«Все же прочие мысли были заглушены неодолимым желанием увидеть высеченный на скале лик, который мог указать ему верный путь к обители богов на вершине неведомого Кадата….Ужасным и грозным казался этот резной лик, озаренный всполохами закатного солнца…. Картер тотчас понял, что человек никогда бы не сумел высечь в камне ничего подобного. Это было изображение бога, высеченное руками богов, и его очи надменно и гордо взирали с высоты на искателя. Предания утверждали, что каменный лик настолько необычен, что его нельзя ни с чем спутать, и Картер понял, что предания не лгали, ибо длинные узкие глаза, и длинные мочки ушей, и тонкий нос, и подбородок -- все выказывало принадлежность к роду не человеческому, но божественному».
Продолжим наше путешествие. К северу от Мангупа и Эски-кермена на мысе Куле-бурун возвышается 12-метровая башня, господствующая над Бельбекской долиной.
Название города Шиварин или Шурен выводят от готского scivaro – «обломок скалы, камня». В видоизмененной форме этот топоним сохранился по сей день в названии «Сюйрень», превратившись в народной этимологии в «Сирень». В путеводителях древний Шиварин называется «Сюйреньской крепостью».
Поворачивающая налево тропа приведет нас сначала к сложенной из бута насухо стене с надвратной башней, а затем к круглому двухэтажному замку высотой более 12 метров. Стена и башня сложены из хорошо отесанных квадров, что указывает на ее ранневизантийское происхождение. С северной стороны от башни - ворота.
Башня была двухэтажной. Этажи разделяли деревянные балки и настил междуэтажного перекрытия. В мирное время на первом этаже находилось караульное помещение, а на втором небольшая церковь, исполнявшая, судя по большому количеству захоронений около башни, роль княжеской капеллы.
На первом и втором этажах башни располагалось по три бойницы, а наверху - открытая боевая площадка.
Поражает сходство некоторых архитектурных деталей укрепления с готскими и романскими замками Западной Европы.
Стены верхнего храма были расписаны фресками. В настоящее время купол второго этажа башни, служившего капеллой, почти обрушился, и от его фресок остались лишь изуродованные фрагменты, поэтому судить о композиции росписи можно лишь условно. Только в основании купола сохранились несколько сцен из жизни Христа и Богоматери: в частности фрески, изображающие Рождество и Благовещенье. Роспись датируется 13 веком.
Сюйреньская крепость была построена византийскими фортификаторами в 6 или 7 веке для защиты северных границ Крымской Готии.
Впоследствии византийское укрепление превратилось в феодальный замок, где находилась резиденция архонта – правителя Бельбекской долины. Со временем замок вырос до размеров поселения.
Реконструкции замка проводились в 10 веке в связи с учреждением в Таврике фемы Климаты, и в начале 12 века в период правления прославленного императора Алексея Комнина.
Значение замка выросло после создания в Крыму государства Феодоро. В этот период площадь поселения увеличивается почти в два раза. Рядом с замком строится монастырь Святого Феодора Гавраса, обладавшей какой-то священной реликвией, возможно частицей мощей Святого. Не исключено, что замком владели представители одной из ветвей рода Гаврасов.
В 1475 году город был захвачен турками. С этими событиями связан пожар, уничтоживший часть фресок княжеской капеллы.
Однако впоследствии Шиварин становится резиденцией фанариотских христианских правителей, признавших вассалитет от Крымского ханства и сохранивших свою автономию.
Посол императора «Священной Римской Империи» Бусбек, встречавшийся в середине 16 века в Константинополе с двумя крымскими готами, упоминает этот город в своих путевых заметках: