Суфизм – это эзотеричесоке мировоззрение в рамках ислама, представители которого считают возможным посредством личного психологического опыта непосредственное духовное общение (или даже соединение) человека с Богом. Мистическое внеопытное знание (гнозис) достигается, как считают суфии, путем экстаза и озарения.
Хотя суфизм – чисто исламское явление он вобрал в себя предшествующие традиции мистического восточного христианства, зороастризма, буддизма, неоплатонизма и язычества. Официальные толкователи закона всегда относились к суфиям с подозрением, но, поскольку в исламе отсутствуют понятия ортодоксии и ереси в христианском смысле этого слова, суфиям в основном удавалось уживаться с официальными светскими и духовными властями. В этом отличие ислама от христианства, где подобного рода течения почти всегда признавались опасными для официальной церковной идеологии, а их последователи изгонялись из церкви.
Суфизм появился почти одновременно с исламом. На первом этапе наставники-мистики (в основном странствующие) и их ученики формировали общины с целью совместных поисков озарения. Они разрабатывали индивидуальные и коллективные методы созерцания, а также упражнения с целью вызвать экстатические состояния.
В дальнейшем стали появляться суфийские организации: братства или ордены, основанные на преемственности обучения мистическому опыту. В рамках братств вырабатывалась структура и иерархия. Суфизм становился все более популярным, в том числе и среди обычных верующих. У него появляются тысячи и десятки тысяч сторонников…
Неудивительно, что именно суфии вели активную миссионерскую работу, обращая в ислам соседние племена и народы, не мечом, а силой слова и аскетическими подвигами. Известно, что четвертый золотоордынский хан Берке принял ислам именно от суфийского шейха Сайф ад-дина ал-Бахарзи. Источники сообщают, что повелитель огромной державы, три дня простоял, преисполнившись смиренности и кротости, у дверей шейха, и только затем был допущен к нему.
В Крыму суфизм начал распространяться в 13 веке, и в последующие столетия завоевал просто колоссальную популярность среди крымских татар. Его поддерживали крымские ханы, а в восточном Крыму, существовали целые суфийские поселения.
Суфизм изначально не был единым, а представлял собой целый конгломерат школ, сект и братств, подчас враждующих между собой. К каким же братствам принадлежали крымские суфии?
Ценнейший исторический источник по истории суфизма в Крыму – книга турецкого путешественника Эвлии Челеби, который был на полуострове в 1666-1667 годах. Посещая крымские города, он скрупулезно описывал суфийские обители – текие и указывал на разные братства, к которым они принадлежали.
Согласно Челеби, одним из самых влиятельных орденов в Крыму в этот период был орден мавлавийя, известный также как братство «кружащихся дервишей».
Основателем ордена был Джалаладдин аль-Руми поэт-мистик персидского происхождения, бежавший от монголов в Малую Азию. Джалаладдин преподавал юриспруденцию и каноническое право и был уже состоявшимся человеком и богословом, когда при дворе сельджукского султана повстречал бродячего дервиша Шамса из Тебриза. Существует много версий их встречи. Каждая из них с большей или меньшей долей драматизма живописует обращение Руми: знаменитый правовед и богослов становится одним из величайших мистиков и, может быть, самым гениальным религиозным поэтом ислама.
В основе учения Руми лежат музыка и танец: "В музыкальных каденциях, – говорил Руми, скрыта тайна; если бы я ее открыл, она перевернула бы мир". Музыка пробуждает дух, заставляя его вспомнить о своем подлинном отечестве и напоминая ему о конечной цели. "Все мы причастны телу Адама, – пишет Руми, – и мы слушали эти мелодии в раю. Хотя вода и глина посеяли в нас сомнение, мы все-таки что-то припоминаем".
Танец для последователей школы Руми символизирует вращение сфер Вселенной. Помещение, где кружатся в танце дервиши, является символом космоса, "планеты вращаются вокруг солнца и вокруг своей оси. Барабаны служат напоминанием о трубах Судного Дня. Круг танцующих разделен на два полукружья, одно из них представляет арку нисхождений, или инволюцию душ в материю, а другое – арку восхождений душ к Богу".
Танец указывал на обращение духа вокруг цикла вещей с целью достичь эффекта получения откровения и познания тайны – гнозиса. Вращение передавало отношение между духом и Богом. Прыжки свидетельствовали о необходимости перейти из человеческого состояния в состояния объединения с Богом.
Центром этого ордена в Крыму была обитель на территории городища Эски-юрт, (Бахчисарай), где находились мавзолеи крымских ханов. Покровителем братства был хан Мехмед Герай IV. Он и построил для ордена теккие (молитвенный дом). Позже в 19-м веке здесь обосновались дервиши из близкого к мавлави ордена саади. В 1914 году для ордена было построено новое текие, выполнявшее функции мечети, которая в 1950 году была разрушена, а на ее месте построен городской рынок Бахчисарая. Сейчас крымские татары требуют вернуть им историческую святыню.
Молитвенные собрания дервишей на рубеже 19-20 веков описаны в литературе, в частности в статье Михайло Коцюбиньского «Под минаретами». Согласно этим описанием в начале 20 века членов братства в Крыму было около 200 человек.
Россиянин Михаил Шевляков (человек чуждый мистическому складу ума) так описывал богослужение дервишей ордена саади в мечети на улице Азиз в Бахчисарае:
Это описание опровергает умозаключения некоторых современных психологов, бывших наблюдателями лишь современных «сама» (радений дервишей) о том, что наступление трансперсональных состояний при их практиках редкость. Как видно из свидетельства россиянина-рационалиста в такого рода состояния еще сто лет назад входили не только непосредственные участники обряда, но и его наблюдатели.