«Когда все разошлись ромейский царь отнес колыбель в самую отдаленную глубину пещеры, опустился на колени, и подняв руки к небу, произнес заклятие:
- Всеведущие духи! Призываю вас в эту мрачную годину скрыть то место, где хранится колыбель. Наш народ погибнет ради спасения священной для него Святыни. Погибну и я с семейством, охраняя нашу святыню. Вы, добрые духи, будете видеть мои предсмертные муки, и слышать вопли невинных детей моих. Умоляю вас, ради пожертвовавших собой собратий моих, ради смерти детей моих – отныне принять на сохранение эти бесценные вещи, за принадлежность которых умирает целый народ с государем!
- «Аминь!» - послышалось в отдаленных гротах.
- Заклинаю кровью нашей, - продолжал царь, - и того, кто решится взглянуть на эти сокровища с умыслом похищения: пусть он лишится рассудка и, подобно бешеному волку, рыщет по горам до тех пор, пока погибнет жалким образом.
- «Аминь!» - повторили духи».
Почему Грааль исчезает из нашего мира? В романе «Поиски Святого Грааля» сам Христос объясняет 12 избранным рыцарям причины его исчезновения. Они просты: жители нашего мира (Опустошенной земли) стали слишком греховными, для того, чтобы видеть его, они не чтили и не ценили соседство Грааля. Поэтому он перенесен в Саррас – таинственный город на Востоке - где он покоится в «духовном дворце», построенном в виде византийского храма.
Во всех легендах цикла Грааля он уходит на Восток. Но идет ли речь о географическом пункте на Востоке? В христианской традиции Восток – как место земного Рая противопоставляется мирскому Западу: «Спасти хотя мир, Восточе востоком, к темному западу и естеству нашему пришед, смирился еси до смерти».
В поздних романах о Граале объясняет мистический смысл этого загадочного города на «Востоке». Речь в них идет не о богатом восточном городе, каким с первого взгляда представляется Саррас. Речь идет о сакральной пещере в Центре Земли, олицетворяющей человеческое Сердце – обиталище Духа. Так, в немецкой поэме «Состязание певцов в Вартбурге» (около 1260) король Артур, забрав чашу Грааля, ушел со своими рыцарями в пещеру внутрь горы, подобно ромейскому царю из крымской легенды о золотой колыбели. В других текстах сам Грааль отождествляется с некоей сакральной реальностью – точкой пересечения между Земным Раем и лимбом, в котором избранные пребывают до Страшного Суда. Как отмечается в анонимном тексте 1410 года, это место находится в уединенной пещере в горах:
Согласно мнению филологов, «Басман» слово тюркское и переводится как «место, куда нельзя ступать».
В средние века на плато существовало поселение с замком-крепостью, основанное около 8 века. Склон хребта Басман, обращенный к долине реки Донги, увенчан почти стометровой стеной известняков, в которой зияют входы в таинственные пещеры. В настоящий момент здесь выявлено 8 пещер и одна шахта. Археологи обнаружили в пещерах выровненные полы, подпорные стены, подтески сводов, гнезда для балок перекрытий и навесов. В обрыве между пещерами есть высеченные в стене гнезда и выступы, следы деревянных висячих лестниц, которые соединяли пещеры разных ярусов и выходили наверх – в замок. Однако сейчас лестниц нет и пробраться к пещерам можно только по узкой и опасной тропке, подстраховываясь за выступы скал и корни деревьев.
Вход в самую большую пещеру Басмана представляет собой огромную арку, похожую на раковину для большого оркестра, высотой 5 и шириной 14 метров, от которой открывается чудесный вид на Бабуганский массив, горы Чучель, Чёрную, Роман-Кош, хребты Внутренней гряды. Пещера карстового происхождения, заложена в известняках позднеюрского возраста. Вход в нее разделен надвое огромной натечной колонной, за которой пол резко понижается и ступенями круто уходит в глубь массива на 62 метра. Куполообразный свод пещеры поднимается почти на два десятка метров. Зал пещеры хорошо освещен естественным светом. В ней находился средневековый некрополь и одноапсидный храм X-XV вв, гармонично вписанный в пещерный ландшафт - туфовый свод и входные известняковые арки храма поддерживались естественной колонной и выступами пещерной стены.
Именно здесь, судя по легендам, и была скрыта от глаз людских чаша-колыбель, изображенная на фресках крымских храмов.
Как ни странно, археологические данные подтверждают легенду. Если верить преданию, колыбель была замурована в пещере скалы Басмана в результате произошедшего землетрясения и сопутствовавшего ему обвала после заклятья ромейского царя:
Опасность путешествия на Басман подтверждается тем, что там и сейчас нередко пропадают люди.
В конце романа «Поиски Святого Грааля» три рыцаря, соответствующие трем составным элементам состоявшегося Человека, находят Грааль в «духовном замке» Сарраса. Эти три счастливчика: Галахад (пневма), Парцифаль (душа) и Борс (физическое тело).
Парцифаль становится новым Хранителем Чаши и лишь Борс (физический человек) возвращается к людям, чтобы рассказать им об увиденном.