В конце 19 века российский академик Александр Веселовский, посвятивший немало лет исследованию традиции Грааля, убедительно доказал, что она зародилась на христианском Востоке в первые века нашей эры, и что перенесение легенды на западную почву состоялось в эпоху Крестовых походов «механическим путем».
По мнению Веселовского, истоки легенды о Граале лежат в неортодоксальных христианских общинах Сирии, Эфиопии и Левко-Сирии (Малой Армении). Рыцари и трубадуры, отправляясь в походы с целью освобождения Святой Земли, встречались с восточной христианской традицией, несомненно, более древней, нежели католические традиции Западной Европы. Они заимствовали легенды, апокрифические мотивы и образы, перерабатывая их в своем европейском духе.
Все это заставляет нас предположить, что Грааль был так или иначе связан с Византийской империей – православным государством-цивилизацией, чей культурный авторитет в христианском мире в течение тысячелетия был неоспоримым.
Действительно, романы цикла Грааля имеют множество византийских аллюзий. Так, эпизоды, связанные с присутствием во время распятия Христа Иосифа Аримафейского заимствованы из распространенных на Востоке апокрифов «Евангелия от Никодима», «Деяний Пилата» и, особенно, «Книги Иосифа Аримафейского».
В оригинальном тексте, известном как «Мабинагион», хранительницей священной чаши или блюда выступает императрица Константинополя.
В «Первом продолжении» процессия Грааля напоминает византийскую службу:
Связь процессии Грааля с византийской литургией не подлежит сомнению. Торжественная процессия во время византийской службы на удивление близка той, которую описывают Кретьен и Робер де Борон. В частности вслед за чашей, которую несет священник, служка выносил Священное копье, олицетворяющее копье Лонгина. Ничего подобного нет в римской мессе. Кстати, эта реликвия также неразрывно связана с регионом, который Веселовский считал родиной легенд о Граале. Римский сотник Лонгин, пронзивший бок Христа на кресте, умер, согласно житию в малоазиатской области Каппадокия.
В «Младшем Титуреле» Альбрехта фон Шарфенберга (13 век) говорится, что после исчезновения Грааля в Константинополе хранилась его копия:
Есть все основания предполагать, что в Константинополе хранилась реликвия, признанная в качестве Чаши с Кровью Христа, судьбу которой мы можем вкратце проследить по письменным источникам. В Византийской церкви с 4 века существовал особый праздник обретения Святой Чаши Господней, который приходился на 3 июля. Первое упоминание об этом празднике мы встречаем в одном из самых старых типиконов (монашеских уставов) монастыря Святого Гроба Господня в Иерусалиме.
Известно, что в 394 году Чаша находилась в Иерусалиме в храме Сиона, поставленном на месте, где проходила Тайная Вечеря. Впоследствии, вероятно, в 6 веке она была перевезена в Константинополь. По мнению авторитетного исследователя Василия Лурье, который отождествляет ее исключительно с Чашей Тайной Вечери, она могла храниться в Монастыре Святых Апостолов, символически изображавшем в византийской традиции Сионскую горницу.
Однако есть все основания предполагать, что Чаша с кровью Христа находилась в другом храме – церкви Фаросской Божьей Матери при императорском дворце, где хранились реликвии, связанные со Страстями Христовыми.
На иконе из этой церкви сохранилось перечисление ее реликвий:
Более определенно о сокровищах этого храма сообщил участник Четвертого крестового похода Робер де Клари:
Весьма примечателен и тот факт, что описанный у Вольфрама Эшенбаха и Альбрехта фон Шарфенберга замок Грааля, представляет собой, по мнению искусствоведа М. Верли «огромную ротонду, (построенную) с помощью достижений византийской техники». Эту мысль, кстати, прекрасно уловил Макс Брукнер, один из авторов декораций к опере Рихарда Вагнера «Парцифаль», изобразивший замок Гралля в виде византийского храма.
По своим колоссальным размерам Замок Грааля напоминает еще один константинопольский храм – церковь Святой Софии – самое грандиозное по тем временам христианское сооружение.