Часть 3. Кастрон Готфии

- замок Опустошенной земли

Город Святого Феодора
«Когда они расселись по местам и шум утих, раздался удар грома, столь оглушительный и ужасный, что они подумали, будто замок рушится. Внезапно зал озарился солнечным лучом, испускавшим сияние всемеро более яркое, чем прежде. В тот же миг они все были озарены им, как милостью и благодатью Святого Духа, и начали переглядываться недоумевая и смутившись. Но никто из присутствовавших не проронил ни слова, все словно онемели…вдруг явился Святой Грааль, накрытый покровом из белой парчи. Руки никого из смертных не касались, и не несли его. Он явился в зал через раскрытые парадные двери, и дворец сразу же наполнился благоуханием, словно все на свете ароматы были рассыпаны вокруг по чертогам». (Явление Грааля в Камелоте, начало поисков в цикле «Ланселот-Грааль»).

Представьте себе, что вы находитесь в большом полутемном зале средневекового замка. Стены зала отделаны холодным мрамором. На стенах великолепные позолоченные мозаики с изображением Христа, Святых, византийских императоров и императриц таинственно мерцают при свете лампад и свечей.

 

Откуда-то издалека вы слышите тихие песнопения на греческом языке, более возвышенные и чистые, чем все когда-либо слышанное вами. Под стенами залы эхом отдаются величественные аккорды византийской литургии – «Кирие элейсон» - «Господи помилуй».

В самом зале, преклонив колени, чинно внимают песнопениям, несколько мужчин. Они одеты в кольчуги с накинутыми на них шелковыми плащами. Их напряженные аскетичные лица выдают крайнюю степень сосредоточенности на молитве. Темные волосы и бороды, широковатые скулы указывают на то, что в жилах их течет восточная кровь. Это – последние представители римско-византийской знати. Архонты, игемоны, простатевонты и топархи. Потомки римских легионеров, византийских аскетов, готских конунгов и аланских воинов.

 

Из самой глубины зала в окружении лампад на молящихся смотрит, изображенный на фреске младенец в Чаше. Вокруг Чаши склонились в поклоне ангелы с золотыми подсвечниками и зажженными свечами, а за ними старцы в белых ризах.

Мы с вами находимся во дворце ауфентов Феодоро в городе на плато Мангуп. Отсюда мы и начнем наше путешествие. Крепость на Мангупе была построена в 6 веке для защиты византийских владений в Таврике от набегов варваров. Место для крепости было выбрано неслучайно. Плато возвышается над уровнем моря, более, чем на 500 метров, и с него видны окрестности на много десятков километров вокруг. Обрывы, достигающие в некоторых местах 70 метров, делали кастрон почти неприступным, а на самом плато было несколько источников чистой родниковой воды.

"Положение Мангупа необыкновенно, - писал один из авторов. - Находясь, так сказать, между небом и землей, он мог бы, кажется, противостоять всем превратностям мира".

В 13 веке крепость на Мангупе получает имя в честь Святого Феодора Гавраса Стратилата – Сан-Тодеро и становится столицей одноименного государства – последнего оплота Византийского мира после падения Константинополя.

 

Сейчас от города осталась лишь груды мрачных развалин, но когда-то он и его обитатели жили совсем другой яркой и бурной жизнью, творческой и напряженной. Посетивший в конце 14 века столицу Феодоро константинопольский иеромонах Матфей был поражен ее величием и красотой. С восхищением пишет он о прекрасных дворцах, храмах, мозаиках и фресках дивной красоты, фонтанах с кристальной родниковой водой, портиках и колоннах: «Нигде в мире не найдешь… более великого города, кроме, пожалуй Константинополя, И, диво дивное, меня изумляет Твое творение!».

Совершим и мы небольшую прогулку по городу Святого Феодора с теми средневековыми путешественниками, кто застал его в лучшие времена.

 

Крепость защищала оборонительная система из мощных стен и башен, длиной более километра.

«Это высокая, достигающая небес крепость на белом скальном выступе. Скала, на которой цитадель сия возвышается, имеет в окружности двадцать тысяч шагов. Раскинулась скала та, как равнина плоская, травой и тюльпанами поросшая, а вокруг нее пропасти зияют на тысячу аршин глубиной — воистину бездны адские! Доступа к этой цитадели ниоткуда нет, разве что со стороны ворот. Замок имеет семь высоких башен, а вход в них лежит через ворота, каждые из которых подобны воротам премогучей твердыни. Хотя вокруг той скалы нет гор, высотой ее превышающих, Аллах пожелал, дабы из той скалы в трех местах источники били» (Эвлия Челеби «Книга путешествий»).

Единственная колесная дорога, по которой и сегодня можно подняться на плато на джипе, огибает мыс Тешкли-бурун. Извивающаяся змеей дорога вела к главным городским воротам, а из пещерных казематов на мысе караул пристально следил за поднимающимися. Сам Тешлки-бурун отгорожен от плато стометровой стеной. Здесь под защитой цитадели находились административные здания, в том числе княжеские кладовые, княжеская капелла «Октагон», монастырь, тюрьма.

«Когда же я вошел в цитадель, я увидал остовы строений,
Прекраснейшие храмы и великолепные каменные палаты,
Множество высеченных в скале склепов, портиков и колонн,
Украшенных в тому же разноцветной живописью».

 

(«Описание города Феодоро, иеромонаха Матфея»).

Цитадель, руины которой до сих пор напоминают о былом величии Мангупа, представляла собой трехэтажный замок-донжон. По внешнему фасаду располагались узкие бойницы-амбразуры. С внутренней стороны постройка, наоборот, имела дворцовый характер. На первый этаж вел богато украшенный парадный вход, а на втором находились широкие окна, обрамленные затейливыми резными наличниками в восточном стиле.

 

Напротив цитадели расположены жилые кварталы. Сейчас почти вся территория городища заросла травой и кустарником, но глазам средневековых путешественников, смотревших на столицу Федоро со стен цитадели, открывалась совсем другая картина.

«Я увидел ровную поверхность с четырьмя мысами,
Сады, орошенные сладостными водами
Источников, бьющих из под земли, изобильных водой,
Местность с прекрасным воздухом.


Я увидел удивительные храмы с мозаичными полами,

крестово-купольные, базиликальные и округлые.
Как поведать о кафедральном соборе?
Как рассказать об архитектуре зданий».


(«Описание города Феодоро, иеромонаха Матфея»).

В верховьях Гамам-дере находится родник, вокруг него располагались дома местной знати. Недалеко от родника можно увидеть руины «Базилики св. Константина и Елены» - самого большого храма Горной Таврики. Базилика размером- 31,5 х 26,2 м была разделена двумя рядами колонн, - по шесть в каждом, - на три нефа. Она была построена в VI веке и затем неоднократно перестраивалась, просуществовав до 1475 года. Рядом с базиликой был княжеский дворец, который ныне превратился в груду камней. А когда-то это было монументальное двухэтажное здание (40х35 метров), к северной стене которого примыкала башня с винтовой лестницей, ведущей на второй этаж. Стены его были украшены фресками, а для украшения проемов использовались мраморные наличники.

От края южного обрыва идет потайная тропка. Она ведет к т.н. «Южному монастырю». Пещерная церковь монастыря – единственный из храмов Мангупа, где сохранились остатки фресковой росписи. Она представляет собой один из лучших примеров стиля «палеологовского ренессанса».

В 1475 году, спустя 23 года после падения Константинополя, после пятимесячной осады город был захвачен турецким экспедиционным корпусом, во много раз превосходившим защитников по численности и вооружению. Выстрелы турецких пушек по цитадели Мангупа поставили точку в истории тысячелетнего «христианского царства» - Византийской Империи.

Захватившие город янычары подвергли его страшному опустошению. Защитники Феодоро были либо перебиты, либо проданы в рабство. Многие говорят, что до сегодняшнего дня в этом месте остается атмосфера ужаса. Если здесь и была обитель Грааля, то никакой святости здесь не сохранилось.

 

Поклонившись могилам последних защитников византийского Православия, еще раз вспомним слова иеромонаха Матфея:

«Как мне поведать тебе о моих тяжких утратах,
О войнах и страшных событиях, о боевых отрядах…
О резне и трепете судорожном тех, кто был внутри, и тех, кто был снаружи,
О набегах, засадах, о ржании лошадей,
О стенаниях множества народа, осажденного в городе, и о погребальных плачах».