English (United Kingdom)Russian (CIS)

А Н О Н С

ost111

Эзотерические экскурсии и
туры с тренингами от автора книги
«В погоне за Шамбалой»,
гида-переводчика,
экскурсовода
Андрея Осташко

mesoeurazia little banner 02a

Княжество Феодоро

Крестовоздвижение в с. Солнечноселье, 22 ноября 2010 года.

There are no translations available.

22 ноября 2010 г., в день Божьей матери Скоропослушницы, в горном посёлке Солнечноселье состоялось знаменательное историческое событие, - был освящён и установлен крест, обозначивший место, где группой энтузиастов во главе с Ириной Свешниковой планируется строительство храма, на участке, который ей принадлежит. Впоследствии в этом месте будет построена школа духовного развития для молодёжи. Для таинства освящения креста был приглашён местный батюшка из Голубинки – отец Сергий, который ранее принимал участие в освящении креста в самой Голубинке на месте средневекового храма, а также на массиве Бойка, что неподалёку, на руинах Храма Христа Спасителя, - месте, которое сегодня называют Крымской Христианской Шамбалой.

Участники мероприятия были из разных мест - из Ялты, Алушты, Севастополя, Харькова и Днепропетровска, среди них был и депутат Олег Батюков. Прежде, чем "врости" в землю Тавриды , крест побывал в Святых местах бывшего Новороссийского края - в Святогорской лавре, Днепропетровске, Херсоне, Николаеве, Симферополе, Севастополе, после чего конечным пунктом своеобразного "Крестного хода" стало село Солнечноселье. Так, Православие, практически изсчезнувшее из этих мест, возвращается на свои исходные земли.

Солнечноселье до 1945 г. именовалось Аиргуль. На сегодняшний день село находится в Бахчисарайском районе и входит в состав Голубинского сельсовета. Происхождение названия до сих пор вызывает споры: в названии видят и розу — гуль (гюль), и сад — аир (чаир), а выдающийся исследователь Тавриды - А. Л. Бертье-Делагард считал название производным от Ай-Йори - Святой Георгий. Селение Аиргуль, как и многие другие, исторически состояло из двух частей — маале-кварталов, каждый квартал всегда имел собственное название, в Аиргуле это - Ашага — нижний, нижняя часть села и Юхары — верхний, каждый, соответственно, со своей приходской мечетью. Исторически Солнечноселье — это Нижний, или Ашага-Аиргуль.

air2

Сегодня в селе более 80 дворов, в которых, по переписи 2001 г., проживает 174 человека. Площадь села — 38 гектаров. Ранее оно входило в совхоз (ныне ЗАО) Ароматный, сейчас активно развивается как горный курорт. Солнечноселье расположено практически в центре района, на водоразделе рек Бельбек, и Кача в центре Внутренней Гряды Крымских гор, на высоте 356 м над уровнем моря. Село состоит из двух частей, лежащих одна выше другой по склону горы Чуку на расстоянии полукилометра, бывших ранее отдельными сёлами — Верхним и Нижним Аиргулями. Расстояние до автомобильной трассы Бахчисарай-Ялта 4 км, до райцентра Бахчисарай - около 34 км, ближайшая железнодорожная станция — Сирень в 25 км, соседние сёла: Аромат - 4 км и Высокое — 3 км через перевал Керменчик высотой 540 м.

air3

Село, как и все другие в округе, древнее, но детальных археологических исследований не проводилось. Эти сёла существовали возможно ещё во времена древних тавров, после – в период раннего средневековья – в эпоху готской «Страны Дори» и аланского «Края Сорокоградье», а впоследствии княжества Феодоро, и входили в личные владения князей Гаврасов. Населяли их православные христиане, потомки готов и алан, - всех их в позднем средневековье называли - таты, а окрестные земли соответственно - татским илем — то есть татским краем. После падения Феодоро в 1475 г. сёла присоединили к Османской империи в составе Мангупского кадылыка Кефинского эялета. По языку местных жителей горного края называли ромеи, говорившие на греческом, и урумы, говорившие на татарском, - обе группы исповедовали православие. В состав Крымского ханства они входили всего девять лет - от обретения ханством независимости в 1774 г. до присоединения к России в 1783 г. К тому времени христиан в Аиргуле, видимо, практически не осталось, так как в «Ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах» А. В. Суворова от 18 сентября 1778 г. деревня не упоминается, хотя, часты были случаи, когда не желавшие покидать родину греки срочно принимали ислам.

Тогда же название деревни впервые встречается в крымско-татарских документах — в фирмане хана Шагин-Герая и в Камеральном описании Крыма 1784 г. как две деревни (на самом деле — маале) «Бакчи-сарайскаго каймаканства Мангупскаго кадылыка Аируги и Другой Аируги». Вскоре после присоединения Крыма к России, 8 февраля 1784 г. было введено новое административно-территориальное деление, по которому Аиргуль, как одна деревня, был отнесён к Махульдурской волости Симферопольского уезда Таврической области, - с 8 (20) октября 1802 г. — Таврической губернии. Упоминается Аиргуль и в губернаторских документах от 3 октября 1796 г. по случаю выделения земли надворному советнику Оспурину. Согласно составленной в 1805 г. «Ведомости о всех селениях, в Симферопольском уезде состоящих…» в Аиргуле в 29 дворах проживало 175 человек исключительно крымских татар, а на карте 1817 г. обозначено два Аиргуля, с общим числом дворов — 27.

В результате реформы административного деления 1829 г. Аиргуль отнесли к Озенбашской волости, а в 1838 г., с образованием Ялтинского уезда — во вновь образованную Багатырскую волость нового уезда, в составе которой деревни состояли до советской реформы административного деления в 1921 г. На карте 1842 г. деревни впервые обозначаются отдельно и в Ашага-Аиргуле записано 25 дворов. После проведённой в 1864 г. VIII-й ревизии был составлен «Список населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 г.», в котором в Аиргуле записано 70 дворов, 455 жителей, 2 мечети и стоит сноска, что: «По военно-топографической карте состоит из двух участков: Ашага и Юхары Аиргуль». На той же карте 1865 г. в Ашага-Аиргуле — 23 двора. В «Памятной книге Таврической губернии 1889г», составленной по результатам Х-й ревизии 1887 г., Аиргуль записан опять один со 115 дворами и 583 жителями, а на военно-топографической карте 1890 г. два Аиргуля: в Нижнем 53 двора, все жители — крымские татары.

air4

По переписи 1897 г. в Аиргуле числилось 559 жителей, исключительно мусульман. В «Статистическом справочннике Таврической губернии. Ч. 2-я. Статистический очерк, выпуск восьмой. Ялтинский уезд, 1915 г.» записано опять одно село Аиргуль. На 1926 г., по новому административному делению, сёла разделили официально и Нижний Аиргуль отнесли к Бахчисарайскому району, а само село было центром Аиргульского сельсовета, ликвидированный в 1930-е годы, т.к. на 1 января 1941 г. Аиргульский сельсовет не существовал. После освобождения Крыма во время Великой Отечественной войны состоялась депортация местного населения — согласно Постановлению ГКО № 5859 от 11 мая 1944 г. 18 мая 1944 г. все крымские татары Нижнего Аиргуля были переселены в Среднюю Азию. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 21 августа 1945 г. село Нижний Аиргуль было переименовано в Солнечноселье, а Верхне-Айригульский сельсовет — в Солнечносельский. В село завезли переселенцев из Украины. Село административно, с 1933 г., входило Куйбышевский район, но 30 декабря 1962 г., согласно Указа Президиума Верховного Совета УССР «Об укрупнении сельских районов Крымской области», село Горное присоединили к Солнечноселью, а Солнечносельский сельсовет объединили с Зелёновским, который, вместе с районом, присоединили к Бахчисарайскому.

Андрей Осташко, архонт «Общества Святого Феодора Гавраса», 1 декабря 2010 года, Таврида, Севастополь.

AddThis Social Bookmark Button

Календарь

2015
September
Mo Tu We Th Fr Sa Su
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

АРХОНТЫ

fadeeva

российский ученый, кандидат исторических наук