Династия Гаврасов
Род Гаврасов, из которого вышли правители Феодоро, сирийского или малоазиатского происхождения. Первые представители рода известны с X века, уже в это время род считается знатным, а выходцы из него входят в ряды византийской аристократии. Сирия и Восточная часть Анатолии были приграничными областями Империи и полем непрестанных войн с мусульманами. Именно здесь в обстановке пассионарного напряжения формировалась новая аристократическая элита, игравшая ведущую роль в Византийской империи на протяжении трех столетий (с X по начало XIII века).
Самый известный представитель династии, впоследствии ставший ее патроном Феодор Гаврас родился около 1050 года в городе Арта в малоазиатской области Колония. Когда в 1071 году византийцы были наголову разбиты сельджуками в битве при Манцикерте, имперские войска ушли из восточных регионов Анатолии. Местным феодалам пришлось отбиваться от турок собственными силами. Молодой полководец Феодор Гаврас собрал в своих наследственных владениях отряд воинов и без помощи из Константинополя освободил от мусульман город Трапезунд, а впоследствии полностью очистил от них фемы (провинции) Халдия и Колония. Императору ничего не оставалось делать, как признать его правителем этих областей. В 1098 году он начал военную кампанию против сына султана Хорасана Исмаила. В сражении у города Байбурта в Армении Феодор Гаврас попал в плен и спустя несколько месяцев принял мученическую смерть в Эрзеруме за отказ принять ислам.
В начале XII века он был признан местночтимым мучеником, а в XIV столетии причислен Православной церковью к лику Святых.
Гаврасы правили в Трапезунде до середины XII века, но впоследствии были вытеснены из своей столицы представителями императорской династии Комнинов. Некоторые члены семьи обосновались в Константинополе.
Другая ветвь рода играла важную роль в Трапезундской империи. Третья ветвь обосновалась в Таврике. Наконец, представители четвертой ветви, берущей начало от полководца Михаила Гавраса и принцессы Евдокии Комниной создали независимое владение в Болгарии – деспотат Копривстицы, которое просуществовало в качестве автономного византийского княжества в составе Османской империи до конца XVIII века.
Представители крымской ветви семьи Гаврасов находились в родственных связях с императорскими династиями Великих Комнинов и Палеологов, аристократическими родами Асанов (цари Болгарии), Душанов (господари Молдавии), Цымблаков, черкесскими княжескими домами. Великий князь Московский Иоанн III сватал за своего старшего сына Ивана дочь правителя Феодоро Исаака Елену. Сестра последнего деспота Феодоро Александра – Мария «деспина Молдовлахии» была женой господаря Молдавии Стефана Великого.
Источники о Феодоре Гаврасе
Анна Комнина о Феодоре Гаврасе:
Эмигрировавшие в Московию члены семьи Гаврасов стали основателями российских аристократических родов Головиных, Ховриных, Третьяковых, Гавриловых и Харламовых. Один из представителей российской ветви Гаврасов был признан Святым в Русской Православной Церкви под именем Святого Кассиана Углического.
Из Жития Святого Феодора в Великом Синаксаре:
"В царственном городе (Константинополе) находился Феодор Гавра. Зная дерзость и энергию этого человека, Алексей решил удалить его из столицы и потому назначил дукой Трапезунда, города, который тот ранее отобрал у турок. Гавра был родом из горных районов Халдии и завоевал славу доблестного воина, ибо превосходил всех людей своим умом и мужеством. Ни в одном, даже самом малом деле, не терпел он неудач и постоянно брал верх над своими противниками, а, завладев Трапезундом и, распоряжаясь им как своей собственностью, он и вовсе стал непобедим".
«Но вместо того, чтобы смягчить свое сердце, Амурали стал еще более жестоким и приказал подвергнуть Святого Феодора самым жестоким пыткам. Сначала Святого положили лицом на снег и начали хлестать плетьми, требуя отказаться от нашей Святой и Истинной Веры. Однако все было напрасно. Святой Феодор остался таким же твердым как «Гора Сион» (Псалтирь 125:4). Он продолжал молиться, обращаясь к Небесам: «Спасибо тебе Царь Царей, Сын и Меч Божий спасибо за то, что обратил внимание на меня недостойного. Дай мне силы, Господи, стать достойной жертвой перед Твоим лицом, также как ты для спасения человеков распялся на Кресте. Сподобь меня войти в Царствие твое».