Тайны Инкерманского монастыря

«В поднебесных скалах по обеим сторонам долины… имеются разнообразные пещеры, на двух ярусах расположенные с высеченными в скале нишами… Эти пещеры единственны в своем роде и выглядят так, как будто только что возникли из-под кирки крушителя скал Ферхада. При виде их человек от удивления и восхищения палец к устам подносит!»

- так писал о пещерных храмах Инкермана турецкий путешественник Эвлия Челеби. О неизвестной истории Инкерманского монастыря, о которой не пишут в путеводителях и не рассказывают туристам - читайте в материале нашего корреспондента.

Главный храм Инкерманского пещерного монастыря носит имя Святого Климента Римского. Правда это название он получил в середине XIX столетия, когда в средневековом монастыре появились российские монахи. Известно, что когда монастырь был греческим, этот храм назывался базиликой Святого Георгия. А вот никаких исторических свидетельств о почитании римского епископа в Средние века не только в Инкермане, но и в Херсонесе просто нет…

Римский папа Климент – историческое лицо, упоминаемое в раннехристианских источниках. Он считался учеником апостолов, жившем в Риме с 60-х годов по РХ. В конце I века Климент стал третьим после апостола Петра римским епископом. Его смерть на основании источников датируется 103 годом. Большинство историков склоняются к мнению, что именно он был автором «Послания к коринфянам» - очень ценного источника по истории ранней Церкви.

 

Только вот у мученичестве епископа Климента в древней церкви не знали. Так отец церкви Ириний Лионский (II век) перечисляя римских епископов упоминает о мученической смерти только одного из них - Телесфора (ум. 135-137). Другой христианский апологет Евсевий Кесарийский, автор многотомной «Церковной истории», написанной в IV веке, утверждает, что Климент занимал римскую кафедру в течение 10 лет, после чего «скончался», передав служение епископу Евересту. Судя по тексту, Евсевий считал, что Климент умер в Риме и естественной смертью.

Ошибка «учителя славян»

Первые упоминания о мученичестве Климента относятся только к началу V века, то есть появляются спустя 300 лет после его смерти. Впервые об этом заговорил в 410 году латинский клирик и переводчик Тураний Руфин. Идея о первом римском папе мученике – ученике апостола Петра – пришлась по душе на Западе. После того, как мученичество Климента было авторитетным образом подтверждено папой Зосимом (418 год), его больше никто не ставил под сомнение. Правда о месте смерти его писали по разному, одни считали, что смерть постигла Климента в Италии, другие, что в Греции.

 

Около V века появляется Житие Климента Римского на греческом. Именно здесь, впервые встречается упоминание Херсонеса Таврического как места ссылки папы. Он, якобы, был сослан в Крым на мраморные каменоломни около Херсонеса Таврического. Здесь он проповедовал христианство и совершил множество чудес. В частности, в безводной местности, его молитвами забил источник. По приказу римских властей Климент принял мученическую смерть – с якорем на шее он был брошен в море. Волны прибили его тело к берегу и ученики святителя похоронили его на одном из небольших островов.

В 861 году в Херсонес прибыл посол византийского императора Константин (Кирилл) Философ, известный как один из создателей славянской азбуки. Вместе с херсонесским епископом Георгием он предпринял экспедицию в окрестности города, где находились мощи неизвестного святого, которого он на основании Жития отождествил с Климентом Римским. Гробница Святого находилась на небольшом островке, как полагают историки, в Казачьей бухте. Позже Константин перевез часть мощей Святого в Рим, где их приняли с большим почетом, а также написал «Канон на обретение мощей Климента Римского». Святой Кирилл пользовался таким авторитетом не только в славянском, но и во всем христианском мире, что после этого мученичество римского епископа Климента в Херсонесе стало считаться доказанным фактом.

 

В середине XIX века, когда по инициативе архиепископа Иннокентия Таврического произошло восстановление древнего пещерного монастыря в Инкермане, стали утверждать, что именно здесь проповедовал Климент Римский, который таким образом еще и стал считаться патроном Инкерманского монастыря. Основанием для этого послужила фраза из «Жития» о том, что Климент был сослан на работу в каменоломнях. Правда, в Инкермане добывали известняк, а не мрамор, но это благочестивых насельников монастыря ничуть не смутило. Также как и тот факт, что по Житию Климент трудился в пустынной и засушливой местности, каковой, конечно не может считать Инкерманская долина, по которой течет Черная речка.

В дореволюционном научном мире эта новая легенда не нашла никакого признания, но октябрьская революция поставила точку в дискуссиях о месте проповеди и смерти Климента Римского. Когда же после падения коммунизма в СССР вновь начали возрождаться церкви и храмы легенда о Клименте прочно обосновалась не только в православных брошюрах, но и в совершенно некритичных по отношению к агиографическим источникам научных работах.

 

Между тем, интересно, что многие дореволюционные критики легенды были отнюдь не атеистами, а верующими людьми.

Так, знаменитый церковный историк профессор Василий Болотов, автор многочисленных трудов по истории древней церкви, проанализировав источники, впервые поставил под сомнение вопрос о мученичестве епископа Климента в Крыму. По его мнению, «факт принесения мощей из Крыма св. Константином нисколько не устраняет сомнений, возникающих из отсутствия нужных свидетельств в древней христианской литературе», таким образом «вопрос о месте мученической кончины Климента приходится считать темным и неразрешимым на основании древних исторических памятников». Болотов был не только признанным специалистом в своей области (достаточно сказать, что он в совершенстве владел 20 современными и древними языками), но и тесно работал со Священным Синодом Русской Православной Церкви. Цитированная нами работа впервые была опубликована с разрешения Синода.

Вместе с тем, Болотов признал, что нахождение около Херсонеса мощей неизвестного святого является историческим фактом, задокументированным историческими источниками. Ответить на вопрос, чьи же мощи нашел святой Константин попытался младший современник Болотова замечательный ученый Дмитрий Спиридонов, расстрелянный большевиками и недавно признанный новомучеником. Он опубликовал несколько работ, посвященных Клименту Римскому.

Спиридонов блестяще доказал, что возможным автором первого текста Жития Климента Римского был уже упомянутый нами Тураний Руфин. Этот клирик пользовался среди современников очень сомнительной репутацией. Для него ничего не стоило так составить перевод того или иного труда, чтобы в нем почти ничего не осталось от оригинала, либо, наоборот, выдать чужое произведение за свое. Не брезговал Руфин подлогами и откровенными фальсификациями, особенно, когда необходимо было повысить авторитет римского престола. Так, работу языческого философа Секста он перевел с большими переделками и приписал св. мученику папе Сиксту II. Вероятно, Руфин, до которого в течение 300 лет никто не знал о мученичестве Климента, составил подложное Житие на основании трех источников 1) Информации о херсонесском мученике IV века, которого Спиридонов называет «Климент с якорем»; 2) Жития святого Климента Анкирского, 3) «Псевдо-Киментин», апокрифического произведения составленного еретиками-гностиками и ложно приписываемого Клименту Римскому.

 

Эта подделка, хотя и написанная на греческом языке, широко распространилась на Западе, тогда как на Востоке вплоть до VII века считали, что Климент Римский умер своей смертью. Впоследствии Католическая церковь в эпоху генуэзской экспансии в Крым использовала ее для обоснования своего натиска на Восток. Один из римских пап даже намеревался построить в XIV веке католический собор Климента Римского в православном Херсонесе.

Что касается Херсонеса, то здесь действительно был свой местный почитаемый мученик, принявший смерть (утопленный с якорем на шее) очевидно в IV веке. Об этом есть несколько свидетельств, которые говорят о почитании в Херсонесе святого мученика Климента, Но авторы этих свидетельств не считают его Климентом Римским. Так, Феодосий Африканский (VI век) говорит о почитании в Херсонесе «господина Климента», а путешественник и правоверный католик Гильом де Рубрук (XIII век) также отделяет почитаемого в Херсонесе святого от папы Климента.  Именно этого мученика принял за Климента Римского святой Кирилл, не знавший о подложности «Жития» римского епископа. Косвенно, это подтверждает и записанная в позапрошлом столетии татарская легенда о некоем праведнике, утопленном с якорем на шее за то, что он принял веру в Христа. Причем этот праведник считается уроженцем Херсонеса Таврического.

 

Херсонесский мученик принял смерть недалеко от города в Казачьей бухте, где и находилась гробница с его мощами, но вряд ли имел какое-либо отношение к Инкерманскому монастырю.

Это подтверждают современные исторические и археологические данные. Известно, что в Средние века на территории Инкермана были церкви Святого Георгия, Вознесения Господня, Святого Евграфия, Святой Софии Премудрости Божьей и монастырь Иоанна Предтечи. Никаких упоминаний о почитании здесь Климента Римского не сохранилось. Неправдивы также рассказы о создании Климентом Римским христианских общин на территории Инкермана во II веке нашей эры. Современный Инкерманский монастырь был основан только в XIV столетии во времена княжества Феодоро. Если же и уместно говорить о древних христианских храмах в Инкермане, то находились они на соседней – Загайтанской скале. Аскетичные и бедные пещерные церкви высеченные здесь более напоминают период раннего христианства, хотя и их ученые относят только к VIII веку. Правда эти храмы сегодня полностью разрушены в результате деятельности человека, вот и приходится экскурсоводам выдавать за древность по историческим меркам позднесредневековый «новодел».

 

Ровно сто лет назад новомученик Дмитрий Спиридонов считал, что пора восстановить историческую справедливость и отделить вопрос о священномученике Клименте Херсонесском от вопроса папе Римском Клименте. Но, увы, в постсоветским обществе вновь востребована не настоящая история Церкви и ее мучеников, а легенды и мифы с вполне определенной идеологической направленностью.

© Андрей Васильев.
© graal.org.ua

Часть 2