Волосяной мост (Кыл-Копыр)
«И они прибыли к Мосту Меча после часа езды. На подступах к грозному мосту они сошли с коней. Мост этот отличался от всех остальных мостов. Никогда не имелось такого, и никогда не будет. Он был сделан из отполированного острого меча ослепительной белизны, нависавшего над ледяной водой. Лезвие было хорошо отточено и прочно».
Кретьен де Труа «Ланселот или рыцарь повозки»
Кыл-Копыр или «Волосяной мост» - так называется недоступная тропа между двумя гротами пещерного монастыря Качи-кальон, возвышающегося к северу от Лакской котловины, над долиной реки Кача. Образ моста «как волос» заимствован из сочинений мусульманских мистиков. Этот мост соединяет Землю с астральными сферами и Раем.
Скальный массив Качи-кальона представляет собой величественнейшее зрелище. Этот комплекс появился в результате совместной работы природы и человека. Массив тянется более, чем на полкилометра с запада на восток. В обрыве скалы пять огромных природных гротов, в которых уже человеком высечены пещерные постройки: церкви, монастырские кельи, казематы, галереи.
Пещеры располагаются в несколько ярусов и связаны между собой скальными террасами и наружными лестницами. Монастырь был укрепленным и кое-где до сих пор сохранились остатки оборонительных стен.
Наибольшее впечатление на посетивших этот комплекс оказывает четвертый грот, представляющий из себя грандиозную пещеру со стрельчатым сводом. Высота пещеры превышает 70 метров, в ней находится источник Святой Анастасии.
По свидетельству известного крымоведа Кондараки, это место получило название «Кальеон, потому что в древности здесь существовало какое-то капище с истуканом этого имени». Несмотря на то, что источник большого грота считался Святым, об этом месте в средние века ходили зловещие легенды, говорили о якобы обитающих там чудовищах, подстерегающих случайных путников.
Все это вполне согласуется с темой «Волосяного моста». Он начинается от юго-восточной части Четвертого грота и представляет собой узкий сальный карниз и тропу над пропастью, ведущую в еще один – Пятый грот. Когда стоишь около этой тропы, захватывает дух от головокружительной высоты.
В большинстве дошедших до нас текстов цикла Грааля мотив перехода моста утрачен, хотя он вскользь упоминается в ряде произведений. Однако, по мнению известного исследователя Антона Платова, этот архаичный мотив является одним из ключевых в инициации Грааля. Переход Моста-Лезвия или Моста-волоса представляет собой ни что иное как инициатическое путешествие в мир мертвых, при этом героя, как правило, ждет поединок с чудовищным Стражем Моста.
Образ Моста между двумя мирами распространен как в христианской, так и в исламской апокалиптие. Еще апостол Павел писал о мосте, «узком как волос» и соединяющим наш мир с Раем. Арабские мистики подчеркивают труднодоступность этой тропы «уже волоса». У де Труа Ланселот должен пройти голыми стопами и руками по мосту Меча, этот мост 'острее косы', а переход по нему 'полон мук и страданий'. Мост охраняют два голодных льва, однако, ступив на берег, рыцарь видит только маленькую ящерицу. После посвящения опасность исчезает сама собой.
«В райские времена человечества, - пишет Мирча Элиаде об этой концепции в работе «Шаманизм, архаические техники экстаза», - Землю и Небо соединял мост, и люди могли беспрепятственно проходить в ту и другую сторону, поскольку смерти не существовало. После того, как легкое сообщение между Землей и Небом было прервано, по мосту можно пройти только в качестве 'духа', то есть для этого необходимо умереть или впасть в экстаз. Этот переход труден, он таит в себе множество опасных препятствий, и не все души в состоянии его преодолеть; нужно противостоять демонам и чудовищам, пытающимся съесть душу; мост становится узким, как бритва, если по нему проходит безбожник и т.п.; только 'добрые', а особенно посвященные, без труда проходят через него».