Голова на блюде

«Это чаша и блюдо, на коем Господь Иисус Христос вкушал пасхального агнца со Своими учениками. Это блюдо – явленное лишь тем, кого Я почел Своими верными слугами, то самое, коего вид пагубен для неверных. И поскольку оно открывает себя лишь верным, оно и зовется Святым Граалем».

«Поиски Святого Грааля»

Весьма с интересной интерпретацией «золотой колыбели» еще несколько десятилетий назад мы могли встретиться в селе Бия-Сала (Верхоречье), находящемся в нескольких километрах от Качи-кальона.

 

На сельском кладбище находятся остатки храма св. Иоанна Предтечи. Все что осталось от этого некогда великолепного храма – глубокая полукруглая ниша. Церковь была заложена в 14 веке и восстановлена в 1587 году. Об этом осталась надпись: "Воздвигнут от основания и покрыт святый и чтимый храм честнейшего и славнейшего пророка, предтечи и крестителя Иоанна, смиренною рукою Константия, архиерея и настоятеля Готии, старанием, помощью и иждивением господина Бината Темирского, на память его и его родителей, лета 7096, в ноябре месяце". В 1596 году эта церковь упоминалась в грамоте Бориса Годунова как получающая помощь из московской казны.

До 70-х годов прошлого столетия храм украшала фреска 15-16 веков. Впоследствии замечательный археолог О.И. Домбровский инициировал снятие фрески со стен храма и передачу ее Бахчисарайскому музею в надежде на ее реставрацию. Однако эти надежды оказались тщетными. В связи с халатными обращением с фреской со стороны сотрудников Национальной академии наук она была фактически уничтожена, поэтому сейчас судить о ней мы можем только по попыткам реконструкции, которые предпринимались О.И. Домбровским.

 

Фреска имела два яруса: верхний, где на лазурном фоне был изображен Деисус: поясные изображения Христа, девы Марии и Иоанна Крестителя и нижний со знакомым нам сюжетом «поклонения жертве». Сюжет представлял собой изображение младенца-Христа, лежащего на большом круглом жертвенном блюде, с обеих сторон которого стояли в полный рост по три святителя, а у самых краев оконного проема - два ангела с опахалами-рипидами.

Это разночтение между чашой и блюдом встречается у многих авторов, тогда как в более поздних произведениях говорится о «пяти формах Грааля», в число которых входят Чаша, блюдо и камень. Не забудем, что сам храм посвящен Иоанну Крестителю, чья отрезанная голова была преподнесена Иродом Саломее на блюде. Поиск и авторитет этой реликвии в Средние века были лишь немногим менее популярными, чем поиски Грааля.

Любопытно также, что согласно "Диатаксису" патриарха-исихаста Филофея Коккина (середина 14 века) дискос - блюдо является символом колыбели младенца-Христа, т.е. блюдо на фреске и Золотая колыбель это одно и тоже.

Интересное пересечение этих тем мы встречаем в цикле «Мабиногион». Во время процессии Грааля в романе «Передур» события развиваются следующим образом:

«Тут Передур увидел двух слуг, несущих громадное копье, с которого на пол стекали три струи крови. Когда же все в зале увидели это копье, то принялись плакать и причитать так, что горестно было смотреть на них. И еще через какое-то время в зал вошли две служанки, несущие блюдо, на котором лежала окровавленная человеческая голова. Тогда все, кто был в зале, издали горестный стон, и нелегко было его слушать».

Часть 9. Басман: место, куда нельзя ступать

Главное отличие фрески из храма Иоанна Предтечи от аналогичных изображений в храмах Успения, Донаторов и Евграфия заключается в том, что Младенец изображен в жертвенном блюде.