«Он поднял глаза и мог созерцать дивный серебряный крест, отделанный самыми разными драгоценными камнями. Этот крест нес высокий священник. И видно было, что священнику тяжело нести этот крест. На нем был стихарь и туника из Константинополя. За ним следовала процессия клириков, одетых в шелковые одежды, которые громкими голосами пели молитвы»
Дорога к храму идет через живописное ущелье Черкес-Кермен – древнейший «пещерный город». Первые пещеры этого городища, представляющие собой реконструированные естественные скальные гроты и навесы были заселены еще во времена палеолита. В Средние века они использовались в качестве загонов для скота жителями одноименной деревни.
Храм, площадью около 16 квадратных метров, был центром небольшого скита, основанного в первой половине 14 века. Вряд ли в нем жило больше 2-4 отшельников.
Наиболее примечательна описываемая церковь тем, что в ней находятся лучшие по сохранности фресковые росписи времен государства Феодоро. Это единственный храм, в котором сохранилось изображение чаши-колыбели.
Первый исследователь храма Н. Репников описывал центральное изображение следующим образом:
Композиция «Поклонение Жертве», также как и видения Святого Грааля иллюстрируют главное Христианское Таинство – жертвоприношение Христа и является наглядным изображением литургической фразы: "Ты есть приносящий и приносимый".
Появление этой композиции в византийском искусстве, особенно в Сербии и Крыму, связано с широким распространением в 13-14 вв. мистических идей, которые утверждали возможность личного общения с Богом, минуя священника. Близкая аналогия фреске храма Донаторов находится в сербском храме в Сопочанах.
Также на стенах храма сохранились изображения ктиторов храма – членов княжеской семьи правителей Феодоро и сцены из Жития Святого Феодора Гавраса Стратилата. Фрески храма очень высокого уровня и восходят к лучшим константинопольским образцам этого периода.