Часть 4. Литургия золотой колыбели

Кастрон Готфии

«Вскоре он уже мог видеть перед собой мощную стену, окружающую твердыню замка, и его крепкие ворота…. Он поглядел на вершину стены и увидел людей, вероятно, святой жизни – то были священники в стихарях и престарелые седовласые рыцари в одеяниях, напоминающих облачения монахов или клириков, - и на каждом из бастионов красовался крест. Прямо на стене находилась небольшая часовня, и в нее то и дело входили люди, выходившие из главного зала замка. На кровле часовни возвышалось сразу три креста, на каждом из коих был изображен золотой орел. Священники и рыцари, проходя по стене, преклоняли колени пред часовней, и время от времени обращали взоры на небо, радуясь и ликуя, словно они видят в вышине Самого Господа….В этот момент сэр Гавейн поглядел перед собой и увидел священника, выходившего из ворот замка.
- Господин мой, умоляю вас, откройте мне, что это за замок.
- Сир, это замок на въезде во владения богатого Короля – Рыбака, и внутри него сейчас совершается служба Грааля».

(«Перлесво»).

Пещерный город Эски-кермен расположен в 5 километрах к востоку от Мангупа. Городище занимает плато столовой горы. Его длина с севера на юг составляет около километра, наибольшая ширина — 170 м, высота отвесных обрывов до 30 м.

 

Город был построен в правление императора Юстиниана I в качестве пограничной крепости, охранявшей путь из степей к Херсонесу. Вероятно, именно здесь находился главный опорный пункт Империи в Горной Таврике, известный как «Климата», «Кут» или «Кастрон Готфии» с византийским гарнизоном, состоявшим из выходцев из восточных провинций империи ромеев.

В период позднего средневековья входил в состав государства Феодоро в качестве провинциального центра. Во время эпидемии чумы середины 14 века, известной в Европе как «черная смерть», жизнь на плато замирает.


Наше путешествие по Эски-кермену мы начнем по тропе, которая поднимается по пологому юго-восточному склону плато. Еще перед входом в город наш ждут два очень показательных «совпадения» топографии местности «кастрона Готфии» и легендарного Корбенка –из цикла романов о Граале.

 

В романе «Ланселот» его главный герой, прежде чем попасть в Корбеник убивает дракона, спрятавшегося в гробнице в часовне у стен замка.

После небольшого подъема справа от главной тропы мы увидим огромный камень, отвалившийся от основного массива скалы. Прямо в этом камне высечена поминальная часовня с гробницами. Однако самой главной достопримечательностью этой часовни является относительно хорошо сохранившаяся роспись. На ней изображены Три Святых воина, откуда и пошло, обозначенное в путеводителях названием мартирария «Храм Трех всадников». Один из воинов, предположительно святой Георгий, поражает копьем змея-дракона. Два других всадника, возможно Святой Дмитрий Солунский и Святой Феодор Гаврас.

В храме плохо сохранившаяся надпись: «Иссечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов».
Тропа ведет нас дальше. Однако не стоит спешить. Примерно в 50 метрах от часовни, остановимся и посмотрим наверх. Небольшой пещерный комплекс прямо над нашей головой – это храм «Успения» с изображенной в нем литургией Золотой колыбели.

В центре алтаря храма «Успения» нарисована литургия ангелов и святых отцов. Центром композиции является чаша-колыбель с Евхаристической жертвой.

 

С обеих сторон к чаше склоняются фигуры ангелов с рипидами в руках. Фигура левого ангела утрачена почти полностью.

«Сэр Гавейн взглянул на Грааль, и ему подумалось, что он видит потир, и подумалось ему, что он видит перед собою двух дивных ангелов, несущих золотые подсвечники с огромными зажженными свечами….А в самой середине Грааля он, как ему представилось, узрел образ Младенца». («Перлесво»).

Следующими от престола стояли святители. Из них частично сохранился только правый. Он в белых ризах без крестов, видны охристые омофор и палица.

 

Чаша в настоящий момент почти не видна, о ней можно судить только по фрагментам ярко-красного цвета на месте изображения воздуха. Она сохранилась только в старых описаниях фрески, позволяющих провести ее реконструкцию.

Оглядывая часовню снизу (потом у нас будет возможность осмотреть ее внутри) вспомним слова из «Перлесво»: «Прямо на стене находилась небольшая часовня, и в нее то и дело входили люди, выходившие из главного зала замка. На кровле часовни возвышалось сразу три креста, на каждом из коих был изображен золотой орел».
Золотых орлов – гербов Феодоро – в настоящий момент на пещерной кровле храма сейчас нет, но они вполне могли там находиться раньше.
Поднявшись выше, мы подойдем к главным городским воротам. Оборонительные сооружения города были уничтожены в период между 8 и 10 веками в ходе одного из конфликтов византийцев с хазарами. Но когда-то, «кастрон Готфии» защищали мощные оборонительные стены и башни. К главным городским воротам вела вытесанная в камне дорога. Сами ворота - двустворчатые, деревянные, обитые железом запирались большой балкой. Во время осады пространство перед воротами преграждалось камнем, препятствуя тарану. Перед воротами опускалась железная решётка – т.н. «катафракта».
Возможно, что удивленный средневековый путешественник, мог описать укрепления Эски-кермена теми же словами, что Кретьен де Труа описывал замок Корбеник: «Отсюда и до Бейрута вы нигде не найдете более стройной и притом возведенной в более дивном месте крепости».

Древние фортификаторы построили по всему периметру крепости стены, башни, а также высекли в пещерах многочисленные боевые казематы. Воины, находившиеся в них брали под обстрел подходы к воротам и наиболее уязвимые места по склонам. На плоских вершинах скал устанавливались камнемётные машины - баллисты, стрелявшие округлыми каменными ядрами, диаметром до 25 см.

 

Центром религиозной жизни «Крепости Готии» и прилегающей к ней области был большой базиликальный храм, построенный в 6-м веке. Некоторые авторы предполагают, что первоначально именно здесь мог располагаться центр Готской митрополии. 

Около главных крепостных ворот находится еще одна большая церковь – пещерный храм Иоанна Предтечи. Храмовый комплекс включает в себя собственно церковь, поминальную часовню и баптистерий – крещальню. Стены комплекса были расписаны фресками с изображавшим крещения Христа в водах Иоардана. Это, а также наличие в нем больших купелей позволяет предположить, что храм был посвящен Иоанну Крестителю.
Еще одна достопримечательность городища - осадный колодец, уходящий в глубь скалы. Именно с его уничтожением исследователи связывают запустение городища. Варварам удалось узнать место расположения колодца и разрушить скальную стену у его основания, что сделало колодец доступным для осаждающих.
В легендах цикла Грааля Корбеник приходит в запустение, когда его жители оказываются недостойными видеть Святую Чашу. Правитель замка Король-рыбак получает болезненную рану в бедро и оказывается не в силах защитить свою страну, которая превращается в «Опустошенную землю». Жизнь в замке еще теплится, но он постепенно приходит в упадок. Самые отважные рыцари погибают, стены и укрепления ветшают. Лишь изредка в нем происходят видения и литургии Грааля. Именно здесь главные герои цикла проходят первые инициатические приключения, которые ведут их к последующим поискам.
Эски-кермену как нельзя лучше подходит название Замка Опустошенной земли. Когда Мангуп процветал, «кастрон Готфии» уже находился в глубоком упадке, вероятно со времен византийско-хазарских пограничных конфликтов 8-10 веков. Неизвестный по имени турмарх Готфии, попытавшийся восстановить крепость Климатов следующим образом писал об агонии этого некогда славного города:
«Итак, варвары, снарядившись достаточным войском, ворвались в нашу землю как конницей, так вместе и пешим войском, думая завоевать нас с первого натиска из-за слабости городских стен и нашей робости. Им не без основания можно было так думать, так как мы сделали местом поселения разрушенный до основания город и поэтому производили атаки скорее из деревни, чем из города. Ведь земля была опустошена самими варварами раньше и достаточно разорена, стены же были разрушены до основания, и тогда сначала я первым решил снова поселиться в Климатах. Поэтому я прежде всего выстроил около него по (нашим) возможностям крепость, чтобы из нее легче, было заселить и весь остальной город».

Построенная рядом с городом крепость до сих пор видна с северной окраины Эски-кермена, это крепость Кыз-куле, на плато Тапшан.

 

Посетивший Крым в середине 16 века польский посол Мартин Броневский нашел город полностью опустевшим.

«Недалеко от Манкопа, называемого турками Черкессигерменом, то есть новою Черкескою крепостью, лежит древний город и крепость но ни турки ни татары, ни даже сами греки не знают его имени, - писал он. - Известно только, что он погиб во время греческих князей… На каменной горе, на которой расположен город, с удивительным искусством высечены в скале домы, которых следы еще явно видны, не смотря на то, что место это совершенно поросло лесом. Храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, уже разрушился, но обломки его свидетельствуют о прежней славе и роскоши города».