окончание которого переводится с гречекого как «гавань», а само название указывает на гавань или порт, принадлежащий варягам. Второй – Vagropoli локализуется в Крыму, а третий Varangido agaria к югу от устья Дона. Хотя все три топонима имеют лишь варяжскую составляющую и не являются воспроизведением английских названий, Шепард убедительно доказал, что они подразумевают именно английских, а не скандинавских или русских варягов(10).
Все это указывает на то, что «Новая Англия» из «Саги о Ятварде» и Chronicon Laudunensis на самом деле существовала, включая в себя, по меньшей мере несколько городов в Крыму, на южном побережье Азовского моря (отмеченного на Сирийской карте 1150 года как Варяжское море) и к юго-востоку от Керченского пролива.
Вид на Партенит (на средневековых портоланах vagropoli) с горы Аю-Даг. Фото: Андрей Васильев.
В-третьих, есть независимые исторические свидетельства о существовании «земли саксов» (terram Saxorum) в этой части света в XIII столетии. Населявшие ее саксы были христианами. О них говорится, что они жили в хорошо укрепленных городах. Эти свидетельства мы находим в отчетах братьев-францисканцев, ездивших с миссией к монголам по заданию папы Иннокентия IV в 1246-47 годах. Устойчивое употребление этнонима саксы, указание на то, что они были христианами (а не мусульманами или язычниками) и на то, что они жили в Крыму и/или на побережье Азовского моря, - все это говорит в пользу того, что речь идет об англо-саксах «Новой Англии», а не о каком-то другом народе. Это еще одно очень важное доказательство. Оно заключается не только в том, что саксы-христиане жили в Крыму или Приазовье, что подтверждает историчность «Саги о Ятварде» и Chronicon Laudunensis, но также демонстрирует, что они сохраняли свою идентичность в середине XIII века.
Вплоть до этого времени они представляли собой военный фактор, с которым приходилось считаться, оказывая сопротивление татарам:
«как нам говорили там же, они осадили один город вышеназванных Саксов и пытались завоевать их, но те сделали машины против их машин и сломали все машины Татар, так что те из-за машин и баллист не могли приблизиться к городу для сражения; наконец, они сделали дорогу под землею и вскочили в город; и одни пытались зажечь город, а другие сражались. Жители же города назначили одну часть населения для тушения огня, а другая часть храбро сразилась с теми, которые вошли в город, и многих из них убила, а других ранила, заставляя их вернуться к своим; а сами Татары, видя, что не могут ничего сделать и что многие из них умирают, удалились от них»(11).
Факт существования «Новой Англии» в XIII веке не покажется удивительным, если вспомнить, что в это же время «английские варяги» продолжали службу в качестве отдельной группы в императорской гвардии. Английские поселения на черноморском побережье позволяют объяснить постоянное присутствие англичан в Константинополе, чьи ряды, возможно, пополнялись выходцами из «Новой Англии». Автор «Саги о Ятварде» в XIV веке был уверен, что потомки английских изгнанников продолжали жить там в его время («с тех пор ее населяет этот народ»), а в сочинении Псевдо-Кодина «О должностях» упомянуты варяги, которые на Рождество поют «многие лета» императору «на своем родном английском языке»(12).
Последние варяжские гвардейцы в Византии. 1. Варангопул. 2. Английский гвардеец. 3. Император Мануил Палеолог. Иллюстрация Giuseppe Rava из The Varangian Guard. 988–1453. Osprey Publishing.
Византийской империи в XI веке не только удалось вернуть контроль над частью своих бывших владений в Северном Причерноморье, что подтверждают свидетельства «Саги о Ятварде» и Chronicon Laudunensis; другими доказательствами являются топонимы, указывающие на присутствие в этом регионе англичан-варягов, а также документы XIII века об обитающих здесь саксах-христианах. Все это помогает нам предложить правдоподобное решение: «Новая Англия» действительно существовала в Крыму и на северо-восточном побережье Черного моря. Эту колонию создали в конце XI века англо-саксы, покинувшие свою родину в связи с норманнским завоеванием и поступившие на службу Византии. Их потомки контролировали некоторые территории в этом районе в течение нескольких столетий, являлись резервом для пополнения варяжской гвардии, языком которой вплоть до середины XIV века был английский.
© Текст статьи на языке оригинала: Dr Caitlin R. Green, 2015
© Перевод: Андрей Васильев, "Княжество Феодоро"
Княжество Феодоро – историко-культурный интернет-проект. Основная цель: Исследование, популяризация и возрождение культурно-исторического наследия княжества Феодоро и населявших его народов.
ПРОЕКТ "КНЯЖЕСТВО ФЕОДОРО" работает благодаря вашим пожертвованиям
Форма для пожертвования Яндекс.Деньги
Форма для пожертвования Web-money
Другие способы поддежать проект "Княжество Феодоро"
Примечания
[1] См., например, C. Fell, 'The Icelandic saga of Edward the Confessor: its version of the Anglo-Saxon emigration to Byzantium', Anglo-Saxon England, 3 (1974), 179–96; J. Shepard, 'The English and Byzantium: a study of their role in the Byzantine army in the later eleventh century', Traditio, 29 (1973), 53–92; и J. Godfrey, 'The defeated Anglo-Saxons take service with the Byzantine Emperor', Anglo-Norman Studies, 1 (1979), 63–74.
[2] Shepard, 'The English and Byzantium', особенно pp. 60–77; Fell, 'The Anglo-Saxon emigration to Byzantium', 192–3.
[3] Fell, 'The Anglo-Saxon emigration to Byzantium', 193–4; Godfrey, 'The defeated Anglo-Saxons take service with the Byzantine Emperor', 69–70. Shepard, 'The English and Byzantium', 81–4, предлагает другой сценарий, по его мнению речь идет об угрозе осады Константинополя печенегами, тюркоязычным народом, в 1090-91 гг. Но эта версия не кажется убедительной. И дело не только в том, что здесь речь идет не об осаде, а лишь об угрозе осады. Само событие произошло спустя слишком длительный период после норманнского завоевания и прекращения в Англии сопротивления норманнам (как на это указывает Godfrey: причечания на pp. 69–70).
[4] См. Fell, 'The Anglo-Saxon emigration to Byzantium', 184–5, особенно p. 185, fn. 3, что касается идентификации Сиварда/Сигурда и возможного решения некоторых вопросов, связанных с ней.
[5] G. W. Dasent (trans.), Icelandic Sagas: Vol. III. The Orkneyingers Saga (London, 1894), Appendix F, pp. 427–8. О взаимосвязи «Саги о Ятварде» и Chronicon Laudunensis и о том, что оба текста произошли от одного источника XII века см. Fell, 'The Anglo-Saxon emigration to Byzantium', 189–90.
[6] J. Shepard, 'Another New England? — Anglo-Saxon settlement on the Black Sea', Byzantine Studies, 1 (1974), 18–39. Оставшаяся часть статьи в значительной степени основана на этой работе, которую очень сложно достать, в ней предлагается глубокий и убедительный анализ источников по средневековой «Новой Англии» в Крыму и на северо-восточном побережье Черного моря.
[7] Shepard, 'Another New England?, 21–6.
[8] Shepard, 'Another New England?', 27–8; G. A. F. Rojas, "The English Exodus to Ionia": the Identity of the Anglo-Saxon Varangians in the Service of Alexios Comnenos I (Marymount University MA Thesis, 2012), p. 50.
[9] Более точная локализация затруднена. Высказывалось предположение, что Londina это название современной реки Вулан, и это, как кажется, наиболее правдоподобная версия. Susaco находится к юго-востоку от нее. С другой стороны один путешественник XIX века сообщает о турецкой крепости Sudschuk-ckala'h—Суджук-кале, построенной в 1722 году на месте будущего Новороссийска, которая, по его мнению, была наследницей Porto di Susacho. В таком случае Londina не может быть Вуланом, так как Новороссийск расположен к северо-востоку от этой реки. См. Shepard, 'Another New England?', 27–8, и J. von Klaproth (trans. F. Shoberl), Travels in the Caucasus and Georgia, Performed in the Years 1806 and 1808, by Command of the Russian Government (London, 1814), pp. 264–5. Susaco продолжали отмечать на картах и в XVIII веке, см., намеример, карту Баптиста Хмеанна Imperii Persici in Omnes Suas Provincias (1715-24) и карту Иоанна Готлиба Фасиуса Carte exacte d'une Partie de l'Empire de Russie &c. (1769).
[10] Shepard, 'Another New England?', 30–1.
[11] Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов/пер. А. И.Малеина. - М. – 1957. – с.57-58. Существует множество мнений о том, кем могли быть эти саксы, но как показал Шепард в своей статье 'Another New England?', 34–8, ни одна другая версия не является правдоподобной, если принять во внимания свидетельства об истории, месте обитания и вероисповедании саксов, содержащихся в отчетах братьев-францисканцев.
[12] S. Blöndal & B. S. Benedikz, The Varangians of Byzantium (Cambridge, 1978), p. 180; Shepard, 'Another New England?', 39.
Приложение.
Свидетельства францисканцев – участников посольства к монголам в 1245-47 гг.
Повесть монаха Бенедикта
«Итак, отпущенные принцем Бату и обвязавшие свои члены бинтами, дабы выдержать тяжести скачки, за две недели они пересекли Команию. В Комании они обнаружили множество полыни. Ибо эта земля издавна называется Понтом, так и в самом деле Овидий о Понте рассказывает:
“Только печально полынь в степи топорщится голой”.
Действительно, братья, следуя через Команию (из Киева в сторону Волги – А.В), имели по правую руку земли саксов, которых мы считаем готами, и они христиане; затем аланов - и они христиане, затем газаров - и они христиане; [и] в этой земле расположен богатый город Орнас, взятый татарами при помощи наводнения; затем земли киркасов, которые являются христианами, потом георгианов - и они христиане». (Повесть монаха Бенедикта/перевод Николай Горелов//Книга странствий. – Спб.: «Азбука-классика». – 2006. – с.74-75).
«История Тартар» брата Ц. де Бридиа
«А если в землях, которые они захватили, остались города или укрепленные замки (которые могут успешно противостоять им), где может вестись натиск стрелами и метание машинами и где запасы, продукты и питье или дрова кончаются, создавшееся положение может исправить мужество и смелость людей [находящихся в осаде]. Подобно тому, как случилось в земле древних саксонцев (in terra antiquorum Saxorum), которые часто малым количеством выходили из города и убивали многих из тартар, и пока женщины гасили подожженный тартарами город, мужчины защищали кольцевую стену; а когда тартары проникли в центр города по подземному ходу, то [осажденные] перебили [многих], а остальных обратили в бегство….» («История Тартар» брата Ц. де Бридиа//Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года. — СПб: Евразия, 2002. — с.124-125)
Плано Карпини. История монгалов
«Имена земель, оказавших им мужественное сопротивление и доселе («История монгалов» написана в 1248 году – А.В.) еще не подчиненных им, суть следующие: великая Индия, Мангия, некая часть Аланов, некая часть Китаев, Саксы. Именно, как нам говорили там же, они осадили один город вышеназванных Саксов и пытались завоевать их, но те сделали машины против их машин и сломали все машины Татар, так что те из-за машин и баллист не могли приблизиться к городу для сражения; наконец, они сделали дорогу под землею и вскочили в город; и одни пытались зажечь город, а другие сражались. Жители же города назначили одну часть населения для тушения огня, а другая часть храбро сразилась с теми, которые вошли в город, и многих из них убила, а других ранила, заставляя их вернуться к своим; а сами Татары, видя, что не могут ничего сделать и что многие из них умирают, удалились от них». (Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов/пер. А. И.Малеина. - М. – 1957. – с.57-58).
Комментарии
Comments |
|