Святой Савва, архиепископ Кавкасиев
Святой Савва – один из многих забытых крымских святых. О нем осталась лишь одна строчка в так называемом «Сугдейском синаксаре»
В середине XIX века в монастырской библиотеке на острове Халка в Мраморном море была обнаружена греческая рукописная богослужебная книга – «Синаксарь». В средние века Синаксарь хранился в одном из монастырей Сугдеи (Судака). Начиная с 1186 по 1419 годы, на её полях были занесены заметки об интересных событиях: о нападении на город татар, о количестве населения, о деятельности епархии, о дня памяти, почитаемых в Сугдее святых.
В приписке от 2 апреля 1318 года отмечено: «В этот самый день поминовение святого отца нашего Саввы, архиепископа Кавкасиев».
Кем был св. Савва? За что причислен к лику Святых? Почему Кавказского архиепископа почитали в Сугдее? Нам остается только строить предположения на основании немногих разрозненных фактов по истории Крыма и Кавказа бурного XIII века.
Первое упоминание самостоятельной Кавказской кафедры относится к 1282 году, когда ее глава архиепископ Василий присутствовал на заседании синода в Константинополе. В последующие десятилетия она неоднократно упоминается в нотициях Константинопольского патриархата и синодальных актах. Весьма примечательно, что статус Кавказское митрополии был достаточно высок, в списках епархий, она стоит перед Готской и Зихской кафедрами, хотя и после Аланской.
Разумеется, учреждение новой кафедры, а также ее высокий статус должны объясняться военно-политическими процессами, которые происходили в это время на Северном Кавказе.
После того, как в 1238-1239 году монголы нанесли сокрушительный удар по Кавказской Алании, она исчезла с карты Кавказа как независимая политическая структура. Многие горцы продолжили сопротивление завоевателям, и военное противостояние в регионе продолжалось до последней четверти XIII века. Его кульминацией стал захват 8 февраля 1278 года монгольскими войсками, в составе которых были отряды вассальных русских князей, города Дедяков – последнего крупного аланского форпоста. Постигшая Аланию катастрофа стала причиной массового исходя ее населения, сравнимого по масштабу с участием алан в Великом переселении народов. Принявшие монгольское подданство аланские феодалы со своими отрядами переселились в Китай. Другие группы алан, не желавших признавать власть монголов, бежали в Приднестровье, Венгрию, Византию.
В свою очередь освободившиеся земли были заняты адыгами, которые под давлением татар переселялись на восток в предгорные и горные районы Кавказа. Значительная часть из них, по крайней мене номинально, была христианами.
Marigny Tatibout. Черкесы совершают жертвоприношение в честь креста.
Здесь в отличие от адыгов-касогов и джигетов-зихов, которых окормляла Зихско-Таматархийская епархия с кафедрой в Таматархе-Тмутаракани-Матреге, оказавшейся под татарским контролем, черкесские общины могли сохранить независимость в ущельях Кавказа и на землях к югу от Тупасе. К 1318 году Кавказские горы русский летописец называет Черкесскими, подтверждая тем самым свершившийся факт масштабного переселения черкесов с побережья во внутренние области материка.
Хотя, большая часть этих территорий ранее входила в Аланскую митрополию, этнический состав ее населения изменился. Поскольку для Византии времен первых Палеологов Кавказ все еще представлял геостратегический интерес, ее власти пошли на учреждение отдельной церковной кафедры для окормления свободных общин адыгов и джигетов. О степени этого интереса говорит ее высокий ранг митрополии и автокефальный статус.
Согласно одной из версий кафедральным центром новой митрополии мог быть храм в поселке Лоо, близ Сочи, руины которого сохранились по сей день. Последние ее упоминания содержатся в синодальных актах 1356 и 1364 годов.
План и реконструкция храма в Лоо (рис. Р. Соколова, реконструкция Н. Верхоланцевой)
О жизни и подвигах Святого Саввы до нас не дошло никаких источников, кроме записи в сугдейском служебнике от 2 апреля 1318, свидетельствующей о том, что его почитали и в Крыму.
В.А. Кузнецов предполагает, что Святой Савва был преемником Василия Кавказского, хотя не исключено, что он мог быть и его предшественником.
Однозначных свидетельств в пользу связи св. Саввы с Крымом нет. Считается, что его культ был принесен в Сугдею переселенцами с Кавказа. Но может быть, сам святой происходил из этого города? Интересно, что в окрестностях Сугдеи находился монастырь и храм св. Саввы. Они давно разрушены, но память о них сохранилась в названии Ай-Саввской долины.
В 1896 году председатель Таврической ученой архивной комиссии А.Маркевич нашел в долине тесаные камни больших размеров, захоронения, нательный крест и большое количество бус. Другими исследователями обнаружены осколки керамики VIII-XII веков, медальон с изображением св. Дмитрия Солунского, а также капитель от храма.
В 1917 году Н. Марксом была издана легенда о монастыре св. Саввы:
«Их было три, три старых, почти слепых монаха. Таких старых, что забыли бы как их зовут, если бы не поминали каждый день за молитвой:
— Павло, Спиридо, Василевс.
Пришли татары, взяли крепость, сожгли Сугдею.
Кто уцелел, бежал в горы; разбежались и монахи.
Только Павло, Спиридо и Василевс остались у Ай-Саввы, у святого Саввы, потому что куда бежать, если не видишь, что на шаг впереди. И еще потому, что, когда долго живешь на одном месте, трудно с ним расстаться.
В тот год раньше времени настала студная зима и покрылись крылья Куш-кая, Сокол-горы снежным пухом. Сильнее прежнего гудел Сугдейский залив прибоем волн; плакал, взвизгивая, острый ветер ущелья; по ночам выл зверь у самой церковной ограды. А перед днем Рождества налетела снежная буря и не могли старцы выйти из своих келий, чтобы помолиться в церкви.
Уже несколько дней не встречались они и не знали — живы ли или нет.
Но в праздник Василеве, менее старый, чем другие, ударил в церковное било и когда на зов его никто не отозвался, догадался, что Павло и Спиридо оставили его одного навсегда.
Стоят рядом кони, не думают один о другом, а уведут одного — скучает другой.
Взгрустнулось Василевсу. Видно близок и его час.
— Савва, преподобный отец, — молился Василевс, опустившись на церковную плиту, и думал о близком конце.
Но стих ураган, и в церковное оконце залетел солнечный луч.
Обрадовался ему Василевс. — Может быть, еще поживу.
Придет весна, запоет в лесу хоралом птиц, заходит перед Творцом благоуханием земли.
— Докса си, Кирие, докса си. Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Так думал Василевс и улыбнулся своей мысли.
— И хора инэ одельфи дие липие.
— Радость и печаль — сестры, только одна стоит впереди и не хочет оглянуться на другую, пока не случится.
Распахнулась тяжелая дверь. Оглянулся Василевс. У входа сверкнули мечи.
— Вот монах, — крикнул передовой, и рванул Василевса за руку, чтобы показал, где скрыты богатства.
Потянулся Василеве взглядом к алтарю. Он последний, кто служил перед ним, кто благодарил Творца за радость жизни.
Убьют его, запустеет храм, рухнут стены.
И воззвал к Савве, чтобы спас обитель.
Точно спала на миг пелена с глаз, озарилась церковь лучистым светом, и из-за престольного камня поднялся в свете высокий старик.
И когда напавший ударил Василевса мечом и брызнула на пол его кровь, светлый старик коснулся рукой престольного камня.
И из него истек источник живой воды.
— Мегас и Кирие, ке фавмаста та ерга су. Велик Ты, Господь, и чудны дела Твои.
* * *
Прошли тысячи зим мягких и суровых, забыли в Айсавах о святом Савве, а источник бежит по-прежнему из-под престольного камня и там, где пробегает светлый ключ — растут цветы и плоды, и радуется человек».
© Андрей Васильев
© graal.org.ua
Подробнее о Кавказской митрополии можно почитать здесь
Комментарии