Палеологовский ренессанс
XIII век

Существование государства Феодоро совпало с одним из самых ярких периодов в истории мировой культуры, известным как «палеологовский ренессанс». По мнению искусствоведа Г. Колпаковой «основой этого блистательного расцвета становится интенсивное возрождение духовной жизни…Заключительный этап византийской культуры отличается активным творческим началом, энергией поисков, повышенным интересом к искусству как к самому главному делу жизни. Словно в преддверии неминуемого конца византийская культура подводила итог своему развитию».

Более сложная фресковая роспись, включающая в себе большое количество сцен и композиций, находится в Успения. В настоящий момент она сохранилась лишь фрагментами. Однако, эти фрагменты позволяют предполагать не только балканские влияния, но и продолжения культурного взаимодействия с Сирией, Малой Азией и Арменией.

Ранний период палеологовского ренессанса (конец 13 века) отличается ростом влияния на византийское искусство славянских народов Балкан. В живописи главным образом Сербии, а также Болгарии в то время смело разрушались старые каноны, нарастала жизненность образов, приобретавших динамичность и яркость выражения.

 

Самыми яркими примерами этого периода в Таврике являются фрески эски-керменских храмов «Успения» и «Трех всадников», иконографически и стилистически близкие к передовой сербской и болгарской живописи того времени.

 

Основу композиции росписи погребального храма «Трех всадников» составляют три святых воина: Святой Феодор, Святой Георгий и Святой Дмитрий. Их образы проникнуты динамикой и отличаются беспокойной ритмикой линий и острым сочетанием зеленых, желтых, густо-красных тонов в изображениях лиц.