«Но сэр Ланселот поскакал дальше, он долго ездил вдоль и поперек по дикому лесу, не разбирая дороги и положившись лишь на волю случая. Но под конец выехал он на распутье дорог, где на безлюдной равнине стоял большой каменный крест. И тогда огляделся сэр Ланселот кругом и увидел старую часовню, и туда направил он коня, думая найти там людей. Вот привязал сэр Ланселот коня к дереву, снял щит свой с плеча и повесил на сук, и приблизился он к дверям часовни, но двери оказались разбиты и обрушены. А внутри разглядел он алтарь прекрасно и богато убранный покровом из чистого шелка, а на нем стоял блистающий подсвечник с шестью большими свечами, и был этот подсвечник из серебра. И, видя такое сияние, пожелал сэр Ланселот во что бы то ни стало войти в ту часовню, но входа найти не мог. И тогда он, огорченный и опечаленный, повернул назад, туда, где был привязан его конь, снял седло и сбрую и отпустил его пастись, а сам отстегнул шлем, отвязал меч с пояса, лег на щит свой у подножья креста и уснул».
Совершенно особое место в цикле Грааля занимает некая «часовня Грааля». Она находится не в легендарном «духовном замке» Сарраса и не в замке Опустошенной земли Короля-рыбака. Это некое отдельное место, в котором избранные на пути поисков Грааля получают возможность лицезреть его литургию, которую совершает одинокий отшельник.
В цитированном выше отрывке Грааль из загадочной часовни исцеляет больного рыцаря, однако Ланселот, будучи грешным человеком, не может увидеть таинство Чаши, и довольствуется лишь смутным видением во сне:
«И еще очутился там серебряный стол, а на нем — священный сосуд Святой Грааль, еще прежде виденный сэром Ланселотом во дворце Короля-Рыболова».
В горном Крыму есть удивительное место, которое во времена государства Феодоро можно было назвать «краем часовен». Между долинами рек Кача и Бельбек на высоте около 500 метров над уровнем моря находится небольшая горная котловина. Если от Сюйреньской крепости спуститься в село Куйбышево, а затем взять курс на север по извилистой дороге и известняковым склонам, то через некоторое время мы окажемся в уютной горной долине, окруженной заросшими лесами холмами.
Здесь в Средневековье находилось поселение и крепость Керменчик, которая располагается на одноименной горе над одним из правых притоков Бельбека над селом Высокое. Сама крепость расположена в полукилометре от села на скалистой возвышенности на высоте более 700 метров над уровнем моря. Длина оборонительной стены более 230 метров, с юга находилась башня-донжон. Раскопки в укреплении до настоящего времени не проводились, однако оно ничем не выделяется среди многочисленных замков-убежищ этого же периода.
«В окрестностях Керменчика и теперь известны развалины одиннадцати церквей; девяти сохранились и названия: Троицы, Космы и Дамиана, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Успения Богородицы, Евфимия, Иоанна Предтечи и Максима. Конечно, все это маленькие церковки, от которых большею частью сохранились только едва приметные развалины; но все же я не знаю в Крыму нигде ничего даже и близко подобного! – с удивлением писал известный крымовед А. Бертье-Делагард в работе «Керменчик – Крымская глушь», увидевшей свет в 1898 году. - Если прибавить три церкви в Лаке, то на пространстве не более четырех верст окажется четырнадцать церквей».
Главной церковью Керменчика была церковь «Святой Троицы», располагавшаяся в центре средневекового села. Бертье-Делагард, оставивший ее краткое описание, пишет, что «она представляет редкое, почти единственное явление в Крыму».
«Построена она очень хорошо, из крупного штучного камня, в три корабля, когда-то перекрытых сводами и даже маленькими куполами; корабли разделялись двумя рядами восьмигранных колонн, из коих одна еще стоит на месте», - пишет исследователь.
Рядом находилась Свято-Феодоровская церковь, возможно посвященная Феодору Гаврасу. В храме хранился древний образ этого Святого, вывезенный в 18 веке во время депортации крымских греков. В 19 столетии церковь была перестроена новыми жителями села, а в 50-х годах 20 столетия разрушена.
Руины еще одного храма – «Успения Богородицы» почитаются местными татарами в качестве могилы неизвестного азиза – святого.
Недалеко от Керменчика у подножия горы Святого Ильи (с одноименной часовней на вершине) можно осмотреть храм Святого Луки. Он был построен в 1904 году на месте средневековой церкви.
Главный западный вход в храм оформлен порталом. Над дверным проемом портала надпись-дата – "Год 1904". На полуциркульных арках, обрамляющих тимпан над порталом, надпись на новогреческом языке, слова Христа:
"Придите /ко мне/ все труждающиеся и обремененные и я упокою /вас/".
Внутри храма сохранились остатки фресковой росписи: в парусах видны изображения четырех евангелистов. Евангелист Матфей изображен ангелом, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия. Евангелист Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царского достоинства Христа. Орел – символ евангелиста Иоанна и означает высоту евангелического учения и сообщаемых в нем Божественных тайн. Символ евангелиста Луки – телец, чем подчеркивается жертвенное искупительное служение Спасителя.
Расположенная «на распутье дорог» на «безлюдной равнине», церковь Святого Луки как нельзя лучше подходит под определение одинокой «часовни Грааля».
13 декабря 1941 года в Крым прибыл «рыцарь Грааля» руководитель «Айнзацгруппы Д» Отто Олендорф. Среди мест, которые привлекли его внимание, был и Керменчик. Возможно, потому что кладбища в окрестностях села считались готскими.
Однако подготовка экспедиции в окрестности Керменчика встретилась с проблемой в виде отрядов партизан, находивших убежище и поддержку среди местного населения.
Вероятно, в качестве мер по обеспечению безопасности экспедиции было решено уничтожить село Лаки, жители которого поддерживали партизан. 23 марта 1942 года село окружили немцы и каратели из добровольческого татарского батальона. Жители деревни были убиты или интернированы в другие населенные пункты, все здания в селе сожжены, сохранилась только церковь.
Об итогах экспедиции Олендорфа в район Керменчика не известно. В послевоенные годы системных раскопок советскими археологами в данном районе не велось.