Литургия золотой колыбели

«Он поднял глаза и мог созерцать дивный серебряный крест, отделанный самыми разными драгоценными камнями. Этот крест нес высокий священник. И видно было, что священнику тяжело нести этот крест. На нем был стихарь и туника из Константинополя. За ним следовала процессия клириков, одетых в шелковые одежды, которые громкими голосами пели молитвы»

Начало литургии Грааля в «Первом продолжении»
К западу от «кастрона Готфии» в верховьях балки Черкес-кермен находится один из самых ярких памятников крымского Средневековья связанный с легендой о «Золотой колыбели». Пещерный комплекс, вырубленный в отдельно стоящей скале, получил условное название храма «Донаторов», поскольку сохранившиеся в храме фрески изображают жертвователей храма – членов княжеской семьи.

Дорога к храму идет через живописное ущелье Черкес-Кермен – древнейший «пещерный город». Первые пещеры этого городища, представляющие собой реконструированные естественные скальные гроты и навесы были заселены еще во времена палеолита. В Средние века они использовались в качестве загонов для скота жителями одноименной деревни.

 

Храм, площадью около 16 квадратных метров, был центром небольшого скита, основанного в первой половине 14 века. Вряд ли в нем жило больше 2-4 отшельников.

Наиболее примечательна описываемая церковь тем, что в ней находятся лучшие по сохранности фресковые росписи времен государства Феодоро. Это единственный храм, в котором сохранилось изображение чаши-колыбели.

 

Первый исследователь храма Н. Репников описывал центральное изображение следующим образом:

«Изображение на синем фоне. В апсиде над престолом Христос младенец в чаше, по бокам 5 святителей в крещатых облачениях, со свитками в руках и архидиакон с кадилом».
Основу сюжета составляет группа из шести священнослужителей, совершающих евхаристию и провозглашающих, подняв стихари, перерождение плоти и крови Христовой, изображаемой младенцем в яслях-чаше, расположенной на алтаре, в самого Спасителя. Несмотря на утрату верхней части композиции, удалось прочитать некоторые из надписей, сообщающие имена святителей: св. Николай, св. Иоанн и св. Арсений. Слева находится дьякон с Чашей (его изображение почти не сохранилось), возможно, если опираться на токование литургии патриарха Германа Константинопольского (+740), представляющий Иосифа Аримафейского.
«…сверху спустилась фигура, подобная младенцу, сострадательный взор и лик его сияли и святились, подобно огню. Младенец вошел в хлеб, каковой явным образом принял человеческий облик прямо перед очами собравшихся там. Когда Иосиф постоял немного, и стало видно, как тяжело ему держать это бремя, он возложил его в Святую Чашу» («Поиски Святого Грааля»).

Композиция «Поклонение Жертве», также как и видения Святого Грааля иллюстрируют главное Христианское Таинство – жертвоприношение Христа и является наглядным изображением литургической фразы: "Ты есть приносящий и приносимый".

Появление этой композиции в византийском искусстве, особенно в Сербии и Крыму, связано с широким распространением в 13-14 вв. мистических идей, которые утверждали возможность личного общения с Богом, минуя священника. Близкая аналогия фреске храма Донаторов находится в сербском храме в Сопочанах.

Также на стенах храма сохранились изображения ктиторов храма – членов княжеской семьи правителей Феодоро и сцены из Жития Святого Феодора Гавраса Стратилата. Фрески храма очень высокого уровня и восходят к лучшим константинопольским образцам этого периода.

Часть 5. Шиварин – последний оплот готских конунгов

Роль священника в росписи храма Донаторов выполняет расположенный в конхе и возвышающийся над литургией Христос-Пантократор.